Вячеслав Новицкий (viacheslav_sn) wrote in ru_polit,
Вячеслав Новицкий
viacheslav_sn
ru_polit

Как транснациональные корпорации добиваются прибыли?

Транснациональные корпорации по своей сути хоть и являются высшим производным рынка, в то же время подчинены всем его законам и страдают от них не меньше, а даже больше, чем мелкий и средний бизнес. Однако корпорации – это уже не просто бизнес. Как сказал один известный экономист: «Корпорации – это образ жизни». Действительно, корпорации, по сравнению с мелким и средним бизнесом, имеют одно очень интересное свойство: они есть то, что способно выйти за пределы рынка, хотя бы внутри себя.

Отношения внутри транснациональных корпораций командно-административные - здесь царит план и приказ. Никакой рыночной свободы! Никакой конкуренции между подразделениями! Наоборот: каждому подразделению доводится сверху что делать, сколько делать и как делать. Доводится на основании данных, полученных в результате работы других подразделений.

Надо сказать, что никто не заставлял корпорации выстраивать свои внутренние отношения именно таким образом, просто над ними не тяготела необходимость играть в рынок. Любая система всегда стремится к наименьшим затратам ресурсов и энергии в процессе своего существования, и экономика здесь не исключение. Особенно это характерно для высокотехнологичных направлений, где производительные силы сконцентрированы огромные, а получающийся результат их приложения относительно ничтожный. И раз система в этих условиях стремится к плану и централизации – это говорит о преимуществах плана и централизации по отношению к иным способам организации производства[1].

Можем ли мы на основании сказанного, учитывая тенденцию к тому, что доля внутрикорпоративных отношений в мировом хозяйстве растет, утверждать, что чем большую долю рынка забирают корпорации, тем меньше «рыночных отношений» в мире остается? Опять это вопрос о том, от какой черты мерять, откуда смотреть на ситуацию. Общепринято, что корпорации – это «единицы» рынка, равные другим юридическим лицам. Это современный, рыночный подход. Ясно, что содержание общественно-экономических отношений он абсолютно не передает и является чистой абстракцией. С таким подходом за скобками остается огромное количество производственных отношений, отношений обмена, да даже элементарных социальных отношений: какой-нибудь «хозяин»-частный предприниматель живет намного хуже и имеет намного меньший доход, чем наемный работник корпорации, занимающий в ней среднее руководящее звено, не говоря уже о топ-менеджерах, большинство предпринимателей к которым и на порог приемной не пустят, а отправят к их помощникам!

Ясно, что для построения современных экономических формул надо искать какие-то другие, более «мелкие» и более точно отражающие действительность переменные, чем статус юридического лица. Поиск таких переменных и выведение из них формул – удел будущего экономической науки. В данном случае для нас важно одно: любой подход, кроме абстрагирования до юридических лиц, дает неизбежный результат: план и централизация вытесняют рынок, его стихийность и конкуренцию.

Следствие из этого утверждения не менее парадоксально: чем больше становится плана и централизации, тем меньшее значение имеет прибыль сама по себе. Производство при рыночной экономике своей целью ставит прибыль. Производство при плане и централизации своей целью ставит удовлетворение потребности в том, что оно производит. От подразделения компании «Боинг» производящей, например, крылья, не ждут, что оно заработает денег, от него ждут, что оно сделает столько крыльев, сколько нужно, подходящего качества и потратит на это ресурсов не больше каких-то оговоренных пределов.

Хорошо, если эти ресурсы, которые будут потрачены на производство крыльев, покупаются на рынке – тогда понятно, как мерять их ценность, но что если ресурсы производятся другими подразделениями того же «Боинга»? Например, алюминий выплавляется на плавильном производстве, расположенном где-нибудь рядом с карьером, где добываются материалы для выплавки, тоже принадлежащим корпорации. Опять, вместо рыночных, мы вынуждены вводить «натуральные» показатели ценности – например (я говорю очень абстрактно, чтобы продемонстрировать экономический механизм, а не технологию производства самолетов) количество алюминия. А количество алюминия мерять по тому, сколько потрачено на него руды. Ну, а ценность руды-то мы чем будем мерить (исключим для наглядности капитальные затраты, амортизацию оборудования и т.п.)? А ценность руды мы будем мерять тем, сколько мы заплатили рабочим, которые ее добыли. Других критериев у нас нет, мы дошли до самого начала, того момента, где только начинается преобразование природного материала, приспособление его человеком для своих потребностей.

Но что, если с рабочими мы расплачиваемся не универсальным эквивалентом ценности, каким являются деньги, а тоже в «натуральном» виде – всем, что ему необходимо для удовлетворения потребностей? Допустим на минуту, что корпорация «Боинг» сама все это производит, тоже с момента начала преобразования природного материала? Тогда у нас вообще нет никаких затрат! У нас только доходы – результат труда наших рабочих на всем протяжении технологической цепочки, от добычи бокситов до готового самолета! Получается, в нашей формуле «Прибыль=Доходы–Затраты» мы обнулили переменную «Затраты»!

Впрочем, в таком виде эта конструкция умозрительна и нереальна, так как чем больше корпорация «Боинг» производит внутри себя, тем меньше становится рынок, а единственное место, где можно получить прибыль – это только рынок. Обнуляя переменную затраты, мы ликвидируем и рынок, значит, и переменную прибыль. Ну и, конечно, мы не получаем нечто из ничего, потому что, чтобы получить наши доходы в виде самолета, мы «тратим» человеческий труд[2].

Тем не менее, рост корпораций и их бурное развитие как раз и есть это стремление к обнулению переменной затраты, приведение ее к простой стоимости труда. Объединяют производство, концентрируют и планируют, то есть стремятся сознательно распределять ресурсы наиболее рационально, именно с целью уменьшить затраты, и один из способов этого уменьшения – исключение из рынка отдельных этапов технологии производства. Диалектика: наилучший рыночный результат транснациональные корпорации получают за счет того, что отказываются от рыночных отношений.


[1] Конечно же я учитываю последние тенденции, связанные с иными, нежели командно-административными подходами к управлению крупными корпорациями. Однако пока еще рано утверждать, что такие подходы не являются очень узкой спецификой сферы IT-технологий. В любом случае, я не только не исключаю, что существуют более эффективные способы управления, но и всей душой надеюсь, что эти способы будут внедряться. Мы сегодня находимся на первом, стихийном, плохо осознанном этапе формирования корпоративных отношений – и именно об этом я здесь веду речь. И именно поэтому я предлагаю рассматривать экономику корпораций не как конец света, а как вызов, стоящий перед человечеством.

[2] Можно, конечно, здесь сделать и другой, прямо противоположный вывод: создавая продукты потребления и предоставляя работнику свободу выбора из этих продуктов (все-таки будущее, где каждому выдается в зависимости от потребности столько-то грамм муки, столько-то масла и т.п. – это антиутопия, то есть очень грустное явление), корпорация как раз и создает рынок. Но и здесь можно, в свою очередь, возразить, что раз на этом рынке нет рыночной цены, поскольку корпорация (или голосование сотрудников корпорации, неважно) устанавливает стоимость продуктов в эквивалентах обмена, то нет и никакого рынка. И. В. Сталин в своей статье «Экономические проблемы социализма в СССР» дает представление о том, чем социалистическая экономика отличается от капиталистической, даже если некоторые вещи в них называются одинаково.

Все это – старые споры о социализме, и я привожу данный пример вовсе не для того, чтобы утвердить преимущества социализма, возвращаясь к этим спорам. Моя задача здесь намного уже: показать, что происходит, когда система начинает применяться в рамках рыночных отношений. Это не рецепт, это просто прямая экстраполяция существующих тенденций, допущение.

Данный пост есть слегка переработанная глава из книги "Экономика: куда мы пришли и куда пойдем дальше"
Subscribe
Buy for 80 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments