Вячеслав Новицкий (viacheslav_sn) wrote in ru_polit,
Вячеслав Новицкий
viacheslav_sn
ru_polit

Конкретно разбираем конкретные меры Столыпинского клуба

Столыпинский клуб - это примерно так: собрались мужики придумать что-то похожее на альтернативу современному засилью либералов чтобы занять их места. Так как мужики и сами либералы, выбор возможностей оказался весьма ограниченным. Поэтому сделали просто - от противного. Если Центробанк не дает запускать печатный станок, мы будем за то, чтобы запускать печатный станок - и так далее. К мужикам пригляделись "силовики", традиционно враждующие с Правительством и считающие себя способными обойтись без него (так как они намного лучше, просто им не хватает экорномических познаний, но их легко можно компенсировать, наняв каких-нибудь шустрых ботаников), стали мужиков подкармливать. И теперь презентуют Президенту в качестве альтернативы нынешнему "либеральному" курсу правительства. Так как в рамках борьбы за места возникли и конкретные предложения (редкая удача, кстати, обычно без них обходятся), есть смысл их разобрать (ссылка в конце текста):

1) Предоставление кредитов для промышленных предприятий и субъектов малого и среднего предпринимательства по ставке на уровне рентабельности бизнеса, а она, на текущий момент, составляет 5-6% в год. Таким образом, кредиты малому и среднему бизнесу, а также промышленным предприятиям необходимо выдавать под 5-6%, так как прибыльность у них небольшая, зато вклад в экономику существенный;

Прекрасный сферический конь в вакууме. Если люди желают развивать бизнес, очевидно, они должны также признавать необходимость подчиняться законам, по которым этот бизнес развивается. Кредиты - это тоже бизнес. Сегодня он развился так, что под 5-6% годовых никто не дает. То есть, если бы мы имели дело с серьезной экономической программой, мы бы в этом пункте читали не про бизнес, которому нужны кредиты, а про бизнес, который дает кредиты. И конкретные меры, благодаря которым ему бы выгодно было перейти на кредиты под 5-6% годовых.

Второй момент. 5-6% все равно не смогут конкурировать с европейскими 1,5-2%. Очевидно, эти 5-6% - некий компромисс между тем, что есть у нас и тем, что есть в Европах. Однако это не тот компромисс, который устраивает всех, это компромисс, который всех не устраивает. Нашим мало, а европейцам они все равно не конкуренты.

Далее. Откуда взялась рентабельность 5-6%? В статье идет ссылка на страницу Росстата про бизнес, конкретных данных нет. 5-6% - это чудовищная по нынешним временам прибыль, Китай бы завидовал, не говоря уже о том, что никакого падения предпринимательской активности не только бы не было, но и наоборот - шло бы бурное развитие. Но Китай нам не завидует, и развития нет. Может, это стандартные "общемировые" показатели доходности с капитала? Тогда это очень средние показатели по больнице, из которых истинен, в силу специфики подсчета, только верхний 1% и только в рамках международной глобализированной экономики, гармонично замешанной на государственном инсайде. Иными словами, такой капитал не нуждается ни в каком кредите - ни под 5-6%, ни под 1-2%, наоборот, он мучительно и довольно затратно ищет, куда бы разместиться самому.

Показательно также, что ставка кредита по мнению столыпинцев должна соответствовать рентабельности - как тогда быть с прибылью? Прибыль должен получать только банк, но не предприниматель? Примерно так авторы доклада осуществляют продекларированную ими заботу о предпринимателе.

Лично я вообще не понимаю этого фетишизма - 5-6%. И так уже ясно: экономике России кранты, они сами об этом везде кричат. Так чего мелочиться? Если вы можете "наколдовать" 5-6%, "наколдуйте" сразу - 0%! Какая разница? Если у вас есть решение как нынешние двузначные цифры превратить в однозначные - значит, вы и без однозначных можете обойтись! Здесь что-то психологическое, а не экономическое, короче говоря.

2) Дополнительная эмиссия 1,2 трлн рублей в виде целевых кредитов на обновление оборудования и реализацию инвестиционных проектов под залог проектных облигаций компаний, что будет способствовать росту экономики и не вызовет раскручивание инфляции. Оппонентом здесь является Центральный банк, но и тот пошел навстречу, и теперь разрабатываются 6 основных схем финансирования бизнеса. Возможно, и выделят данную сумму в виде кредитов. Но и навстречу Центробанк пошел не по своей воли, а по разнарядке сверху, благодаря Докладу бизнес-омбудсмена за 2014 год, который был представлен Президенту Российской Федерации на Петербургском экономическом форуме;

Опять какая-то дикая эклектика между субъективным и объективным. Авторы всерьез верят, что дело в Центробанке, а не в экономических законах? Или они в лице Центробанка лишний авторитет "подтянули"? А если окажется, что не правы все вместе? Не правильнее ли, чем ссылаться на авторитеты, рассказать, как оно будет работать? Впрочем, возможно, "силовикам", для которых "У каждой проблемы должна быть фамилия", а в экономические законы они не верят, такая аргументация лучше всего.

Как я понимаю, инфляцию здесь пытаются "развести" тем же способом, как и "силовиков". Боюсь, с "силовиками" прокатит, они невежественные люди, а с инфляцией - нет, она вообще не человек. Эти 1,2 триллиона, видимо, предполагается не "вбрасывать как обычно", а выдавать предприятиям под конкретные программы их развития. Думаю, предприятия напишут прекрасные программы, на глянцевой бумаге с красивыми графиками и иллюстрациями. ПиАр-службы сегодня есть у каждого. Экономические службы здесь не нужны совершенно - ведь рентабельность столыпинцы устанавливают константой, 5-6%. С такой константой только успевай триллионы раздавать.

Почему из этого благого намерения ничего не выйдет? Очень просто: проблема как раз в рентабельности. Бизнес готов брать государственные деньги, но не готов вкладывать свои. Потому что понимает, что никакой рентабельности 5-6% нет. Собственно, в рентабельности и весь камень преткновения: рентабельность сожрал Китай со своей дешевой рабочей силой. Поэтому наш бизнес категорически не стремится создавать производства, а стремится "обслуживать" сырьевые корпорации, так как сырьевым корпорациям Китай не конкурент. Все попытки раздавать бизнесу деньги закончились провалом: бизнес их просто не берет.

Заметим, что вся "революционная" программа пока сводится только к одному: дать бизнесу денег, дешевых и разных. Между тем, чтобы экономика развивалась, нужно ровно обратное: деньги должен приносить бизнес.

3) Снижение колебания курса рубля не более 5% в год. Сильные колебания курсов валют приводят лишь к усилению спекулянтских игр на рынке, а не к формированию долгосрочных инвестиций. Противниками регулируемого курса рубля выступают рыночники-либералы, а это действующая власть Центробанка, они же выступают за рыночную власть, которая стихийно действует. Однако все мы помним экономические программы 90-х, основанные на силе рынка;

То есть предлагается принудительный валютный коридор. Здесь либеральные экономисты, все, как один, рассказывают про то, что будет черный рынок валюты. Согласиться с ними можно только отчасти: такой рынок будет, если бизнес действительно вдруг развиваться начнет. Между тем, все, что мы имеем из Доклада - это, что, наоборот, бизнес будет получать деньги. В таких условиях, конечно, мера поддержки стабильного валютного курса весьма кстати, поскольку бизнесмены, скорее всего, полученные от государства деньги, как они и делают все последнее время, превратят в валюту и отправят за границу. С запретительным валютным коридором мы хотя бы избежим негативных последствий роста курса валют для обычных граждан. Сказки про то, что можно сдержать эту стихию вывода государственных денег за рубеж путем административных и репрессивных мер, можно рассказать "силовикам" - они в такие сказки верят вследствие профессиональной деформации. Всем остальным достаточно правоприменительной практики Закона о госзакупках.

4) Платежи в бюджет при экспорте должны взиматься не в рублях, а в иностранной валюте. Понятное дело, что есть у этой позиции критики, обладающие достаточным авторитетом в финансовой среде. К примеру, любому патриоту придутся по душе рассуждения Я. М. Миркина о негативном влиянии долларизации на конкуренцию, содержащиеся в его книге "Финансовое будущее России: экстремумы, бумы, системные риски". Но все же сами предприниматели трезво смотрят на ситуацию: платежи в бюджет в иностранной валюте исключат искусственное искажение курса рубля, поскольку исключит необходимость конвертации валютной выручки на внутреннем рынке (для уплаты налогов и иных платежей в бюджеты);

Данный пункт - очередные поиски эрогенных зон "силовиков". Валюта - это вовсе не признак государства. Это не Герб, не Гимн и даже не Знамя Победы. Валюта - это эквивалент обмена. Если мир обменивается в долларах - он будет обмениваться долларах до тех пор, пока какая-нибудь страна не насытит свою валюту товарами, чтобы составить конкуренцию этим долларам. Отношение остальных валют к доллару устанавливается их вкладом в мировое производство - по тому количеству товара, который страна производит. Из этого возникают курсы валют. Соответственно, никакого значения не имеет - рубль, доллар, юань или динар из Конго. Важен курс, по которому эта валюта относится к мировому эквивалент - доллару. По сути, любая национальная валюта в международных расчетах - это тот же доллар, только выраженный другими бумажками. Предложение взимать пошлины в иностранной валюте, таким образом, просто психологизм, показывающий мистически-фетишистское отношение авторов доклада к валюте. Но "силовикам", повторяю, нравится. Или не нравится - в любом случае для них этот пункт имеет намного больше значения, чем для экономики, отношение примерно как любое число к нулю.

5) Ограничение роста тарифов на услуги инфраструктурных монополий, таких как, например, РЖД в пределах, не превышающих фактический рост цен производителей за пятилетний период;

Рост тарифов монополий - это не сферический конь в вакууме (вот уж выражение, которое сегодня можно употреблять по отношению практически ко всему, что генерирует наша Власть!). На этом росте "висит" инвестиционная программа монополий. Как я писал выше, наши предприниматели тяготеют не инновационные производства создавать, а обслуживать монополии. Это обслуживание и происходит через инвестиционные программы - то есть те деньги, которые монополии тратят. Тратят хорошо: хватает и на "поддержку", и на прибыль, и на откаты. Было бы "предпринимателю" выгодно - он бы тратил эти деньги на оборудование, о котором грезят столыпинцы. Фактически, отнимая инвестиции у монополий и давая несчастных 1,2 триллиона предпринимателю, у него отнимается рубль, а дается копейка. При этом имитировать предпринимательскую деятельность (в том числе платить налоги и зарплаты) он больше не сможет, значит, ожидается рост безработицы.

6) Установление тарифов инфраструктурных монополий не от затрат этих монополий, а от соотношения спроса/предложения на внутреннем рынке. Финансировать такие структуры, как РЖД, необходимо не из затрат, которые они включили, а из реальных потребностей экономики в их услугах. Надо исходить не из затрат инфраструктурных монополий, так как они могут так скалькулировать свои затраты, что запросто обоснуют важность строительства шубохранилища, как одного из стратегических объектов монополий. И все мы понимаем, для кого нужен такой стратегический объект;

Продолжение предыдущей темы. На практике, конечно, просто так ограничить монополии не получится - это огромный риск коллапса. Что будет, если остановится РЖД? Не будет никакой экономики, только и всего. Опять же, как устанавливать "реальную потребность экономики"? А если вдруг экономика начнет развиваться быстрее, чем казалось - инфраструктура будет за ней не успевать, так как многие инвестиции требуются сильно заранее? Все упирается ту же способность кого-то обосновать "потребность экономики". В чем разница с обоснованием "важности шубохранлища" - я не понимаю. Шубохранилище прекрасно можно обосновывать и в качестве "реальной потребности экономики".

7) Повышение экспортных пошлин на сырье и материалы, то есть продукты первого передела (газ, нефть, минеральные удобрения, непереработанная древесина), либо отмена возврата НДС. Одновременное снижение налогов и акцизов на сырье, которое отправляется на переработку на внутреннем рынке;

Опять то же самое: попытка обокрасть то единственное, что работает и "создает" российскую экономику ради того, что еще не работает и с большой долей вероятности работать не будет. Иными словами - рубка сука, на котором сидим. С тем же успехом можно сбросить на Россию атомную бомбу. В первые года после этого экономический рост составит сотни и тысячи процентов, когда остатки населения вылезут из бомбоубежищ и начнут обменивать тушенку на теплую одежду.

8) Существенное снижение ставки страховых взносов до 10% для промышленных предприятий и сектора малого и среднего бизнеса. Оппозицией в этом вопросе выступают руководители государственных внебюджетных фондов, которые не знают, где еще искать источники по затыканию дыр в своих бюджетах. Однако они не учитывают эффект от выхода из тени бизнеса и появление новых предприятий. Они отстаивают исключительно фискальную функцию, то есть пополняемость своих бюджетов, любой ценой;

"Они" не "не учитывают", "они" исходят из своих возможностей, отведенных им правительством и законодателем. "Они" просто не компетентны учитывать, выйдет бизнес из тени или нет. На "них" огромная ответственность - социальное обеспечение населения. Но, может, авторы доклада лучше знают про выходы из тени бизнеса? К сожалению, нет. Пока речь идет только о предположениях. Пока не пошла тенденция, уверенно утверждать ничего нельзя. Между тем, предлагается игра ва-банк - поставить на карту все соцобеспечение государства. Гусарская рулетка - жестокая игра.

9) Налоговый зачет до 25% от стоимости оборудования, технологий (НДС, налог на прибыль и имущества) для компаний осуществивших обновление своих фондов. Данная мера помогла бы значительно снизить налоговую нагрузку на бизнес и одновременно обновить оборудование и технологии;

Я, честно говоря, не понимаю, о чем здесь идет речь. Закупка оборудования - это НДС к зачету. То есть, в любом нормальном государстве тот НДС, который платится за оборудование, государство переводит покупателю на счет. У нас не переводит, у нас принимает "к зачету". В дальнейшем, продавая продукцию, произведенную на закупленном оборудовании, предприниматель не платит НДС на ту сумму, которую ему зачли. 25% - это узаконивание практики бесплатного кредитования государства? Вместо того, чтобы все деньги возвращать, как положено, государство будет у предпринимателя 75% удерживать? Так это, наоборот, отягощает бизнес! Либо 25% будут прощать, а к зачету брать 75%? А потом, когда начнет продукцию продавать - 75% зачтут, а с 25% заплатит? Ерунда какая-то! Или опять морковка для наивных "силовиков", или столыпинцы просто не понимают, как работает НДС.

Но это все имеет мало значения, так как не учитывается практика. Когда мы на одном предприятии, где я работал, поставили к зачету сотню миллионов НДС, к нам пришла налоговая инспекция и сказала, что примет только 10 миллионов - у них, мол, нормативы по собираемости, которые не предполагают таких задолженностей государства перед коммерсантами. В результате нам пришлось идти на нарушение и раскидывать наш НДС к зачету по периодам в ответ на обещание налоговой смотреть на это нарушение сквозь пальцы. С этими 25% же, думаю, очень быстро найдут, что делать. Напишите чуть конкретнее, о чем идет речь - и я вам через полчаса дам схему, как эти 25% превратятся в "живые" деньги, для которых очень пригодится анонсированный выше валютный коридор, а потом и "зеленый коридор" через границу. При этом я абсолютно уверен, что схема, которую будут применять на практике, окажется намного тупее и наглее. Например, с тем же возвратом НДС можно было не "палиться" с государственными выплатами, а решать вопросы через тот же зачет, но никто не парился из-за такой мелочи, так как вопрос решался на уровне руководителей Служб.

10) Повышение ответственности чиновников из контрольно-надзорных органов, нанёсших вред деятельности бизнесу вследствие своих действий;

Прекрасный в своем идиотизме пункт. На практике он обозначает, что чиновники будут писать еще больше бумажек и еще больше прибегать к своим ПиАр-службам.

11) Создание «единых служб» контроля и надзора по направлениям: финансовое (налоговая, таможня, Росалкогольрегулирование и т.д.); санитарная и технологическая безопасность
12) Внеплановые проверки бизнеса лишь по заявлению гражданина и то только в случае угрозы жизни и здоровью человека;
13) Лимитировать численность госаппарата на всех уровнях системы государственного управления – не более 14% от ВВП. Чиновников в России в 2,5 раза больше, чем номенклатуры в СССР;


Объединил эти пункты, так как они об одном и том же - об усилении роли чиновничества и его количества. Надеюсь, никто не сомневается, что гражданин с заявлением всегда найдется, а мерить количество чиновников по ВВП, все равно, что заправлять ракету топливом руководствуясь уровнем шума, создаваемого ее двигателями.

14) Допущение дефицита бюджета до 6-8% ВВП на стадии активного роста ВВП (при условии направления средств на финансирование инвестиционных проектов предприятий промышленности и субъектов малого и среднего бизнеса). В России экономическая политика проводится в рамках бездефицитного бюджета, но ведь для развития нужны дополнительные средства, а для поддержания статуса кво – бездефицитный бюджет;

Не понял, честно говоря, этот пункт - похоже, это очередная телега впереди лошади. Во-первых, активного роста ВВП еще надо добиться. Во-вторых, рост ВВП - это цель, а не стадия. То есть, как только господа этого роста добьются, считай, вся программа выполнена, и что там будет с бюджетом уже вообще не важно. В третьих - сначала идет финансирование инвестиционных проектов и многое прочее, а потом из этого всего верстается бюджет. Очень похожде, что это очередной пункт психологических проблем - когда погрязают в частностях, забыв об общем. Или - когда человек считает как он потратит выручку, и в зависимости от планов устанавливает продажную цену, совершенно не задумываясь, сможет он продать по такой цене или нет.

15) Стимулирование местных органов власти для увеличения доли поступлений налогов от субъектов малого и среднего бизнеса. Местные органы власти смогут до 75% поступлений средств от малого и среднего бизнеса оставлять у себя в бюджете. Местные органы не особо рады такой мере, так как придется прикладывать усилия для развития малого и среднего предпринимательства. Известно, что прошел пилотный проект в муниципальных образованиях Самарской и Ульяновской области и показал успешные результаты от его внедрения;

Прекрасный пункт, перечеркивающий все предыдущие. Местным органам власти только дай волю! Например, одного моего товарища-бизнесмена сейчас антимонополисты штрафуют за рекламу на иностранном языке. Таким образом стимулируется поступление средств в местный бюджет. До этого его пытались "нагнуть" на то, чтобы выложил плиткой тротуар перед своим зданием. Тоже, по сути, стимулирование местных властей.

16) Активное развитие рынка проектных облигаций и внесение их в список Центробанка. Гарантией таковых выступали бы различные государственные корпорации по развитию бизнеса, например МСП банк, учрежденный Внешэкономбанком.

Фальшивые авизо были, ГКО были, давайте теперь проектные облигации попробуем. Почему я ставлю все эти бумаги в один ряд? Простая причина: все они ничем не обеспечены. Игрушки с необеспеченными бумагами в нашей стране - лучше ничего и придумать нельзя!



Общий вывод: Доклад жутко банален: вместо того, чтобы пристрелить хромую лошадь под названием предпринимательство, ее планируют нагрузить государственными деньгами и чиновниками эти деньги распределяющими, и отправить на очередные скачки. Чтобы хромой лошади скакалось свободнее, предлагается также пристрелить всех других породистых лошадей - сырьевые монополии, приносящие деньги и распределяющие эти деньги под видом предпринимательства по стране. При этом лошади соперников останутся на своем месте, конечно. Очень умно! Результат будет быстрым и никого не удивит.

Однако, скорее всего, программа целиком принята не будет. Как всегда, будет компромисс: например, не 25% НДС простят, а 12,5%, не 5-6% ставку по кредитам сделают, а 8-9%, не 1,2 триллиона напечатают, а 600 миллиардов, не 14% от ВВП на чиновников потратят, а 28%. Все это приведет к тому, что когда план рухнет, виноватых опять не будет. Ведь одни хотели 25%, 5-6% ставки, 1,2 триллиона напечатать, 14% ВВП на чиновников потратить. Все неудачи ими будут списаны на то, что цифры выдержаны не были. Другие, которые против, наоборот, будут упирать на то, что они вообще этих цифр не хотели, а они наполовину есть, и им работать мешали.

Однако, все это уже не важно. Экономический кризис в России имеет свою специфику, основанную на общественных отношениях государственного элитаризма. Какие бы гениальные планы не разрабатывались, все равно все будет развиваться так, как выгодно элите. А то, что выгодно элите, крайне не выгодно стране. Таким образом, экономические меры должны быть направлены, прежде всего, на нейтрализацию элит, постановку их под контроль общества. Именно экономические, а не политические и репрессивные. К сожалению, эти меры со свободой предпринимательства совместимы весьма специфично, для элиты неприемлемо. Поэтому вся возня с хромой лошадью продлится ровно до тех пор, пока экономика России окончательно не будет разбита и разрушена, до состояния намного хуже, чем было во времена сразу после развала СССР. Ну, а такое состояние, как показывает Африка, может длиться сколь угодно долго.

Как известно, живут люди и в Африке. Хотя есть мнение, что это потому что в Африке тепло и кокосы падают прямо в руки, если под пальмой присесть. Но это, скорее всего злопыхатели - судя по отчетам путешествующих блогеров, иногда местным и пивка перепадает, если белый господин заедет в деревню. Так что - и мы не пропадем!


Ссылка на "конкретные меры" - http://politrussia.com/ekonomika/poli​tika-antagonizma-tsentrobank-913/
Subscribe
Buy for 80 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments