Александр Майсурян (maysuryan) wrote in ru_polit,
Александр Майсурян
maysuryan
ru_polit

От "новых людей" – к "новым русским"

3portreta.jpg

Мне уже как-то приходилось писать об этих трёх памятниках – проекте статуи Дзержинскому на Лубянке работы Веры Мухиной, надгробиях сталинского наркома и постсоветского бизнес-деятеля. Но вот пришло в голову, что эти три столь непохожие скульптуры изображают в каком-то смысле, как ни странно, одно и то же! А именно: коллективный портрет руководящего слоя СССР/России и других постсоветских республик. После революции, в середине и в конце XX века. Соответственно: красных революционеров, "выдвиженцев" 20-30-х годов и "новых русских". Менее чем за столетие эволюция прошла путь от "новых людей" Чернышевского, придуманных писателем Рахметовых (реально воплотившихся в "железном Феликсе" и других профессиональных революционерах) до... "новых русских". Три памятника дают исторический срез советской и постсоветской "элиты", как теперь принято выражаться. И вся история бывшего СССР после революции вкратце видна в этих трёх скульптурах.
Любопытно оценить, например, как постепенно обрастал имуществом руководящий слой советского/постсоветского общества. У Феликса Эдмундовича на постаменте нет никакой "частной собственности", если не считать гиперболически огромной шпаги (которая, строго говоря, тоже не его, а – символический Меч революции, как и он – её Рыцарь) и заштопанной на локтях гимнастёрки. У сталинского наркома Ивана Терентьевича Пересыпкина появляется шитый золотом мундир с погонами и маршальской звездой на галстуке – но это тоже атрибуты службы, а не собственности. Наконец, воплощение 90-х годов деловой человек Борис Яковлевич Чубаров даже в могилу сходит с целым гранитным "Мерседесом"...

При взгляде на эти три портрета, поставленные в ряд, по-моему, напрашиваются вопросы, скажем: мог ли такое предвидеть Чернышевский? Что бы сказали по этому поводу Рахметов и Дзержинский? да и мнение Ивана Терентьевича тоже было бы не лишено интереса...
Власть "выдвиженцев" кончилась вместе с властью поколения Брежнева и Черненко, и почти сразу выпавшие из ослабевших рук кремлёвских стариков властные атрибуты ловко подхватили люди в малиновых пиджаках и на "Мерсах".
Любопытно и то, что постаменты на трёх памятниках оказались столь разной высоты. Железный Феликс стоит на высочайшем пьедестале, он сам – почти как небожитель. Иван Терентьевич расположился уже гораздо ниже, а с более высоким уровнем его соединяет ниточка телефонного провода, по которому, как нетрудно догадаться, идёт разговор с Самим. Ну и, наконец, Борис Яковлевич обеими ногами стоит на грешной земле, почти не возвышаясь над ней. Сошествие в ад на землю в трёх актах, так сказать, завершилось... Печально, что в том же аду месте, с гражданской войной на обломках СССР и прочими прелестями капитализма, помимо "новых русских", оказались и многие те, кто туда совершенно не собирался...
Tags: История, Россия
Subscribe
Buy for 80 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments