andrey_prostoy (savlad_pr) wrote in ru_polit,
andrey_prostoy
savlad_pr
ru_polit

К ВОПРОСУ О ВОЙНЕ


Вот уже несколько дней в ленте facebook идет очная и заочная дискуссия по непростым вопросам: о том как говорить с детьми о войне, о патриотизме, празднике победы. Совершенно понятно, почему сегодня такие обсуждения особенно остры. Мир застыл на пороге очередной пропасти, от края которой - чуть, и есть ли у нее дно – неясно. И мне понятны и аргументы тех, кто говорит, что нужно убеждать детей в том что война это страшно, и тех, кто уверен, что с детьми нужно говорить о подвигах, самопожертвовании и воинском героизме. Не ввязывался в дискуссию, поскольку изложить свои мысли в комментариях крайне сложно. Думаю, нужно сделать это более развернуто.

КТО ТАКОЙ ЧЕЛОВЕК?

Действительно, а кто такой современный homo sapiens? Чем он отличается от своих далеких пещерных предков? Понятно, что цивилизация подарила ему много приятных бонусов: у него есть возможность тратить изрядно времени на развлечения и приобретать то, что ему на самом деле не нужно. Но если брать базовые инстинкты, основы основ человеческой сущности – они все те же, что и на заре времен. Человек должен быть сыт, согрет, чувствовать себя в относительной безопасности, иметь возможность для размножения, а уже потом он подумает, стоит ли ему поспать или нарисовать оленя на стене пещеры (спасибо, господин Маслоу).

ОБ ОБЩЕСТВЕ

Очень скоро человек усвоил аксиому, что объединяя усилия с другими он повышает свои шансы на выживание. Так появились первые племена, которые совместно охотились (ходили на работу), занимались собирательством (подрабатывали) и рисовали оленей на стенах пещер, а потом спорили у кого олень вышел лучше (сидели в социальных сетях). Таким образом, после того как племена превратились в этносы и государства, особенно ничего не изменилось.

О РАЗБОРКАХ И ХЛЕБЕ НАСУЩНОМ

Вскоре после того, как люди объединились в сообщества, каждое из них постаралось застолбить за собой наиболее лакомые охотничьи и пахотные угодья, естественно часто ущемляя интересы соседних сообществ. Это вызвало первые конфликты. Сначала самые громкие мужики из враждующих племен забирались каждый на свою гору и орали друг на друга (жаловались в ООН), строили соседям каверзы, поджигая урожай на их полях (вводили санкции), если это не помогало, лупили друг – друга дубинками по головам (воевали).

О ВОСПИТАНИИ И ПАТРИОТИЗМЕ

Понятно, что успех в таких разборках зависел от многих факторов. От того в каком племени мужчины сильнее и лучше владеют дубинками, у кого эти самые дубинки прочнее, и, наконец, в каком племени сильнее воинский дух. Так, доисторические матери, баюкая на коленях младенцев, пели им о славных героях племени, которые в одиночку укладывали по десять поганых никудышних соседских воинов. Так, украшенные шрамами, искалеченные старики, рассказывали подросшим малышам о славных походах, о павших и выживших, о героизме. Так отцы семейств начинали обучать едва вставших на ноги детей владению оружием, учили терпеть боль, голод, лишения, обучали этикету воинского братства. При этом и матери и старики и отцы твердо знали, что если они всего этого не будут делать, их сообщество погибнет. Если соседние племена и жили в мире, то только до той поры, пока одно из них не становилось существенно слабее.

О БОГЕ, ПРИРОДЕ И ПРАВЕ ВЕТО

Легко предположить, что если бы бог, или мать – природа (не хочу никого обидеть) хотели бы, чтобы человек был мирным, кротким и неспособным убивать ближнего, то несомненно придумали какой-либо инстинктивный механизм. Ну, например, увидев кровь человек непременно падал бы в обморок, или совершив убийство тут же сам неизбежно делал себе харакири. Однако, в своей великой мудрости, ни бог ни природа этого не сделали. Люди убивали друг друга ВСЕГДА. Правда после того, как они объединились, власть и религия наложили на это частичное вето, оставив право убийства члена общества за собой. Вето это действовало избирательно. Во время племенных разборок его быстренько отменяли, объявляя крестовый, или там «во славу короля», поход (гуманитарную миссию, принуждение к миру, борьба за демократию и т.д.). Такое положение дел сохранялось на протяжение веков, следовательно такой баланс мнимого гуманизма был признан удачным и большинство членов общества его принимало и принимает.

О ГУМАНИЗМЕ И СОСТРАДАНИИ

Вместе с совершенствованием общественной организации, до самых умных и приспособленных ее членов дошло, что продвижение идей гуманизма, любви к ближнему и сострадания может способствовать ослаблению потенциальных врагов и даже делает собственное сообщество сильнее. Так возникли постулаты: «не убий», «поддержи ближнего своего». Опять же, на соседние сообщества в случае войны постулаты не распространялись. «Еретиков», «отступников», «нечестивых басурман» можно было спокойно «мочить» (и да, крестовые походы придумали не в России). Идеи это активно тиражировались (и тиражируются) через масс-культуру и постепенно заняли свое место в человеческом подсознании.

ОБ УЖАСАХ ВОЙНЫ

Война действительно ужасна по сути своей. Ужасна в первую очередь для побежденной стороны, поскольку последствия для нее еще долго останутся тяжкими. Побежденное сообщество обречено на моральный кризис, унижения, разруху, потерю национального самосознания. Победившая сторона также признает ужасы войны, но при этом получает многочисленные бонусы: материальные дивиденды, повышение статуса среди других сообществ, подъем народного духа и многое другое. На этом фоне понесенные материальные и человеческие потери выглядят уже не такими страшными для государства в целом. Даже Великая отечественная, несмотря на колоссальное число погибших, подняла рейтинг СССР в мире на невиданную доселе высоту, от чего в целом выиграл каждый из граждан Союза. Ужаснее всего война конечно для солдата в окопе, но в глубине души самого отъявленного гуманиста в минуту опасности есть ответ на то, зачем все это лично ему. Это говорит в нем далекий предок с большой дубиной. Это говорит инстинкт, который велит защищать свои дом, своих родных, свое племя.

НЕМНОГО ФАНТАЗИИ

Давайте представим, что прямо сегодня в России родилось новое поколение. С колыбели, матери начали бы рассказывать детям о том, насколько ужасна война. С экранов телевизоров исчезли бы военные фильмы, журналисты и писатели начали обличать милитаризм во всех его проявлениях. На уроках патриотического воспитания в школах стали бы говорить о том, что истинный патриотизм – созидание во благо Родины, труд и терпение, а война ужасна. Из курса истории исключили бы все развернутые описания сражений и подвигов. Мальчики стали бы играть только в машинки и с совочком, поскольку солдатиков в магазинах уже не продают. В храмах говорили бы о том, что любое убийство – грех, неважно на войне или нет. Армия превратилась бы в огромный стройбат. И вот новое поколение вырастает, доброе, гуманное, с улыбкой смотрящее на огромный прекрасный мир вокруг. Вы хотите этого? Да, я тоже хочу. Но при условии, что ровно то же самое произойдет одновременно во всех остальных странах мира, а иначе наши предки встанут из могил и надают таким воспитателям по башке крепкими дубинами.

Tags: Война, Общество, Россия
Subscribe
Buy for 80 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments