Вячеслав Новицкий (viacheslav_sn) wrote in ru_polit,
Вячеслав Новицкий
viacheslav_sn
ru_polit

Капитализм: история вопроса.

Человек создает все, что ему необходимо, самостоятельно, своими руками. В природе практически нет ничего готового, поэтому он вынужден изменять предметы, взятые из природы так, чтобы они были пригодны для потребления. Он убивает оленя, снимает с него шкуру, жарит мясо на костре, из жил делает лук, чтобы убивать новых оленей, из шкуры делает одежду. Он сажает в землю зерно, чтобы вырастить пшеницу, перемолоть ее в муку, часть урожая оставляет, чтобы посадить новую пшеницу и вырастить новый урожай. Он строит дома из деревьев и камня. Наконец, он добывает руду и нефть, чтобы сделать из них самолет, на котором он облетит за одни сутки весь земной шар. Все вместе это называется производство.

Однако добывать руду и нефть и делать самолеты человек стал намного позже, чем он вообще начал трудиться, большую же часть человеческой истории все силы человека уходили на то, чтобы минимально обеспечить себя необходимым для жизни. И даже для этого дел было так много, что в одиночку человек все не успевал!Он вынужден было прийти к разделению труда на части. Самое первое разделение труда – мужчина приносит домой мамонта, а женщина его готовит. Так возникло общество: через вынужденное взаимодействие друг с другом, чтобы выжить.

На раздельном производстве пищи, одежды и прочего необходимого из мамонта дело не остановилось. Оказалось, что, если трудятся не только члены семьи, но и какие-нибудь рабы из соседнего племени, сделать удается больше, чем, когда трудится только семья. Так постепенно общество обрастало новыми атрибутами – выделило отдельный класс воинов, которые не работали, а только воевали, защищая тех, кто работает, создало государство, иерархию.

Усложняющаяся структура общества и породила институт частной собственности. Надо было отделить «свое» от «чужого». Можно сказать, что на каком-то этапе общественного развития появились излишки результатов труда, и возникла необходимость защищать их и орудия труда, с помощью которых они были созданы. А можно просто сказать, что частная собственность – это неотъемлемый, святой атрибут человеческого существования, который появился вместе с человечеством как совокупностью лиц, и умрет вместе с ним (не дай Бог, конечно!). Мне, как автору, это абсолютно неважно. Мне даже вредно для дела, за которое я взялся, обозначать личную принципиальную позицию по данному вопросу, так как одна из моих задач – не допустить сваливание поднимаемых мною проблем в один из традиционных споров, которые ведутся уже столетие и актуальность которых уже совершенно утрачена.

Итак, частная собственность, тем или иным способом, появилась. И не только появилась, но и могла быть умножаемой за счет труда – самого хозяина, его семьи, или каких-нибудь рабов, или наемников. Или уменьшаемой, если вместо труда к ней прилагались праздность, мотовство, внешнее несчастье.

За время своего существования институт частной собственности, как говорят, совершенствовался. Мне не нравится это слово. Ничего более совершенного в современном положении этого института по отношению к прошлому, на мой взгляд, нет. Ну, а усложнение отношений вокруг него связано отнюдь не с каким-то развитием, а с необходимостью приспосабливать его к усложняющейся экономике, то есть производству и обмену. Совершенствовалось производство, совершенствовался обмен, а частная собственность имела все те же свойства: защищенное законом абсолютное право на предмет.

Если мы выделяем частную собственность, делаем ее самоценной, ставим вне производства и обмена, то есть распределения – мы замыкаем на нее весь экономический процесс, что неверно. Цель экономического процесса, повторяю, так как это очень важно – обеспечить человека необходимым для существования, удовлетворить его потребности. И институт частной собственности подчинен этой цели и служит ей и только ей не меньше и не больше, чем другие институты. Можно говорить о его глобальном базисном значении, но нельзя говорить о его эксклюзивности и самодостаточности.

Отношения вокруг частной собственности, как известно, за долгую историю человечества складывались по-разному. Очень быстро она разделилась на то, что называют индивидуальной собственностью и средствами производства. Средства производства были оценены намного выше базовых индивидуальных ценностей: ведь только ими эти индивидуальные ценности создавались. Собственно, война всегда и шла за владение средствами производства, то есть, говоря о прошлом – за землю. Земля долгое время была главным средством производства, так, как только на ней можно было создавать все, в чем человек в ту пору испытывал потребность – растить пшеницу для выпечки хлеба, лен для производства одежды, пасти скот для выделки кожи, получения молока и мяса. Когда сегодня говорят о частной собственности, имеют ввиду, в основном, частную собственность на средства производства – то, что называют капиталом, отличая его от сокровища.

Наступление капитализма внесло в институт частной собственности некоторые существенные, но не принципиальные изменения. По-прежнему ценились средства производства, но они, вследствие еще большего разделения труда и развития обмена произведенным, получили значительное разнообразие. Земля уже не так важна, как важно промышленное производство.

***

Наступление капитализма серьезно обострило общественные противоречия. Если во времена феодализма частными собственниками, то есть собственниками средств производства были все, начиная от крестьян и заканчивая крупными землевладельцами, в новые времена не всем удалось сохранить капитал как имущество, с помощью которого получается прибыль. Часть людей разорилась, и у них не осталось ничего, кроме их рук, которыми они могли трудиться. И люди стали продавать на общем рынке, где обменивались произведенным и способностью производить, свои руки, то есть – свой труд. Так возникло разделение на наемных работников, живущих исключительно на зарплату, пролетариат, и частных собственников-капиталистов. Автоматизация производства на данном этапе создала потребность в большой массе неквалифицированных рабочих, необходимых для совершения на конвейере одних и тех же механических действий. Этих рабочих требовалось очень много!

И тут самое время вспомнить еще одно определение из Википедии, определение прибыли:

Прибыль – это положительная разница между суммарными доходами (в которые входит выручка от реализации товаров и услуг, полученные штрафы и компенсации, процентные доходы и т. п.) и затратами на производство или приобретение, хранение, транспортировку, сбыт этих товаров и услуг. Прибыль = Доходы − Затраты (в денежном выражении).

Математическое выражение, приведенное в конце этого определения, предельно ясно: если то, из чего вычитают, будет больше, а то, что вычитают меньше – результат, то есть то, к чему стремится любой предприниматель, получится тоже больше. Бизнесмены-предприниматели всеми силами стали повышать доходы и уменьшать затраты. Доходы повышались за счет расширения производства, вызванного приростом капитала на капитал и за счет автоматизации. Затраты же понижались, в том числе, и за счет уменьшения заработной платы рабочим.

Именно в это время были написаны знаменитые труды Карла Маркса, в которых, помимо прочего, доказывалось, что, в конце концов, зарплаты рабочих сведутся к той сумме, которая необходима на их существование и воспроизводство (то есть – прожить, родить и воспитать нового рабочего), а приведет к этому результату «резервная армия безработных», конкурирующая и поэтому постоянно сбивающая цену труда. Соответственно, положение пролетариата будет все больше и больше ухудшаться и вызовет Мировую Революцию и уничтожение капитализма.

За эти выводы над Марксом принято сегодня подсмеиваться – мол, в результате все получилось совсем не так. Но не будем присоединяться к этим насмешкам, равно как и к тем, кто вступает с ними в долгие и бесплодные споры! Я упомянул Маркса с одной целью: показать, что этап острейшего противостояния наемных рабочих и капиталистов существовал, и являл собой целую эпоху, порождая, в том числе, и марксизм как общественное явление (не путать с направлением в политэкономии). И для нас очень важно, во что этот этап эволюционировал сегодня. Именно эта эволюция общества и определяет современное положение дел в экономике и отношениях частной собственности. А, может, это все-таки была революция?

Данное «отступление» от «чистой» экономики к общественным отношениям я делаю не случайно, и это вовсе никакое не отступление. Берясь рассуждать об экономике, всегда необходимо помнить: экономику создают люди, и отношения вокруг частной собственности – это тоже отношения людей. В какие бы абстракции не погружалась мысль экономиста, каким бы теоретическим и глобальным не казался ему предмет, над которым он трудится, очень важно определять, какие люди за ними стоят и чего они хотят добиться. Только так мы избежим «идеальных штормов» и прочих полумистических псевдонаучных конструкций!
Subscribe
promo ru_polit april 1, 00:00
Buy for 80 tokens
Что делать, если вы не успели совершить все необходимые для самоизоляции покупки, а в 100 метрах от подъезда не оказалось торгового центра? aliexs рекомендует скоротать время и порадовать себя приятными мелочами на глобальной виртуальной торговой площадке. Нажимая на любую из картинок…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments