Александр Майсурян (maysuryan) wrote in ru_polit,
Александр Майсурян
maysuryan
ru_polit

Category:

Михаил Булгаков и "убеждённые коммунисты"


Карикатура Д. Моора на М. Булгакова, К. Станиславского и артистов-исполнителей спектакля "Дни Турбиных" по "Белой гвардии". 1927 год

На днях прочитал в сети такой отзыв на творчество Михаила Булгакова:
"В своё время при разборе архивов наткнулся на то ли донос, то ли критический отзыв о "Мастере и Маргарите":
"В романе Булгакова более сотни персонажей, все социальные пласты современной Москвы и прошедших эпох. Но среди них нет ни одного убеждённого коммуниста. Таким образом, автор показывает нас, членов великой партии Ленина-Сталина, существами ещё более мифическими, чем сам дьявол. Он в романе есть, а нас просто нет!"
По-моему, в точку :)"


Что-то в этом есть, но всё-таки сказано не совсем точно. Если брать не только "Мастера и Маргариту", а всё творчество Булгакова, то там идейные коммунисты-таки встречаются. Ну, вот в "Белой гвардии", например, отчаянно смелый большевистский агитатор выступает перед толпой, собравшейся встречать Петлюру:
"Светлый человек с какой-то страшной тоской и в то же время решимостью в глазах указал на солнце. [...]
— Товарищи! Перед вами теперь новая задача — поднять и укрепить новую незалежну Республику, для счастия усих трудящихся элементов — рабочих и хлеборобов, бо тильки воны, полившие своею свежею кровью и потом нашу ридну землю, мають право владеть ею!
— Верно! Слава!
— Ты слышишь, "товарищами" называет? Чудеса-а...
— Ти-ше.
— Поэтому, дорогие граждане, присягнем тут в радостный час народной победы, — глаза оратора начали светиться, он всё возбужденнее простирал руки к густому небу и все меньше в его речи становилось украинских слов, — и дадим клятву, що мы не зложим оружие, доки червонный прапор — символ свободы — не буде развеваться над всем миром трудящихся.
— Ура! Ура! Ура!.. Интер...
— Васька, заткнись. Что ты сдурел?
— Щур, что вы, тише!
— Ей-богу, Михаил Семенович, не могу выдержать — вставай... прокл... [...]
— Хай живут советы рабочих, селянских и казачьих депутатов. Да здравствует...
— Га-а. Га-а-а, — зашумела толпа...
— ...советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Пролетарии всех стран, соединяйтесь...
— Как? Как? Что?! Слава!!
В задних рядах несколько мужских и один голос тонкий и звонкий запели "Як умру, то...".
— Ур-ра! — победно закричали в другом месте. Вдруг вспыхнул водоворот в третьем.
— Тримай його! Тримай! — закричал мужской надтреснутый и злобный и плаксивый голос. — Тримай! Це провокация. Большевик! Москаль! Тримай! Вы слухали, що вин казав...
Всплеснули чьи-то руки в воздухе. Оратор кинулся набок, затем исчезли его ноги, живот, потом исчезла и голова, покрываясь шапкой."

Возникает весёлая суматоха, в итоге которой по шее от петлюровцев огребает тот самый обладатель злобного и плаксивого голоса, который крикнул "Тримай!", и все этому чрезвычайно радуются, не исключая, кажется, и автора. :) А злобно-плаксивый жалобно кричит: "Я известный украинский поэт. Моя фамилия Горболаз. Я написал антологию, украинской поэзии. Я жаловаться буду председателю Рады и министру. Це неописуемо!.."
"Идейным большевиком" вполне можно назвать и другого героя "Белой гвардии" — поэта Шполянского. Помните: "Михаил Семёнович Шполянский, злой гений моей жизни, предтеча антихриста, уехал в город дьявола... Он уехал в царство антихриста в Москву, чтобы подать сигнал и полчища аггелов вести на этот Город в наказание за грехи его обитателей".
Шполянский для организации саботажа поступает на службу прапорщиком в войска гетмана и ведёт там такую агитацию:
"— Вы знаете, друзья, в сущности говоря, большой вопрос, правильно ли мы делаем, отстаивая этого гетмана. Мы представляем собой в его руках не что иное, как дорогую и опасную игрушку, при помощи которой он насаждает самую чёрную реакцию. Кто знает, быть может, столкновение Петлюры с гетманом исторически показано, и из этого столкновения должна родиться третья историческая сила и, возможно, единственно правильная.
Слушатели обожали Михаила Семёныча за то же, за что его обожали в клубе "Прах", — за исключительное красноречие.
— Какая же это сила? — спросил Копылов, пыхтя козьей ножкой.
Умный коренастый блондин Щур хитро прищурился и подмигнул собеседникам куда-то на северо-восток."
</i>
Результат работы большевистской ячейки такой же весёлый и победоносный, как и итог выступления большевистского оратора: Шполянский щедро кормит бензобаки броневиков сахаром, и: "Совершенно здоровые ещё накануне три машины (четвёртая была в бою под командой Страшкевича) в утро четырнадцатого декабря не могли двинуться с места, словно их разбил паралич. Что с ними случилось, никто понять не мог. Какая-то дрянь осела в жиклерах, и сколько их ни продували шинными насосами, ничего не помогало."
Правда, реальный прототип Шполянского — Виктор Борисович Шкловский — в большевистской партии всё же не состоял, но действительно служил в 4-м автопанцирном дивизионе гетмана. Его биография довольно сложна и извилиста, и в 30-е годы во время посещения Беломорканала группой советских писателей, на вопрос чекиста, как он здесь себя чувствует, Шкловский с мрачной иронией ответил: "Как живая чёрно-бурая лиса в меховом магазине". Закончил он впрочем, признанным и маститым советским писателем. Я ещё помню, как в 1983 году на советском телевидении пышно чествовалось 90-летие Шкловского. Кто-то из выступавших с экрана с хвалебной речью заметил, что юбиляр и в этом возрасте "не застывает", на что один из зрителей той передачи сказал, махнув рукой в сторону телевизора: "По-моему, он уже всё... застыл".

Виктор Шкловский в молодости. В его портрете нетрудно угадать черты характера Шполянского

Ну, а что касается "Мастера и Маргариты", то таких весёлых победительных большевиков или "сочкомов" ("сочувствующих коммунистам", как тогда выражались), как в "Белой гвардии", там действительно не встречается. Хотя есть вполне идейный красный поэт Иван Бездомный (к прототипам которого причисляют и поэта Ивана Приблудного, и самого Демьяна Бедного, бывшего одно время, между прочим, членом большевистского ЦК).

Демьян Бедный и Максим Горький


Продукция спичечной фабрики имени товарища Демьяна


Демьян Бедный. Шарж Адольфа Гоффмейстера, 30-е годы

Ну, а ещё в романе есть целое море разливанное "коммунистов по названию", об идейности которых судить трудно, ибо она не показана, или же, наоборот, показана безыдейность. Всё-таки на дворе уже не 1918 год, когда происходило действие "Белой гвардии", и когда в большевистскую партию шли вот такие молодые бесстрашные люди, которых мы видим в романе. Первую скрипку играли уже такие степенные и умеренные деятели, как Берлиоз или "председатель акустической комиссии московских театров" Аркадий Аполлонович Семплеяров. Кстати, прототип Аркадия Аполлоновича — не кто иной, как Авель Софронович Енукидзе, один из высших руководителей партии и председатель Правительственной комиссии по руководству Большим и Художественными театрами. Аркадий Аполлонович в романе — любитель женского пола, такие же точно слухи, неизвестно, насколько правдивые, распускались и про Енукидзе, особенно после его ареста.
Был ли он, тем не менее, "убеждённым коммунистом"? По крайней мере, Лев Троцкий после его ареста и расстрела написал ему и в его лице всей "старой гвардии" нечто вроде общего некролога: "Он пал жертвой своей принадлежности к старым большевикам. В жизни этого поколения был свой героический период: подпольные типографии, схватки с царской полицией, аресты, ссылки. 1905 год был, в сущности, высшей точкой в орбите "старых большевиков", которые в идеях своих не шли дальше демократической революции. К октябрьскому перевороту данные люди, уже потрёпанные жизнью и уставшие, примкнули в большинстве своём со сжатым сердцем... После военной победы над врагами им казалось, что впереди предстоит мирное и беспечальное житие. Но история обманула Авеля Енукидзе. Главные трудности оказались впереди... "Бытовое разложение", которое ему лично вменили в вину, составляло на самом деле органический элемент официальной политики. Не за это погиб Енукидзе, а за то, что не сумел идти до конца... Енукидзе не устраивал заговоров и не готовил террористических актов. Стоит заметить, что он просто поднял поседевшую голову с ужасом и отчаянием... Енукидзе попробовал остановить руку, занесённую над головами старых большевиков. Этого оказалось достаточно... В его лице старое поколение большевиков сошло со сцены, по крайней мере, без самоунижения."


Михаил Булгаков, 20-е годы. Известные фотографии Булгакова с сугубо старорежимным атрибутом — моноклем

Ну, а возвращаясь к Булгакову... Как ни странно, Михаил Афанасьевич, человек крайне консервативных взглядов, не принимавший ни Октябрь, ни Февраль (Илья Ильф шутил про него: "Что вы хотите от Миши Булгакова? Он только-только, скрепя сердце, признал отмену крепостного права. А вам надо сделать из него строителя нового общества!") даёт неплохой урок тем, кто сейчас не принимает ни современной реанимации петлюровщины, ни вообще господствующих ныне идей господ булкохрустов о "России, которую мы потеряли" (на Украине эта идея трансформируется в "Великую Украинскую Державу, которую мы потеряли", скажем, в Узбекистане — в "Великую Империю Тамерлана, которую мы потеряли", но классовая суть всюду одна). Он показывает, как можно жить и оставаться самим собой в совершенно чуждой социальной и идейной среде. Пусть он был консерватор, выживавший в революционной среде, а теперь на развалинах СССР, наоборот, преобладает среда едко-реакционная, но у него есть чему в этом поучиться...
Tags: История, Россия, Украина
Subscribe
promo ru_polit апрель 1, 00:00
Buy for 80 tokens
Что делать, если вы не успели совершить все необходимые для самоизоляции покупки, а в 100 метрах от подъезда не оказалось торгового центра? aliexs рекомендует скоротать время и порадовать себя приятными мелочами на глобальной виртуальной торговой площадке. Нажимая на любую из картинок…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments