Вячеслав Новицкий (viacheslav_sn) wrote in ru_polit,
Вячеслав Новицкий
viacheslav_sn
ru_polit

Будущее экономики. Как жить без конкуренции?

Мы хорошо знаем из вузовского курса экономики, что отсутствие конкуренции порождает монополии, а монополии – это всегда плохо. Не имея соперников, монополии заплывают жиром и, вместо того, чтобы совершенствовать продукт, увеличивают его цену. Проблема монополизации – это проблема далеко не только одной экономики. Несменяемость власти также порождает множество негативных последствий. Засилье в искусстве «уважаемых стариков» ведет к бунту молодого поколения и всяческой альтернативщине. И так далее – примеров из жизни миллион. В общем, как ни крути, а все, что человек сделал хорошего – он сделал в борьбе, состязании, преодолении. Если же мы выстраиваем командно-административную систему, вся суть которой в том, что место свободы выбора в ней занимает приказ сверху, мы подвергаем эту систему опасности монополизации.

Так это выглядит, если смотреть на проблему абстрактно, вне времени и пространства.Если же привязать ее к тем обстоятельствам, в которых мы находимся здесь и сейчас, то никакого альтернативного выбора у нас нет. Мы сегодня не выбираем, как жить – через конкуренцию мелких производителей или засилье производителей крупных. Мы сегодня ищем способ существования в условиях диктата крупных форм. Но разве сам этот поиск не является полем международной конкурентной борьбы? Выходит – конкуренция никуда не девается, она просто меняет формы.

Легко может статься, что конкуренция между отдельными юридическими лицами, отдельными хозяевами-предпринимателями – это самая первая, примитивная форма конкуренции, примерно, как доцивилизационный период существования человечества. Борьба – это постоянное условие существования всего живого, нас этому научил еще Дарвин. Поэтому, на мой взгляд, думать о том, что мы сейчас отказываемся от борьбы – слишком самоуверенно. Борьба еще только начинается, а то, что было до нее – просто разминка.

Так, в СССР конкуренция существовала и чувствовала себя довольно неплохо. Между собой конкурировали авиационные конструкторские бюро, автомобильные заводы, тракторные заводы, фабрики одежды и так далее – в принципе, все, кто производил продукцию широкого пользования. И хоть в Госплане рисовали конкретные цифры для каждого предприятия, а также зону охвата их товаров, потребитель при возможности выбора предпочитал «Волгу» «Жигулям», а «Жигули» – «Москвичу». На этом поприще и разгорались самые драматические конкурентные сражения. Авиационные конструкторские бюро конкурировали не за внимание граждан, а за заказы от правительства. Битва тоже стояла нешуточная! И советский человек знал несколько марок пассажирских самолетов – Як, Ту, Ан, Ил. В военной отрасли было представлено несколько марок самолетов и прочей техники. На «нижнем» уровне – конкуренция была не менее жесткой. Металл и прокат Новолипецкого Металлургического Комбината ценился выше, чем, например, Магнитогорского, и все, кто производил из металла, стремились получать его именно с Новолипецкого Комбината.

Как видим, наличие самых жестких, можно сказать, самых «дремучих» административно-плановых отношений, ни от какой борьбы не избавляло, а просто переводило ее на новый уровень. Может, этот уровень был хуже качеством, чем обычная рыночная конкуренция, но, учитывая то, что в плановом хозяйстве СССР к такой «неформальной» конкуренции относились вообще отрицательно, нам для иллюстрации излагаемых в данном посте мыслей, его достаточно.

Еще один заслуживающий внимания пример конкуренции внутри командно-административных систем – это т.н. «социалистическое соревнование», движение «передовиков производства» в СССР. В конкуренцию включились не юридические лица, так как это понятие в условиях единой централизованной экономики стало бессмысленным, а отдельные граждане. Шахтер Донбасса соревновался с шахтером из Кемерово, кто больше выработает угля за смену. Борьба поощрялась руководством страны и Партии, для победителей предусматривались значительные вознаграждения и призы. В результате этой борьбы процесс добычи угля был существенно рационализирован, добыча увеличилась в несколько раз без изменения в материальных средствах, просто за счет более качественной организации труда, как говорят сегодня – Teambuilding.

Новые формы конкуренции, да и вообще взаимодействия внутри крупной производственной системы, мы видим и на примере современных корпораций, демонстрирующих очень интересные решения в этой области. Отношения внутри корпорации Apple не сравнить с отношениями внутри какой-нибудь Sony. Так «выправляется» линия на подавление свобод и возможностей самореализации, с которым корпорации ассоциируются, и находятся оптимальные варианты взаимодействия. В помощь здесь и современные достижения в области автоматизации производственных процессов.

Паки и паки повторюсь: нам не надо ничего выдумывать - решения, как ответ на необходимость, вызванную прогрессом, возникают сами по себе, по мере появления этой необходимости. Общество вполне способно эти решения находить в рамках стихии собственного существования. Вопросы управления здесь сводятся только к тому, чтобы помогать таким решениям пробивать себе дорогу. Необходимо в принципе признать, что всерьез, исходя не из ложных потребностей псевдорынка, организацией крупных корпоративных систем занимались пока очень мало. Фактически, как традиционные корпорации росли из мелкого бизнеса, так они и сохраняли структуру внутренних взаимоотношений. Поэтому мы видим перекосы, видим негибкую структуру, видим засилье карьеристов – и боимся. На самом деле мы просто видим перед собой вызов, который необходимо преодолеть. Зная человечество, можно сказать с уверенностью: оно этот вызов преодолеет. Ну, а, чтобы вообще прекратить сомнения, просто вспомним, что мы говорим о внутренней конкуренции внутри одного государства-корпорации: внешнюю же конкуренцию, конкуренцию мирового рынка, никто пока не отменял.

Данный пост является главой из книги "Экономика: куда мы пришли и куда пойдем дальше"
Subscribe
promo ru_polit апрель 1, 00:00
Buy for 80 tokens
Что делать, если вы не успели совершить все необходимые для самоизоляции покупки, а в 100 метрах от подъезда не оказалось торгового центра? Правильно — скоротать время и порадовать себя приятными мелочами вам поможет глобальная виртуальная торговая площадка. Нажимая на любую из картинок ниже, вы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments