Вячеслав Новицкий (viacheslav_sn) wrote in ru_polit,
Вячеслав Новицкий
viacheslav_sn
ru_polit

Categories:

Крах капитализма. Как работает конкуренция.

Противоречия капитализма были совсем не только в отношениях между работниками и хозяевами капиталов. Между собой капиталисты также не очень ладили. Здесь царило основное противоречие, которое и составляет рынок, как «невидимую руку», способную отрегулировать все на свете – конкуренция.

Определений конкуренции великое множество.

- это соперничество в какой-либо области с целью получения выгоды

- это борьба между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства

- это элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала

- это объективно необходимая среда, обеспечивающая нормальное саморазвитие рыночной экономики как системы

Конкуренция – основа рыночной экономики, основа капитализма. Самое простое ее понимание – это когда два производителя продают один и тот же товар и борются между собой, чтобы продать товара больше. Для этого они применяют разные методы – добросовестные и недобросовестные. Для начала поговорим о добросовестных, «рыночных» методах. Методов этих много, про них написаны толстые книги, им учат везде, где только преподают экономику. Как усовершенствовать продукцию, чтобы сильно не потратиться, как снизить цену, уменьшив при этом зарплаты и переложив это снижение на наемных работников, как выстроить сеть дистрибьютеров с минимальными затратами и максимальным эффектом и так далее. Реклама, например, увеличивает затраты, но повышает продажи – считается, что это выгодно. Поскольку перед нами не стоит задача научиться конкурировать на практике, мы совершенно спокойно можем обобщить весь имеющийся опыт человечества на эту тему до двух действий, к которым все механизмы конкуренции сводится: снижение отпускной цены и повышение качества продукции (в том числе ее техническое совершенствование).

Вспоминаем формулу:

Прибыль = Доходы – Затраты.

Видим, что снижение отпускной цены есть уменьшение доходов, а повышение качества есть увеличение затрат: электрический чайник гораздо лучше обыкновенного жестяного, но стоит его произвести гораздо дороже. Так конкуренция заставляет предпринимателя делать противоположное тому, что лежит в его природе: уменьшать прибыль вместо того, чтобы всеми силами ее увеличивать. Но наш предприниматель не в обиде: за счет победы в конкурентной борьбе он надеется захватить больший рынок сбыта, продать больше продукции и получить прибыль большую, чем была бы у него, если бы он в рамках конкуренции никаких действий не совершал.

Рассмотрим это на конкретном примере. Допустим, предприниматель продавал 10 чайников, произвести которые ему стоило каждый по 50 рублей, за 100 рублей. Он получал прибыль 500 рублей. Приделав к чайнику какую-нибудь оригинальную ненагревающуюся ручку, он увеличил стоимость производства каждого чайника на 20 рублей, и они стали ему обходиться по 70 рублей. Но теперь он продает не 10, а 20 чайников, и получает общую прибыль не 500, а 600 рублей (20х70=1400 – себестоимость, 20х100=2000 – полученная выручка от продажи, 2000–1400=600 рублей – прибыль).
Естественно, конкурент не дремлет и так просто не сдается: он тоже как-нибудь усовершенствует свою продукцию – не только делает ненагревающуюся ручку, как у конкурента, но и наносит на чайник антипригарное покрытие. Ему производство чайников теперь обходится не в 70, а в 90 рублей. Продав те же 20 чайников, которые мы определили, как емкость рынка, он получает… всего лишь 200 рублей, то есть меньше, чем он получал в самом начале конкурентной борьбы, когда рынок был поделен между ним и его конкурентом. (20х90=1800 – себестоимость, 20х100=2000 – полученная выручка от продажи, 2000-1800=200 рублей – прибыль).

На этом месте мы пока остановимся. В жизни, конечно, все совсем не так просто: с сообщением нового качества продукту его цена поднимается, и чайник с антипригарным покрытием и ненагревающейся ручкой стоит уже не 100, а 120 рублей, и его все равно берут, так как он лучше. Есть возможность расширять рынок во внешнюю среду и еще множество всеразличных факторов, участвующих в процессе, в том числе и оговоренная ранее недобросовестная конкуренция, и появление новых более совершенных и дешевых в производстве продуктов, вытесняющих старые. Пример приведен только с целью показать, как это работает в общем. Тем не менее, пример отражает происходящее в экономике принципиально верно: как бы ни росла продажная цена, ее рост всегда медленнее, чем рост издержек, связанных с конкуренцией. Никто не будет спорить, что Генри Форд расширил свой бизнес за счет продажи одного, произведенного в сарае автомобиля, а нынешние автомобильные гиганты разоряются, если их продажи снижаются меньше десятков тысяч автомобилей в месяц.

Что же происходит, когда возможности конкуренции исчерпаны, или вдруг меняется спрос, и вместо 20 чайников продать можно только 5 или возрастает себестоимость за счет удорожания материалов? Наступает кризис. Капиталист начинает производить себе в убыток, его доходы становятся меньше затрат, и прибыль становится отрицательной. Как восполняется это отрицательное значение? Только одним способом: за счет капитала. Капитал, таким образом, в кризис сгорает. Если он сгорает совсем, капиталист разоряется и становится обычным наемным работником (либо кончает жизнь самоубийством, если он не в силах пережить свое «падение»). Иногда бывает, что капитал просто перетекает туда, где прибыль больше. В общем, это неважно, а важно то, что после этого сгорания опять появляются возможности для роста капитала, производство восстанавливается, конкуренция тоже – и так до следующего кризиса, когда конкуренция вновь вызовет кризис, называемый еще некоторыми «кризисом перепроизводства». Это в теории.

«Рынок цикличен» – говорят нам в один голос все современные экономисты.

В следующий будет про то, в каком месте все современные экономисты ошибаются.
Subscribe
promo ru_polit апрель 1, 00:00
Buy for 80 tokens
Что делать, если вы не успели совершить все необходимые для самоизоляции покупки, а в 100 метрах от подъезда не оказалось торгового центра? aliexs рекомендует скоротать время и порадовать себя приятными мелочами на глобальной виртуальной торговой площадке. Нажимая на любую из картинок…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments