katmoor (katmoor) wrote in ru_polit,
katmoor
katmoor
ru_polit

Category:

Почему Дания отреклась от "украинцев.

Дания, чей саботаж, как всем понятно, был обусловлен «солидарностью» с Украиной, казалось бы, должна бы, наоборот, затягивать с выдачей разрешения и дальше и уж точно не «приурочивать» его выдачу к моменту сразу после переговоров, продемонстрировавших неуступчивость России.

Но этого не произошло. Почему?



Принято считать, что «строптивость» Дании была обусловлена «пожеланиями» Вашингтона, открыто пытающегося торпедировать этот проект. Но нужно отметить, что небольшое королевство в большие геополитические игры старается не играть, к тому же в политическом и экономическом смысле интегрировано в европейское пространство. Критически же важны для него отношения с Германией, великой державой и единственным государством, у которого с Данией сухопутная граница.

И столь упорно противиться такому принципиально важному для главного внешнеполитического партнера проекту ей вроде бы было не с руки (отмечу, что в мае в Дании произошла смена власти, т. е. мы видим последовательный курс, независимо от тех, кто находится непосредственно у власти).

Куда логичней было ждать проблем от Швеции, по водам которой проходит «львиная доля» морского участка «Северного потока». Родина Карла XII до сих пор сохраняет большие амбиции относительно своей роли в Восточной Европе, где делает ставку на самые русофобские режимы типа украинского, активно поддерживая их и даже выступая в роли этакого адвоката (решения Стокгольмского арбитража по газовому спору России и Украины — наглядный тому пример). Но со Швецией особых проблем не возникло, все необходимые разрешения она дала вовремя.

Поэтому возникает ощущение, что ключевыми структурами и «игроками» в ЕС, включая Германию, Дании изначально была отведена роль «плохого парня», который будет тормозить проект до тех пор, пока Россия не примет определенные условия. Подходила для неё Дания именно тем, что через её воды проходит небольшой участок газопровода, который газоукладчики без проблем пройдут за несколько недель, когда эти условия будут приняты. А вот задержка с выдачей разрешения Швецией могла действительно ощутимо затормозить реализацию проекта.

Условие же понятно — сохранение транзита российского газа через Украину и газоснабжения самой Украины. Его, в частности, неоднократно публично озвучивала Ангела Меркель. Смысл игры Германии и ЕС заключался в том, что, с одной стороны, с помощью строящегося «Газпромом» (при участии западных инвесторов) газопровода надежно защитить себя от любых «транзитных рисков», связанных с Украиной, с другой — «обязать» Россию и далее поставлять газ на Украину, а также поддерживать её слабую экономику «транзитными» деньгами.

Да и ни для кого не секрет российское происхождение «венгерского» и «словацкого» газа, которым сейчас подпитывают Украину, то, что западную границу Украины этот газ пересекает (в обоих направлениях) лишь виртуально. А значит, не будет транзита (в кавычках и без) — украинская экономика останется без газа.

Эта разность позиций задолго до наступления дедлайна (1 января 2020 года, когда закончится срок действия договора о транзите газа через Украину) вызвала опасения, что дело может дойди до полноценной «газовой войны», как в 2006 и 2009 гг. И можно констатировать, что российское руководство, следуя принципу «если хочешь мира, готовься к войне», заблаговременно приняло меры, дабы иметь максимально сильную, без слабых мест, переговорную позицию, когда наступит «критическое время».

Такое «слабое место» было у России в Калининградской области (если Литва из «солидарности» с Украиной перекроет транзит газа в Калининград). Но в январе в Калининграде был запущен комплекс, позволяющий поставлять газ в Калининградскую область морским путём танкерами-метановозами. На его открытии Владимир Путин прямо признал, что строительство объекта стоимостью свыше 1 млрд долл. вызвано не экономической целесообразностью (поставлять газ по трубам через Литву куда дешевле), а необходимостью устранить транзитные риски.

И по мере приближения 1 января начались значительные подвижки, причем сроки, когда они проявлялись, четко «коррелировались» с тем временем, которое нужно, дабы закончить всю работу «под елочку», к 1 января, ну может с небольшой, непринципиальной задержкой.

18 октября в повестку дня Рады неожиданно внесли законопроект № 2239-1, который прописывает анбандлинг «Нафтогаза» и создание независимого оператора газотранспортной системы (31 октября, на следующий день после решения датских властей, он был принят Радой во втором, окончательном, чтении). Ранее в этот же день премьер-министр Алексей Гончарук собрал фракцию «Слуга народа» и «на повышенных тонах» убеждал ее членов срочно принять этот законопроект, который уже согласовал профильный комитет. Формальный повод для спешки есть — на следующей неделе состоится очередной раунд переговоров с Россией по транзиту. И якобы «независимый оператор ГТС» — это козырь в рукаве украинской делегации.

Для чего понадобилось создание новой структуры, которая сосредоточит в своих руках управление ГТС, пояснил ранее источник в европейском энергетическом секторе: «Киев принял на себя обязательства как член Европейского энергетического сообщества имплементировать в своем законодательстве к 1 января 2020 года европейские энергетические нормы, включая порядок проведения аукционов на резервирование транзитных мощностей.

Таким образом, даже при отсутствии контракта оператор украинской газотранспортной системы будет обязан выставлять на аукцион свои транзитные мощности, которые "Газпром" сможет выкупать для осуществления краткосрочных и среднесрочных поставок. И даже отсутствие контракта не приведет к прекращению транзита газа в ЕС».

Очевидно, что это не то, на что рассчитывали в Киеве, где планировали «не успеть» к 1 января принять поправки к законодательству, имплементирующие его же обязательства перед ЕС. Но, судя по всему, позиция европейских партнеров, не желающих остаться без российского газа, заставила украинское руководство поторопиться. Сроки обусловлены тем, что нужно время, чтобы проверить украинский закон на соответствие европейскому законодательству и взятым на себя Киевом обязательствам (как там умеют ими крутить, хорошо известно), провести другие бюрократические процедуры.

Последняя попытка смягчить позицию России была предпринята 28 октября в Брюсселе, а когда она не удалась, пришло время запускать прокладку «Северного потока» через датские воды. Момент, когда Дания «дала добро», показателен тем, что это именно дедлайн с точки зрения достройки газопровода в срок. Ранее глава «Газпрома» Алексей Миллер прогнозировал, что на постройку участка трубопровода через датские воды потребуется порядка пяти недель после получения разрешения властей страны. Поскольку датские власти одобрили кратчайший из двух предложенных Nord Stream 2 маршрутов — к юго-востоку от острова Борнхольм, окончание стройки, как и планировалось, ожидается к концу года.

Этот момент показателен тем, что южный маршрут проходит через территориальные воды Дании, где она «в своем праве» в своей суверенной акватории запретить укладку газопровода и без объяснения причин. Именно поэтому оператор проекта подал заявку и на северный маршрут — он проходит только через экономическую территорию Дании, где она вправе лишь требовать соблюдения экологических норм. И как видим, датчане не стали «вредничать» напоследок.

В то же время оператор успевает выполнить задачу в срок, но без запаса по времени. Поскольку же, как пояснил представитель датского энергетического агентства Туре Фалбе-Хансен, положительное решение может быть оспорено в течение следующих четырех недель, то как раз и получается «под елочку» (опротестовать решение может только одна из сторон, т. е. Nord Stream 2 AG, чего, понятно, ждать не приходится). «Я думаю, что со сроками строительства "Северного потока – 2" особо проблем не будет. Мы уже были готовы к более худшему варианту. Построим мы его точно до 31 декабря или до 10 января, эти сроки уже не принципиальны», — сказал ТАСС аналитик «Финнам» Алексей Калачев.

Тем не менее очевидно, что к 1 января запустить «потоки» (включая «Турецкий») на проектную мощность не получится, да и развитие наземной инфраструктуры, позволяющей доставить поставляемый ими газ всем потребителям, запланировано на 2020–2021 годы. Но это только значит, что Киеву придется транспортировать газ по «европейским правилам».


http://alternatio.org/articles/item/75306-

Tags: Нефть/Газ
Subscribe
promo ru_polit апрель 1, 00:00
Buy for 80 tokens
Что делать, если вы не успели совершить все необходимые для самоизоляции покупки, а в 100 метрах от подъезда не оказалось торгового центра? aliexs рекомендует скоротать время и порадовать себя приятными мелочами на глобальной виртуальной торговой площадке. Нажимая на любую из картинок…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 56 comments