Вячеслав Новицкий (viacheslav_sn) wrote in ru_polit,
Вячеслав Новицкий
viacheslav_sn
ru_polit

Кино и немцы

Примечание: если модераторы посчитают этот пост рекламой - просьба его убрать. Я не собирался никого рекламировать, этот пост - рассуждения на тему современного искусства, изображающего войну, на примере одного фильма. В конце концов, обсуждаем же мы всяких "Марсианинов", "Звездных войн" и т.п.? Все ссылки и названия, как и положено, в конце поста.


Я сегодня видел то, что я уже и не надеялся увидеть никогда. Это был фильм про войну. Фильм про войну, каких наши режиссеры больше не снимают и, судя по тенденции, больше не снимут.

Сюжет фильма такой. Советские войска вошли в Польшу. Активно начинает действовать польская армия. По полученным разведданным где-то в сельской глуши должна пройти немецкая колонна. Очевидно, немцы планируют какое-то контрнаступление на советские войска, но мы, Слава Богу, об этом только догадываемся.  Нам не показывают ставку Гитлера, со склонившимся над картой Фюрером с модной челкой и подтянутыми генералами в пенсне вокруг.Нет, соответственно, тоже Слава Богу, ставки Сталина, с Вождем, ходящим с трубкой в руках по ковровым дорожкам вдоль строя генералов и распоряжающимся плохо подделанным кавказским акцентом.Ведь фильм - про простого польского сержанта, перед отделением которого поставлена задача уничтожить немецкую  колонну до того, как она добьерется до цели. Просто Сержанта и просто колонны, которую надо уничтожить. Как жизнь этого Сержанта перекликается со ставкой Гитлера или Сталина? Да никак - с тем же успехом могли показать ставку Рузвельта или Людовика 13 во время осады ЛяРошели.

В рабочей военной атмосфере с элементами некоторой неразберихи и несогласованности, Сержант договаривается с параллельным отделением о взаимодействии, после чего все грузятся в два грузовика и выдвигаются к месту будущего боя. Сумбур вносит третье отделение, которому не хватило своего автомобиля. Сержант решает взять их с собой, довести до места их выгрузки. Боевой быт во всей своей примитивности и многогранности, предсказуемости и внезапности. Это очень много, это более чем достаточно, чтобы прибавлять сюда еще особиста и медсестру.

Пока грузовики едут, зритель может в полной мере проникнутся гнетущей тоской польской глубинки, серых будней войны, тишины и обманчивой безмятежности разоренного войной края. Тишины, которая в любую секунду разрывается в клочья внезапным выстрелом, свистом и ударами пуль, взрывами, криками, болью, кровью, смертью, а потом опять, как насмешка - тишина и унылая серость. Что было реальностью? Эта тишина или разрывающий нерв накал сражения? На этот вопрос не бывает ответа.

Какие шансы у польского сержанта остаться в живых в этом бою? Как показывает практика, даже в случае победы - 2/3 отделения, скорее всего, останутся в поле. Думает ли об этом сержант? Волнуется? Мы этого не видим. Сержант - не рефлексирующий студент-старшекурсник ГИТИСа, а боевой командир, и его эмоции по поводу собственной смерти меркнут перед необходимостью выполнить поставленную задачу. Он живет свою боевую жизнь обычного человека, волею судьбы оказавшегося в условиях войны и принимающего эти условия как должное. Он не пытается нам сквозь десятилетия, прошедшие после Мировой Войны, донести какую-то мысль режиссера и сценариста, бесконечно далеких от того времени и тех переживаний. И за это мы ему тоже благодарны. Впрочем, конечно, от внимательного зрителя волнение не скрыть, но и проявляется оно вовсе не так, как принято показывать в кино, а как в настоящей жизни - неожиданным смешком, нервической шуткой, лишним ненужным словом.

Слышна неторопливая, размеренная речь бойцов, для которых война давно уже часть их жизни. Они не изрекают Великих Истин и Мудростей, они говорят про какие-то пустяки, шутят на отвлеченные темы. Здесь очень чисто и качественно с точки зрения драматургии показана мысль, озвученная Ремарком и многими другими военными писателями: даже в таких адских условиях, когда после боя остается меньше трети личного состава, а боев еще видимо-невидимо впереди - люди находят способ жить обычной простой человеческой жизнью, как будто нет никакой войны, и никогда не было. О смерти здесь не говорят, но не потому что суеверно стараются обойти запретную тему - просто нет никакого смысла говорить  о рутине, давно всеми постигнутой и принятой как неизбежность. И мы опять благодарны режиссеру за то, что вместо этого очень нужного для нас понимания войны, он не напихал своих высоких абстрактных мыслей.

Но вот команды добрались до места. В противоположность предыдущему действию, настроившему зриталя на нужный лад, начинается, как говорится, "экшн". Главный герой принимает одно из тех решений, которые впоследствии становятся ключевыми для действия и открывают новые внезапные повороты сюжета. В отличие от второго отделения, загрузившегося обратно в свой  грузовик, он решает идти дальше пешком. Есть ли объективные причины у этого решения? Говорит ли оно о боевом опыте сержанта по сравнению с командиром другого отделения? Нет. Ничего этого нет и близко. Любое из решений может привести как к смерти, так и к победе. Очень много факторов на войне! Их все предусмотреть невозможно, иначе на ней не было бы проигравших и потерь.

Решение Сержанта оказывается судьбоносным: второе отделение выезжает прямо на засаду немцев. Сержант со своими бойцами их видит, но не успевает предупредить товарищей... Они не сразу добираются до точки, с которой можно наблюдать  место скоротечного боя, но все, что им удается разглядеть - группу бойцов, осматривающих трупы. "Наши или не наши?" - терзается вопросом отделение Сержанта. На принятие решения очень мало времени.... "Не наши!" - решает сержант. Так до конца и не идентифицированная группа бойцов в отдалении, садится в оставленный грузовик и... начинает движение в сторону холма, на котором Сержант и его солдаты! "К дороге, к дороге!" - командует на бегу Сержант, и бойцы занимают позицию.

И вот - грузовик, хоть и ожидаемо, но все равно как бы внезапно, вылетает из-за пригорка на большой скорости перед притаившимся отделением. Внезапно - потому что нельзя быть к такому готовым, даже если тщательно готовишься. Открыть огонь или пусть они едут к своей чертовой фашистской матери куда подальше? Ведь не видят они засаду! Сержант первый начинает бой, дав очередь по машине, из нее как горох рассыпаются и разбегаются по укрытиям люди. Но вопрос наши или не наши - так и не решен! И зритель понимает - этот вопрос в миллион раз важнее, чем нафантазированные режиссерами особисты, медсестры, Сталины и Гитлеры со своими ставками. Долгие секунды томительного напряжения - и, наконец, по ближе всего лежащему трупу становится окончательно ясно - немцы. Вздох облегчения, но теперь также ясно и то, что товарищи из второго отделения все-таки погибли. Немцы, оставив несколько трупов, уходят, не приняв боя. И такое бывает на войне, но никогда не бывает в фильмах.

Сержант, раненый в короткой перестрелке, принимает решение идти дальше и преследовать отступающих фрицев. Задача не выполнена, и то, что пока в его отделении еще все живы - не значит ровно ничего. Вдруг - чудо! Со стороны, откуда приехали немцы, появляется человек. "Наш!" - радостно докладывает рядовой из команды Сержанта, увидевший его первым. "Откуда ты? Где все?" - звучат тревожные вопросы. "Погибли" - отвечает солдат и кратко рассказывает, как было дело. Рассказ простой и без обычных сценарных выкрутасов - поэтому звучит очень реально.

Немцев догнать не удалось - и отделение разворачивается по направлению к дороге, по которой должна пройти основная колонна. Идут долго, начинаются споры о том, туда ли они направляются. Никаких терзаний, разделений, невыполнения приказа, истерик. Бойцы просто совещаются и принимают общее решение, куда двигаться. И это решение оказывается не менее судьбоносным, чем решение Командира идти пешком в самом начале фильма...

Пройдя еще некоторое время по полям и перелескам, бойцы выходят в какой-то пустой, оставленный жителями хутор. Вдруг, на другом его конце они видят всю немецкую колонну! Сержант не задумываясь принимает решение атаковать. В другом фильме он бы, конечно, полежал, почесался, поглазел в бинокль. Вспомнил медсестру, которую весь фильм до этого на сеновалах валял. Здесь реалистичность опять на высоте: ведь на протяжении всего действия эти люди шли к этой постылой колонне, задыхались под грузом амуниции, каждую секунду из каждого куста ждали выстрела и щелчка пули! И наконец - кончилось напряжение и наступила определенность! Вот он враг, вот он ты - и уже не так и важно, сколько их и сколько вас. Да и вообще вопрос о количествах не стоит и не может стоять: редко когда в настоящем бою удается разглядеть всех. Делай свое дело - и будь, что будет.

Несколько томительных минут, пока бойцы обходят по дворам колонну с фланга, пытаясь выйти на расстояние броска гранаты. Напряжение достигает невыносимых пределов, когда они бегут через поле, рискуя каждую секунду быть обнаруженными.  "Давай- давай-давай" - сквозь зубы и одышку бормочет командир, подбадривая себя и бойцов. Последний взгляд в бинокль - вот он, фриц, совсем рядом, бежит пригнувшись, как бы ожидая внезапного выстрела! Еще один мелькает сквозь штакетины забора... и Сержант начинат бой короткой очередью из своего автомата. Попал? Вроде попал, но почему фриц продолжает бежать? Он скрывается за кустами - ранен? Убит? Нет времени выяснять - Сержант грамотно меняет позицию и бросает гранату в ближе всего стоящий к нему автомобиль. Вторая граната пошла! "Гранаты, гранаты" - напряженно шепчет командир оказавшемуся рядом бойцу. " Нет гранат" - отвечает боец...  И они навсегда расходятся по разные стороны избушки, за которой прячутся - на этот раз решение, куда идти, уже не оказывается спасительным. И, вроде, не было сильного огня, не успел еще толком разгореться бой, но Сержант вдруг падает и последний кадр - родная польская земля квозь кровавые всплохи угасающего сознания...

Что случилось с остальными? Удалось победить и не допустить колонну к советским союзникам? Выжил ли тот паренек, с которым Сержант говорил в последний раз? Мы об этом не узнаем никогда. Наше кино обрывается вместе с жизнью Главного Героя Сержанта - одного из тысяч сержантов, погибших на этой войне.

*****

Вот такое, без сомнения, замечательное кино. Это и вправду тот фильм о войне, который я мечтал посмотреть. В нем нет любовной линии, которая нафиг не нужна. Нет предыстории, целостную картину не прерывают флэшбэки из прошлого. Нет даже обязательного атрибута таких фильмов - особиста, воюющего с собственной армией чуть ли не эффективнее, чем фашисты. Никто никого не ревнует и не пытается арестовать накануне Самого Главного Боя. Разве это не прекрасно?

Вы, наверное, очень хотите узнать, кто снимает такое прекрасное кино? Не буду дальше тянуть интригу: такое кино снимает т.н. лэтсплэйщик из Ютуба с ником Bad Santa, играющий в компьютерную онлайн-игру Arma-3 Wog на сервере с другими игроками, и просто записывающий весь процесс игры на видео. И у него получается намного лучше любого, самого лучшего режиссера, кто брался снимать фильмы о войне за последние 20 лет! Да они, даже если все вместе соберутся, такого кино не снимут! Они только еще больше напихают фильм нравоучениями и глубокими смыслами, они ни за что не дадут вам погрузиться и пережить то, чем тогда жили, заменив реальность своим убогим представлением о ней. Чем-то этот фильм похож на "Они сражались за Родину", только в "Они сражались за Родину" похуже реализм и спецэффекты.

Жизнь - самый лучший режиссер и сценарист. Выдуманная реальность всегда проигрывает настоящей. Убрать свое лишнее "Я", не мешать реальности разворачиваться в полную силу - вот секрет настоящего Искусства.

Ссылка на это эпохальное кино (осторожно, есть ненормативная лексика):








 
Subscribe
Buy for 80 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments