Иван Рощепий (roshchepiy) wrote in ru_polit,
Иван Рощепий
roshchepiy
ru_polit

Реальные итоги импортозамещения


Импортозамещение в последние два года стало новой реальностью России и основным фактором развития отечественной экономики. Несмотря на это, о реальных итогах процесса рядовые россияне имеют довольно размытое представление: новостные сводки не дают четкой картины того, насколько успешно удается замещать иностранные товары, а представители власти, как водится, в своих речах делают акцент лишь на положительных итогах.


Понятно, что такой трудоемкий и сложный процесс, как импортозамещение, не может проходить совсем без сложностей. Сам по себе он носит характер слома прежних производственных связей, выстроить заново которые в одночасье не всегда реально. Более того, свое влияние на его эффективность оказывают, помимо шоковых внешних условий, структурные проблемы российской экономики, значительное снижение покупательной способности россиян и следующее за ним снижение спроса на продукты промышленности и сельского хозяйства, а также нестабильность финансового сектора, влияющая на активность отечественных предпринимателей.

Однако с момента принятия Западом антироссийских санкций и последовавшего за этим введения Россией продовольственного эмбарго действительно сделано немало. Говорить здесь можно о поддержке государством предприятий реального сектора (только на АПК в 2015 году было выделено 256 млрд рублей из федерального и региональных бюджетов); о стимулировании промышленности путем финансирования индустриальных парков и технопарков в регионах, на что из бюджета в 2013-2015 годах поступило финансирование в размере 135,5 млрд рублей. Нужно отметить также и ряд структурных изменений: принятие закона «О промышленной политике РФ», направленного на увеличение конкурентоспособности российской промышленности и развитие импортозамещения; создание специального регулирующего органа – Правительственной комиссии по импортозамещению, в ведение которой переходят все связанные с процессом вопросы в гражданских отраслях экономики и вопросы оборонно-промышленного комплекса; уменьшение роли госкорпораций (путем изъятия части дополнительных доходов в пользу бюджета) и нефтяного сектора (путем отмены налоговых льгот) в экономике и многое другое. Но самым важным является то, что импортозамещение, которое на протяжении 20 лет носило стихийный характер, наконец стало целенаправленной государственной политикой.

О реальных итогах этой политики логичнее всего судить по статистическим данным, которые помогают сформировать представление об эффективности процесса в тех или иных отраслях и результатах замещения иностранной продукции продукцией отечественной (хотя при этом, конечно, вопрос ее качества остается за рамками данного анализа).

Так, по данным Центробанка России, экспорт и импорт РФ по методологии платежного баланса в млн долларов США за последние два года существенно сократились – на 35% и 43,2% соответственно:



По данным Росстата, в 2015 году значительнее всего уменьшился импорт машин, оборудования, сельскохозяйственных товаров:



Как видно, сокращение за два года в среднем в разных сферах подтверждает общее падение импорта примерно на 40%. При этом при оценке данных показателей необходимо учитывать как валютную переоценку курсов, так и факт падения экспорта и импорта в количественном выражении.

Отчеты Министерства экономического развития за последние два года свидетельствуют, что за это время наметились значительные изменения в структуре российского импорта. В 2014 году увеличился удельный вес ввозимых продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, химической продукции, и при этом уменьшилась доля машин, оборудования и транспортных средств, металлов. Больше всего сократился импорт в стоимостном выражении грузовых железнодорожных вагонов – на 81,2%, строительной техники – на 36,3%, грузовых автомобилей – на 28,0%. Снизился также и физический объем ввозимых товаров: тех же бульдозеров было импортировано почти на 31% меньше.

Данная тенденция продолжилась и в следующем году. Импорт машин, оборудования и транспортных средств в стоимостном выражении сократился еще на 40%. Значительно уменьшилось также количество ввозимого продовольствия и продукции химической промышленности.

По данным Росстата, произошло существенное сокращение количества ряда импортируемых продовольственных товаров. Только в 2015 году на 198,6 тыс. тонн снизился ввоз мяса, на 111,8 тыс. тонн –мяса птицы, на 153,5 тыс. тонн – рыбы, на 73 тыс. тонн – сыра и творога, на 44 тыс. тонн – молока и сливок. Также упал импорт подсолнечного масла, соли, картофеля, помидоров, огурцов, других овощей и фруктов.

Перед российской экономикой появилась главная проблема: количество ввозимых товаров уменьшилось, но потребность в них никуда не делась. Для постепенного решения этой дилеммы правительством России и был взят курс на импортозамещение.

Каковы его промежуточные итоги?

Согласно недавнему заявлению директора департамента стратегического развития и проектного управления Минпромторга РФ Василия Осьмакова, импортозамещение есть там, где для него создана база, а именно: в фармацевтике, пищевой и лесозаготовительной промышленности. По его словам, процесс чувствуется и в других областях, а существенных результатов принятой политики стоит ожидать через 5-7 лет.

Однако наиболее точно о результатах импортозамещения можно судить, лишь соотнеся показатели сокращения импорта и показатели роста производства по отдельным группам товаров. При этом необходимо принять за аксиому, что потребности государства и его населения в тех или иных продуктах осталось неизменным.

По данным отчетов Министерства экономического развития за 2014 и за 2015 года, количество произведенного мяса увеличилось на 477,4 тыс. тонн; производство мяса птицы – на 653,5 тыс. тонн; сыра и творога – на 281,6 тыс. тонн. Такого роста удалось достичь за счет масштабного субсидирования сельского хозяйства и животноводства государством.

Таким образом, в сельском хозяйстве пищевой промышленности удалось «залатать дыры» после значительного снижения импорта по большинству групп товаров. Не удалось, однако, существенным образом нарастить производство молока и рыбы, что объясняется удорожанием материально технических ресурсов и заемных средств.

В других же отраслях ситуация выглядит иначе.

Не удается полностью приспособиться к новым экономическим реалиям машиностроению. Здесь наблюдается падение производства практически всех групп товаров: автомобилей, автобусов, грузовиков. На 45,6% снизилось производство грузовых вагонов (при сокращении импорта на 80%), что объясняется образовавшимся в 2012-2015 годах «избытком» парка. Для того, чтобы стимулировать производство в отрасли, правительством РФ был установлен запрет на эксплуатацию грузовых вагонов с продлённым с 2016 года сроком службы, что должно увеличить привлекательность приобретения новых вагонов. Однако нельзя не отметить и положительную тенденцию: в последний месяц 2015 года по данной позиции имел место рост в размере практически 25%, что связано, согласно отчету МЭР, с рядом институциональных и структурных изменений в отрасли.

Наблюдалась отрицательная динамика и в других элементах программы импортозамещения: станкостроении, металлургии, легкой промышленности, строительстве. Значительное снижение объемов производства в этих областях, как и в целом в экономике, вызвано слабым спросом, снижением инвестиционной активности, сокращением числа заказов, ростом нормы сбережений населения.

При этом успехов удалось достичь в химической промышленности, прирост которой в 2015 году составил 6,3%. Рост наблюдался практически по всем группам товаров, что объясняется выходом на проектную мощность запущенных ранее предприятий. Например, в группе «пластмассы в первичных формах» это «Полиом» в Омской области, «Тобольск-Полимер» в Тюменский области и «РусВинил» в Нижегородской. Как следствие, за 2015 год можно отметить заметные темпы прироста производства полипропилена (23,3%), полиэтилена (11,6%) и поливинилхлорида (17,7%).

Последнее позволяет надеяться, что существенных прорывов удастся достичь и в других отраслях, поскольку сегодня в России находятся на последних этапах строительства или на первых порах эксплуатации множество проектов. В важных для импортозамещения отраслях это, например, завод чистых полимеров «Этана» в Кабардино-Балкарии, фармацевтический завод «Новартис Нева» в Санкт-Петербурге, Калининградский и Приморский автомобильные кластера, текстильная фабрика «Нергиз Дагестан». Таких проектов в России строится много, и целенаправленная политика государства не оставит их без поддержки.

При все этом делать победоносные заявления о ходе импортозамещения пока очень и очень рано. Причем из-за отсутствия понимания о самой сути процесса как во властных органах, так и среди населения. Во многом из-за этого импортозамещение сегодня покрыто пеленой мифов, которые в своей основе имеют мало общего с реальностью.

Вполне естественно, что этот процесс априори не может и не должен заместить все (это уж точно приведет к снижению конкурентоспособности предприятий и падению качества товаров), в современных условиях ни одна экономика не может обойтись без участия иностранного капитала. И уж точно укрепление рубля не должно обернуться возвратом импортозамещения вспять – сейчас лишь создается основа, которая при нужном рвении будет обеспечивать будущее экономики России.

Промежуточные итоги показывают, что по факту нам удалось завершить только первый этап импортозамещения – осознать проблему и начать ее решать с жизненно важных для страны отраслей: пищевой и оборонной. Переход же на новый этап будет открывать перед Россией новые горизонты со своими перспективами и трудностями, которые еще предстоит решить.

Subscribe
Buy for 80 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments