Вячеслав Новицкий (viacheslav_sn) wrote in ru_polit,
Вячеслав Новицкий
viacheslav_sn
ru_polit

Капитализм: история вопроса.

Человек создает все, что ему необходимо, самостоятельно, своими руками. В природе практически нет ничего готового, поэтому он вынужден изменять предметы, взятые из природы так, чтобы они были пригодны для потребления. Он убивает оленя, снимает с него шкуру, жарит мясо на костре, из жил делает лук, чтобы убивать новых оленей, из шкуры делает одежду. Он сажает в землю зерно, чтобы вырастить пшеницу, перемолоть ее в муку, часть урожая оставляет, чтобы посадить новую пшеницу и вырастить новый урожай. Он строит дома из деревьев и камня. Наконец, он добывает руду и нефть, чтобы сделать из них самолет, на котором он облетит за одни сутки весь земной шар. Все вместе это называется производство.

Однако добывать руду и нефть и делать самолеты человек стал намного позже, чем он вообще начал трудиться, большую же часть человеческой истории все силы человека уходили на то, чтобы минимально обеспечить себя необходимым для жизни. И даже для этого дел было так много, что в одиночку человек все не успевал!Он вынужден было прийти к разделению труда на части. Самое первое разделение труда – мужчина приносит домой мамонта, а женщина его готовит. Так возникло общество: через вынужденное взаимодействие друг с другом, чтобы выжить.

На раздельном производстве пищи, одежды и прочего необходимого из мамонта дело не остановилось. Оказалось, что, если трудятся не только члены семьи, но и какие-нибудь рабы из соседнего племени, сделать удается больше, чем, когда трудится только семья. Так постепенно общество обрастало новыми атрибутами – выделило отдельный класс воинов, которые не работали, а только воевали, защищая тех, кто работает, создало государство, иерархию.

Усложняющаяся структура общества и породила институт частной собственности. Надо было отделить «свое» от «чужого». Можно сказать, что на каком-то этапе общественного развития появились излишки результатов труда, и возникла необходимость защищать их и орудия труда, с помощью которых они были созданы. А можно просто сказать, что частная собственность – это неотъемлемый, святой атрибут человеческого существования, который появился вместе с человечеством как совокупностью лиц, и умрет вместе с ним (не дай Бог, конечно!). Мне, как автору, это абсолютно неважно. Мне даже вредно для дела, за которое я взялся, обозначать личную принципиальную позицию по данному вопросу, так как одна из моих задач – не допустить сваливание поднимаемых мною проблем в один из традиционных споров, которые ведутся уже столетие и актуальность которых уже совершенно утрачена.

Итак, частная собственность, тем или иным способом, появилась. И не только появилась, но и могла быть умножаемой за счет труда – самого хозяина, его семьи, или каких-нибудь рабов, или наемников. Или уменьшаемой, если вместо труда к ней прилагались праздность, мотовство, внешнее несчастье.

За время своего существования институт частной собственности, как говорят, совершенствовался. Мне не нравится это слово. Ничего более совершенного в современном положении этого института по отношению к прошлому, на мой взгляд, нет. Ну, а усложнение отношений вокруг него связано отнюдь не с каким-то развитием, а с необходимостью приспосабливать его к усложняющейся экономике, то есть производству и обмену. Совершенствовалось производство, совершенствовался обмен, а частная собственность имела все те же свойства: защищенное законом абсолютное право на предмет.

Если мы выделяем частную собственность, делаем ее самоценной, ставим вне производства и обмена, то есть распределения – мы замыкаем на нее весь экономический процесс, что неверно. Цель экономического процесса, повторяю, так как это очень важно – обеспечить человека необходимым для существования, удовлетворить его потребности. И институт частной собственности подчинен этой цели и служит ей и только ей не меньше и не больше, чем другие институты. Можно говорить о его глобальном базисном значении, но нельзя говорить о его эксклюзивности и самодостаточности.

Отношения вокруг частной собственности, как известно, за долгую историю человечества складывались по-разному. Очень быстро она разделилась на то, что называют индивидуальной собственностью и средствами производства. Средства производства были оценены намного выше базовых индивидуальных ценностей: ведь только ими эти индивидуальные ценности создавались. Собственно, война всегда и шла за владение средствами производства, то есть, говоря о прошлом – за землю. Земля долгое время была главным средством производства, так, как только на ней можно было создавать все, в чем человек в ту пору испытывал потребность – растить пшеницу для выпечки хлеба, лен для производства одежды, пасти скот для выделки кожи, получения молока и мяса. Когда сегодня говорят о частной собственности, имеют ввиду, в основном, частную собственность на средства производства – то, что называют капиталом, отличая его от сокровища.

Наступление капитализма внесло в институт частной собственности некоторые существенные, но не принципиальные изменения. По-прежнему ценились средства производства, но они, вследствие еще большего разделения труда и развития обмена произведенным, получили значительное разнообразие. Земля уже не так важна, как важно промышленное производство.

***

Наступление капитализма серьезно обострило общественные противоречия. Если во времена феодализма частными собственниками, то есть собственниками средств производства были все, начиная от крестьян и заканчивая крупными землевладельцами, в новые времена не всем удалось сохранить капитал как имущество, с помощью которого получается прибыль. Часть людей разорилась, и у них не осталось ничего, кроме их рук, которыми они могли трудиться. И люди стали продавать на общем рынке, где обменивались произведенным и способностью производить, свои руки, то есть – свой труд. Так возникло разделение на наемных работников, живущих исключительно на зарплату, пролетариат, и частных собственников-капиталистов. Автоматизация производства на данном этапе создала потребность в большой массе неквалифицированных рабочих, необходимых для совершения на конвейере одних и тех же механических действий. Этих рабочих требовалось очень много!

И тут самое время вспомнить еще одно определение из Википедии, определение прибыли:

Прибыль – это положительная разница между суммарными доходами (в которые входит выручка от реализации товаров и услуг, полученные штрафы и компенсации, процентные доходы и т. п.) и затратами на производство или приобретение, хранение, транспортировку, сбыт этих товаров и услуг. Прибыль = Доходы − Затраты (в денежном выражении).

Математическое выражение, приведенное в конце этого определения, предельно ясно: если то, из чего вычитают, будет больше, а то, что вычитают меньше – результат, то есть то, к чему стремится любой предприниматель, получится тоже больше. Бизнесмены-предприниматели всеми силами стали повышать доходы и уменьшать затраты. Доходы повышались за счет расширения производства, вызванного приростом капитала на капитал и за счет автоматизации. Затраты же понижались, в том числе, и за счет уменьшения заработной платы рабочим.

Именно в это время были написаны знаменитые труды Карла Маркса, в которых, помимо прочего, доказывалось, что, в конце концов, зарплаты рабочих сведутся к той сумме, которая необходима на их существование и воспроизводство (то есть – прожить, родить и воспитать нового рабочего), а приведет к этому результату «резервная армия безработных», конкурирующая и поэтому постоянно сбивающая цену труда. Соответственно, положение пролетариата будет все больше и больше ухудшаться и вызовет Мировую Революцию и уничтожение капитализма.

За эти выводы над Марксом принято сегодня подсмеиваться – мол, в результате все получилось совсем не так. Но не будем присоединяться к этим насмешкам, равно как и к тем, кто вступает с ними в долгие и бесплодные споры! Я упомянул Маркса с одной целью: показать, что этап острейшего противостояния наемных рабочих и капиталистов существовал, и являл собой целую эпоху, порождая, в том числе, и марксизм как общественное явление (не путать с направлением в политэкономии). И для нас очень важно, во что этот этап эволюционировал сегодня. Именно эта эволюция общества и определяет современное положение дел в экономике и отношениях частной собственности. А, может, это все-таки была революция?

Данное «отступление» от «чистой» экономики к общественным отношениям я делаю не случайно, и это вовсе никакое не отступление. Берясь рассуждать об экономике, всегда необходимо помнить: экономику создают люди, и отношения вокруг частной собственности – это тоже отношения людей. В какие бы абстракции не погружалась мысль экономиста, каким бы теоретическим и глобальным не казался ему предмет, над которым он трудится, очень важно определять, какие люди за ними стоят и чего они хотят добиться. Только так мы избежим «идеальных штормов» и прочих полумистических псевдонаучных конструкций!
Subscribe
Buy for 80 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments