Александр Майсурян (maysuryan) wrote in ru_polit,
Александр Майсурян
maysuryan
ru_polit

К юбилею. Творчество Булгакова как "демонстрация всесокрушающей силы большевизма"


Михаил Булгаков, 20-е годы. Известные фотографии Булгакова с сугубо старорежимным атрибутом — моноклем

125 лет назад, 3 (15) мая 1891 года, родился Михаил Афанасьевич Булгаков. Писатель, которого можно было бы назвать и киевским в той же мере, как и московским — но при этом мало кто выразил в своём творчестве такое неприятие идеи "незалежности", как он. Поэтому определение "украинский писатель" к нему, конечно, вряд ли подходит – ещё меньше, чем к Гоголю, наследником творческих традиций которого он сам себя считал.
Привожу ниже написанный мной несколько лет назад небольшой очерк о восприятии пьесы Булгакова "Дни Турбиных" в советской Москве 1920-х годов (а действие её, напомню, происходит чуть ранее в Киеве).

"БЕЛАЯ ГВАРДИЯ" В КРАСНОЙ МОСКВЕ

В 20-е годы деятелей театра постоянно упрекали за их приверженность "старому миру". "Революция во многих театрах коснулась только вешалки", – шутили юмористы.

Например, в 1923 году советская печать с возмущением приводила слова режиссёра Московского Художественного театра Константина Станиславского, который пожаловался американским журналистам: "Какой это был ужас, когда рабочие врывались в театр в своей грязной одежде, непричёсанные, неумытые, в грязных сапогах, требуя играть революционные вещи!". На карикатуре Дмитрия Моора режиссёр на гастролях радостно кланялся "чистой" западной публике: "Леди и джентльмены! Как я счастлив, что не вижу перед собой этой советской черни!.."
Поэтому настоящим вызовом стала постановка в 1926 году Художественным театром пьесы Михаила Булгакова "Дни Турбиных" (по роману "Белая гвардия"). Пьеса, как и роман, весьма сочувственно показывала белогвардейцев. Спектакль пользовался оглушительным успехом, но в печати многие требовали его запрета. Заканчивалось представление под звуки "Интернационала" – в город входила Красная армия. Сатирик Савелий Октябрёв по этому поводу острил: "И "Белая гвардия" кончается Интернационалом, а всё-таки она "Белая гвардия"".
На карикатуре Д. Моора в журнале "Крокодил" в 1927 году Булгаков, стоя на сцене посреди своих золотопогонных героев, горько рыдает: "Прошли золотые дни Турбиных!" "Да, – утешает его Станиславский, – но зато сколько раз и при каких сборах!..". Сталин посмотрел спектакль не менее 17 раз и как-то признался исполнителю главной роли, что его усики видит даже во сне... "Спектакль здорово берёт за душу, – говорил он. – Против шерсти берёт".
Сталину не раз приходилось объяснять, почему спектакль не запрещают: "Почему так часто ставят на сцене пьесы Булгакова? – писал он в 1929 году. – Потому, должно быть, что своих пьес, годных для постановки, не хватает. На безрыбьи даже "Дни Турбиных" рыба. Конечно, очень легко "критиковать" и требовать запрета... Но самое лёгкое нельзя считать самым хорошим... Что касается собственно пьесы "Дни Турбиных", то она не так уж плоха, ибо она даёт больше пользы, чем вреда. Не забудьте, что основное впечатление, остающееся у зрителя от этой пьесы, есть впечатление, благоприятное для большевиков: "если даже такие люди, как Турбины, вынуждены сложить оружие и покориться воле народа, признав своё дело окончательно проигранным, – значит, большевики непобедимы, с ними, большевиками, ничего не поделаешь". "Дни Турбиных" есть демонстрация всесокрушающей силы большевизма. Конечно, автор ни в какой мере "не повинен" в этой демонстрации. Но какое нам до этого дело?".
Сталин расшифровывал, почему он столь высоко оценивает Турбиных. Он говорил: "Даже такие люди, крепкие, стойкие, по-своему честные, в кавычках... Но Булгаков не хочет обрисовать того, что хотя они, может быть, честные по-своему люди, но сидят на чужой шее, за что их и гонят. У того же Булгакова есть пьеса "Бег". В этой пьесе дан тип одной женщины – Серафимы и выведен один приват-доцент. Обрисованы эти люди честными и прочее, и никак нельзя понять, за что же их, собственно, гонят большевики, ведь и Серафима, и этот приват-доцент – оба они беженцы, по-своему честные, неподкупные люди, но Булгаков, на то он и Булгаков, не изобразил того, что эти по-своему честные, неподкупные люди сидят на чужой шее. Их вышибают из страны потому, что народ не хочет, чтобы такие люди сидели у него на шее. Вот подоплека того, почему таких по-своему честных людей из нашей страны вышибают. Булгаков умышленно или неумышленно этого не изображает. Но даже у таких людей можно взять кое-что полезное. Я говорю в данном случае о пьесе "Дни Турбиных"...".


Карикатура Д. Моора на М. Булгакова, К. Станиславского и артистов-исполнителей спектакля "Дни Турбиных" по "Белой гвардии". 1927 год
Tags: История, Коммунизм, Россия, Украина
Subscribe
promo ru_polit april 1, 00:00
Buy for 80 tokens
Что делать, если вы не успели совершить все необходимые для самоизоляции покупки, а в 100 метрах от подъезда не оказалось торгового центра? aliexs рекомендует скоротать время и порадовать себя приятными мелочами на глобальной виртуальной торговой площадке. Нажимая на любую из картинок…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments