Вячеслав Новицкий (viacheslav_sn) wrote in ru_polit,
Вячеслав Новицкий
viacheslav_sn
ru_polit

Современная экономика. А что с идеями о будущем?

Диалектический материализм считает, что идеология – это надстройка над общественно-экономическими отношениями, отражение этих отношений в умах общества. Базис и надстройка – те, кто учился в СССР помнят эти ключевые философские понятия со школы. Сначала приходят общественно-экономические отношения, то есть, конечно, не приходят, а изменяются, а только потом эти изменения «усваиваются» разумом сначала отдельных индивидуумов, а затем и общества в целом. Это все очень логично: в абстрактной философии мы можем долго спорить, что первично – разум или материя, но в общественных отношениях, то есть таких, где участвуют не отдельные индивидуумы, а массы, материалистический подход прекрасно зарекомендовал себя повторяемостью результатов опыта.

Как видим, налицо некоторое запоздание идей по отношению к объективной реальности.Новая реальность стучится в дверь, но мы делаем вид, что не замечаем стука, поскольку никакой другой реальности, кроме привычной, не ждем. Наоборот, происходящее, хоть новое, хоть старое, мы стараемся объяснять традиционными для нас вещами. Например, тот феодал, который завел себе первую мануфактуру, продолжал чувствовать себя именно феодалом, а мануфактура, несмотря на все ее преимущества и необычность, отражалась в его мозгу как еще один элемент его феодальной жизни. И никак он не мог представить, что это его новое начинание скоро разрушит все, к чему он привык, разорит множество его товарищей по классу, а его из привилегированного лица поставит на один уровень с презренным купцом. Знал бы – разломал бы все и камня на камне не оставил!

Также и наш современный чиновник, ломающий голову над тем, как бы «развить конкурентную среду» и «поднять инвестиционную привлекательность», когда выписывает новую государственную гарантию на очередной коммерческий кредит, не понимает, что он этим самым свои труды перечеркивает, и уничтожает само понятие предпринимательства, рынка, капитализма.

Благородный рыцарь, уничтожающий своей мануфактурой феодализм и ответственный чиновник, уничтожающий господдержкой капитализм, действуют так, потому что им это выгодно, приносит доход прямо здесь и сейчас. Ну, а от одного кредита ведь и от одной мануфактуры ничего не изменится? Не может же целый строй рухнуть из-за того, что человечек заработал несколько сотен тысяч долларов! Может, если таких человечков – целый класс.

Однако нам в данный момент нашего исследования важно не то, что эти люди делают на самом деле, а то, что они думают, что они делают. Как видим, эти две вещи расходятся самым противоположным образом. И пройдет длительное время, пока кто-то не воскликнет – «Ребята, да что ж мы делаем-то?!! Мы же рушим мир!!!». Правящему классу всегда кажется, что с концом его правления и мир рухнет, поскольку не представляет себе какой-нибудь мир, ему не принадлежащий. И даже после того, как все закончится, как новая идеология победит, а старая станет для большинства общества враждебной, останутся чудаки, сожалеющие о «добром старом времени». И эти чудаки даже смогут находить себе единомышленников и некоторое одобрение людей нейтральных. С каким умилением мы читаем в романе «Унесенные Ветром», как здорово и мило было неграм в рабстве у южных плантаторов, и как плохо им стало после освобождения!

Государственный элитаризм – явление абсолютно новое, общество с ним столкнулось в полный рост буквально десяток-другой лет назад. И единственно, что удалось пока осознать, да и то не всем – это катастрофичность современных общественно-экономических отношений. Соответственно, никто не видит никакого государственного элитаризма, а видят лишь проблемы, которые «легко» исправляются в рамках традиционных представлений.

Коммунисты видят решение проблем в продолжении классовой борьбы. Либералы – в необходимости самой решительной борьбы с коррупцией и вмешательством государства (или наоборот – в необходимости расширения вмешательства государства, это не важно). Националисты – в засилье мигрантов, сбивающих цены на труд и насаждающих чуждую культуру. Сторонники религий – в невиданном разгуле порока и отказе от традиционных ценностей. Сторонники «демократических свобод» - в засилье религиозного мракобесия и предрассудков. Как видим, традиционных идеологий пока что человечеству достаточно, и оно не стремится вырабатывать ничего нового на этот счет.

Идеологии эти я бы разделил на две большие группы. Одна группа – «политические», возникшие во времена классовой борьбы, и отражающие ее и только ее. Сюда можно отнести социалистов всех мастей, либералов, националистов. Когда-то их идеи выражали самые насущные потребности людей, относящихся к тем классам, на страже интересов которых они стояли. Коммунизм прямо провозглашал классовую борьбу в интересах рабочего класса, либерализм «затушевывал» ее в интересах правящего класса и достиг в этом деле успехов по мере сглаживания противоречий, национализм расчищал пространство для буржуазии собственной национальности. Сегодня они делают все то же самое, но эффекта, естественно, не достигают, да и массовой поддержки не имеют. Люди, все-таки, чувствуют на уровне ощущений, что все это устарело и для новых отношений не годится – на практике это проявляется в «усталости» от политики, намерения «отрешиться» от нее. «Все политики – жулики!» - самое распространенное суждение про политику во всем мире.

Вторая группа – «вечные ценности», то есть религия. Здесь проблема в том, что религия всегда имела дело с отношениями индивидуальными, не трогая общественных. Перед Богом каждый человек отвечает за свои грехи и добродетели самостоятельно. Поэтому тем, кто непременно хочет впутать религию в общественный процесс (а такие были в истории человечества всегда) приходится «расширять» религиозные представления, выводя из них то, чего в них нет и быть не может. Так появляются новые течения - ни одна религия без них не обошлась. Ислам, например, переживает данный процесс сегодня. Вслед за ним увязались отдельные представители православия, назначенные на должности, связанные с общественной деятельностью и вынужденные в силу этих назначений демонстрировать свою работу, «выдавать результат». Результат впечатляет: в интернете можно найти ролик, в котором некий «ополченец Донбасса», приехавший из далекой российской провинции «братьям-славянам помогать», после каждого выстрела из пушки по своим прямым единоверцам (территория Украины – это каноническая территория Русской Православной Церкви) добавляет «Помоги, господи!» и «Во славу Божию!».

***

Общий вывод можно сделать такой: ни одна из существующих идеологий не соответствует современным общественно-экономическим отношениям, а только добавляет в них хаоса, предоставляя флаг для дальнейшего уничтожения достижений человеческой цивилизации. Они не объединяют общество на базе представления о том, каким должно быть будущее, они учат как надо разделиться и противостоять в настоящем.

Соответственно, никаких идей о своем будущем человечество просто не имеет. Работает пока старый анекдот – «что тут думать – тут прыгать надо!». И это довольно печально, поскольку общественные процессы значительно ускорились, и даже создается впечатление, что это ускорение уже не оставляет возможности человечеству осознавать, что с ним на самом деле происходит.

Данный пост - слегка переработанная глава из книги "Экономика: куда мы пришли и куда пойдем дальше".
Subscribe
Buy for 80 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments