Вячеслав Новицкий (viacheslav_sn) wrote in ru_polit,
Вячеслав Новицкий
viacheslav_sn
ru_polit

Categories:

Кто на самом деле развалил РЖД

С уходом Владимира Ивановича Якунина, как всегда внезапно вскрылось, что железнодорожная отрасль находится в крайне плачевном состоянии. И хоть глупо оспаривать заслуги гедонизма Владимира Ивановича в этом деле, основная причина развала - совершенно не он. Все попытки свалить на Якунина и представить дело так, что будь на его месте другой человек, все бы пошло замечательно - есть замазывание проблем, то есть перевод объективных явлений в область субъективно-идеалистического.

Давайте вспомним, что такое было МПС до того, как шальные руки реформаторов за него взялись. Это, в силу наследственности СССР, была совершенно уникальная организация: практически полностью замкнутая сама на себя, она производила полный комплекс необходимых материалов, оборудования и услуг от костылей до перевозки пассажиров в спальных вагонах. Побочным явлением такой замкнутости было то, что МПСу ничего невозможно было втюхать со стороны и заработать на этом. Ходили, конечно, какие-то мудрецы с колесными парами из Украины, но, честно говоря, я не видел ни одного человека, который смог бы продать колесные пары МПСу, то есть, по сути, песок бедуином. Еще пытались продавать щебень, тоже с Украины, но и здесь у МПСа была целая сеть собственных карьеров, прекрасно обеспечивавших потребности.

Итак, представьте: огромная, превосходящая по капитализации любую нефтяную компанию и даже Газпром махина, выключенная из коммерческого оборота, но, в целом, в рамках рыночной экономики (это важно!) справляющаяся со своими задачами. Причем справлялась она тогда прекрасно - таких проблем с грузами, как сегодня, не было. И даже во времена всеобщих взаимозачетов, выхолостивших последние остатки промышленного производства в России, МПС имело дело только с живыми деньгами. Не только государственных дотаций на железные дороги не было, но, наоборот - железные дороги приносили бюджету стабильный доход, при этом поездка на поезде стоила копейки, а за электричку и вовсе платили только извращенцы и иностранцы. Этакая "вещь в себе". И это в то время, когда из Газпрома и РАО "ЕЭС" уже вовсю выкачивались миллиарды долларов через то, что они "органично" вошли в рынок, распавшись на множество "независимых" юридических лиц, когда люди заходили в кабинеты в стоптанных ботинках и с шариковой ручкой, чтобы подписать контракт - а выходили миллионерами!

Дальше такое было терпеть нельзя - и грянула реформа железнодорожной отрасли. И ОАО "РЖД", только возникнув, сразу захватило лидирующие позиции по коррупционной емкости, отодвинув в сторону остальных лидеров этого направления вставания с колен, как будто вознаграждая себя за длительное воздержание.

Параллельно с этим, железнодорожная отрасль стала приходить в негодность. Как ни странно, законы рыночной экономики действовали вовсю: отделив суперприбыльные грузовые перевозки, за счет которых МПС финансировало убыточные направления, с удивлением обнаружили, что эти убыточные направления таки денег не приносят. Здесь не надо думать, ни в коем случае, что все было прям так по дурацки сделано: для убыточных направлений предусмотрели целые программы по выведению в прибыльные.
Эти программы прекрасно работали бы где-нибудь в стране эльфов, а на нашей скорбной земле возникла небольшая проблема. Дело в том, что как ты ни рисуй графики, про каких инвесторов не рассказывай, на рынке все упирается в покупательскую способность населения. Ну не может население за электрички платить столько, чтобы они были безубыточными! И налогов столько в местные бюджеты платить, чтобы они компенсировали "рыночным" пригородным компаниям их убытки - тоже не может!

Вторая проблема - чисто технологическая. Когда рисовали проект реформы, напирали на удачный опыт "либерализации" перевозок воздушных - мол, от появления нескольких авиаперевозчиков все выиграли. Не очень-то, как показывает история с Трансаэро, и выиграли - но мы даже не об этом. Здесь проблема была в том, что бескрайнее небо и узкая железнодорожная колея оказались совершенно разными стихиями. Во-первых, небо не надо ремонтировать, реконструировать, электрофицировать, содержать. Во-вторых, для новых маршрутов не надо строить новое небо. В третьих, небо и вправду бескрайнее, поэтому, чтобы в нем разойтись самолетам, им достаточно только вильнуть чуть в сторону. С железными дорогами не так - вдруг открылось, что пути и станции требуют огромных затрат, которые никакому частнику не передашь, поскольку, если он захочет этим зарабатывать, дешевле будет возить грузы "Протонами", чем железной дорогой. Образовалась очередная внезапная печалька, которая испортила блестящие планы. А до кучи выяснилось, что если по железным дорогам всей страны носится несколько десятков транспортных компаний со своими вагонами, перевозка грузов происходит как-то нерационально: где-то станция забита вагонами компании, ожидающей хоть какого-нибудь контракта, в то же время другая компания, имеющая контракт с этой станции, не может  отправить груз потому что ее вагоны после предыдущего контракта болтаются на другом конце необъятной Родины. Отсутствие общего диспетческого управления, в конце концов, привело к тому, что "независимым" транспортным компаниям на каждой станции приходится "проталкивать" свой груз, иначе он просто застревает по самым веским на свете причинам. В общем, можно представить себе систему ямщиков в Российской Империи - примерно на этот уровень поднялся бывший МПС. Скорость движения грузов сравнялась со средней скоростью, обеспечиваемой силами бурлаков на Волге...

Из всего этого можно извлечь весьма поучительную мораль, особенно в сравнении с тем, как развивается современная экономика на Западе. МПС с полностью закрытым циклом производства было тем, к чему современные транснациональные корпорации идут семимильными шагами и придут в ближайшие несколько десятков лет. Самому произвести дешевле, чем купить! Ну, а мы, как всегда, чешем в обратную сторону. А если что - у нас Якунин виноват и кооператив "Озеро", хотя Якунин и кооператив "Озеро" честно выполняли все рекомендации, написанные им либеральными экономистами, некоторые из которых сейчас в опале за границей ждут, когда их таланты снова будут востребованы в этом тоталитарном государстве. Ждут - и яростно критикуют Якунина и кооператив "Озеро".
Subscribe
promo ru_polit апрель 1, 00:00
Buy for 80 tokens
Что делать, если вы не успели совершить все необходимые для самоизоляции покупки, а в 100 метрах от подъезда не оказалось торгового центра? aliexs рекомендует скоротать время и порадовать себя приятными мелочами на глобальной виртуальной торговой площадке. Нажимая на любую из картинок…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments