katmoor (katmoor) wrote in ru_polit,
katmoor
katmoor
ru_polit

Categories:

История создания «Великой Отечественной/The Unknown War»

Основа текста: Тенейшвили О.В. Киноэпопея «Великая Отечественная». М., 1981.




В сентябре 1976 года Всесоюзное Объединение «Совинфильм» посетил президент американской компании Five Stars International Боб Эстес и сообщил, что крупная американская рекламная компания хотела бы сотрудничать в создании телевизионной программы фильмов о Советском Союзе.

15 октября того же года в В/О «Совинфильм» поступила телеграмма о том, что руководство компании Air Time Incorporated прибудет в Москву 24 октября для проведения переговоров. 27 октября состоялись первые переговоры, где советской стороне предложили несколько вариантов совместной работы в подготовке программы из 20 фильмов о Великой Отечественной войне и передали письмо следующего содержания:








«Хорошо сделанные документальные фильмы о войне были прекрасно приняты коммерческим телевидением США. Большинство программ, посвященных второй мировой войне и показанных по американскому телевидению, включая «Победу на море», «Мир в войне» и «Великие битвы», были продукцией американских и британских компаний и акцентировали участие шести государств из семи основных, принимавших участие в этой великой войне: Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Франции, Германии, Италии и Японии.

Драматические события, связанные с участием Советского Союза, основной державы, в войне не были представлены американскому телезрителю. Между тем самые колоссальные столкновения военных сил, самые устрашающие человеческие потери, которые видел современный мир, произошли на русской земле в 1941— 1945 гг. в войне, едва известной американцам.

Война Советского Союза с гитлеровской Германией унесла миллионы жизней. Никогда ранее и никогда после не сталкивались такие массы людей и военной техники. На Востоке произошли решающие битвы современной истории — битвы, которые сломили хребет «тысячелетнему рейху Гитлера».

Здесь, под Москвой, осенью 1941 г. Гитлеру стал известен вкус поражения; здесь ленинградцы перенесли 900-дневную блокаду; здесь, под Сталинградом, фашизм потерпел крах; здесь, в битве за Курск — Орел, совершенно неизвестной американцам, участвовало 7000 танков.

Первая атака Гитлера началась с преступной неожиданностью в 4 часа 22 июня 1941 г. Легионы нацистов двигались фронтом длиной в 600 миль, разрушая все на своем пути. Им удалось оккупировать почти всю европейскую часть России, подойти к воротам Ленинграда и Москвы, снести Киев, пройти через богатую Украину к Волге, проникнуть к горам Кавказа.

Героизм русских был невероятным. Русские гарнизоны, окруженные нацистами, сражались в течение месяцев, отражая натиск превосходящего противника: что стоят только оборона Бреста и Севастополя.

Русские летчики таранили нацистских асов, изгоняя их из своего неба. Русские партизаны превратили жизнь вермахта в постоянный ад.

Героизм Дюнкерка в Англии бледнеет перед историей Таллина, из которого, несмотря на вызов, брошенный нацистскими подводными лодками и самолетами, были выведены почти все советские корабли и торговые суда.

Позднее началось наступление Красной Армии — колоссальные броски вперед, освобождение великих городов России и Украины, выход в Восточную Европу и на Балканы и, наконец, кульминационная битва за Берлин.

В финале — эпилог — русский блиц против японцев в Манчжурии и Северном Китае, в котором советское вооружение и самолеты опрокинули японцев на китайской территории и на Дальнем Востоке;

Никогда ранее человек не видел военных действий подобного размаха. Они изменили лицо Европы и определили судьбу мира.

«Эйр Тайм Инк» — американская корпорация — хотела бы подготовить приблизительно двадцать (20) часовых программ, приемлемых для американского телевидения и представляющих эту «Неизвестную войну» на Восточном фронте». Эта программа будет показана приблизительно по пятидесяти (50) основным телевизионным станциям Соединенных Штатов, способных охватить 70% американских телезрителей, или примерно 150 млн. человек».


С письмом американская сторона также передала поэпизодный план 20 фильмов:

«22 июня 1941 года». Неожиданное нападение. Германия атакует Россию на фронте протяженностью в 600 миль от Балтийского до Черного моря. Военно-воздушные силы русских были почти полностью уничтожены; защита границ сметена. Гитлеровцы бомбили большие города. Неожиданное начало прошло с успехом, как было задумано для нацистского блица. Сцены войны, которая подошла к великим городам: Москве, Ленинграду, Киеву.

«Блокада Ленинграда». В течение 900 дней нацисты окружают великую северную столицу России. Сотни тысяч людей голодают и замерзают во время первой роковой зимы — это самая большая человеческая катастрофа со времен Чингисхана. Ледовый путь через Ладожское озеро — единственное спасение.

«Битва за Москву». Нацисты стоят в пригородах советской столицы в октябре 1941 г. Легкие танки стремятся в город. Но русские останавливают их. В декабре гитлеровские войска отброшены от Москвы. Так в первый раз в истории гитлеровский вермахт был остановлен.

«Сталинградская битва». Палящим летом 1942 г. гитлеровские легионы неумолимо движутся по Украине, через степи Дона, к воротам Сталинграда на Волге, пытаясь разрезать Россию надвое. Их останавливают внутри города Сталинграда. Сражения кипят на территориях фабрик, в зданиях. В декабре и январе русские меняют положение, окружают армии фон Паулюса и наносят жестокую рану гитлеровским военным силам.

«Русский Дюнкерк». В августе и сентябре 1941 г. немцы заняли Прибалтийские Советские Республики и закрыли выход Балтийскому военному флоту и многочисленным войскам из Таллина. В драматической ситуации, подобной Дюнкерку, русские эвакуировали свой флот и войска под дождем нацистских бомб, несмотря на торпедные атаки, и вывели их в Ленинград, где они были в относительной безопасности. Великая морская эпопея.

«Таран». Фашисты разбили цвет советских военно-воздушных сил в первые двенадцать часов войны. Горстка оставшихся в живых летчиков — количество меньшее, чем королевские военно-воздушные силы, которые защищали Британию от геринговских люфтваффе,— противопоставили героизм пулеметам, а малое количество компенсировали дьявольской храбростью. Они применили новую тактику — намеренно использовали свой самолет для тарана, чтобы изгнать нацистские самолеты из своего неба, а потом спускались на парашютах. Воздушная эпопея.

«Величайшее в мире танковое сражение». Летом 1943 года произошла величайшая в мире битва с применением бронетанковой техники в районе Курска—Орла. Их тактика является основой бронетанковых операций всех современных армий. Вне России такое столкновение вооруженных гигантов едва ли известно. С окончанием этой операции гитлеровские бронетанковые силы были сломлены и никогда больше уже не смогли подняться; итог войны был намечен здесь.

«Партизаны». Нигде, кроме России, не велась такая ожесточенная война за линией фронта. Сотни тысяч подпольщиков в лесах Западной России и Украины превратили эти районы в кошмар для немецких оккупантов, совершали акты саботажа и уничтожали нацистские объекты, с большой отвагой проводили партизанские рейды.

«Боевые действия в районе Мурманска». Великобритания и Америка прилагали усилия, чтобы открыть «маршрут жизни» к России, по которому бы осуществлялись поставки с Северного моря и Арктических районов к Мурманску. Нацистские самолеты и подводные лодки, базировавшиеся в Норвегии, нанесли жесточайший урон конвоям в этом районе. Действия военного флота во льдах Северной Атлантики. Морская сага.

«На Востоке». Тысячи русских заводов были погружены на платформы и вывезены под бомбежкой из Европейской части России в безопасные районы за Уралом, в Сибирь и Среднею Азию, Сотни тысяч русских беженцев пешком, в грузовиках, на лодках, на лошадях совершили переход из Европейской России к новым местам обитания на равнинах Сибири. Путь неизмеримых человеческих страданий.

«Освобождение Киева». Первый великий русский город, отвоеванный у немцев. Советские войска вошли в то время, когда центральная часть города взлетела в небо, взорванная нацистами. Были обнаружены тысячи евреев и русских, уничтоженных и погребенных в Бабьем Яре.

«Битва за Кавказ». Колонны нацистских войск проникли в глубь Кавказа, подойдя к богатым бакинским нефтяным полям на Каспии на расстояние около сотни миль. Русские изгнали нацистов в ходе впечатляющей битвы в горах у одной из самых высоких в мире вершин.

«Битва за Севастополь». Одна из самых кровопролитных битв второй мировой войны происходила на земле, уже обагренной кровью Крымской войны между Британией и Россией. Здесь, в Крыму, в 1944 году русские отбросили нацистов на полуостров, отбили знаменитый порт Севастополь. В результате битвы тысячи трупов нацистов плавали в водах Черного моря.

«Прорыв блокады Ленинграда». 29 января 1944 г. в результате массированного наступления советские войска прорвали наконец блокаду Ленинграда, отбросили немцев от балтийского побережья и вошли в замерзший, почти вымерший город как победители.

«Маршруты жизни». В дни советско-нацистского конфликта США и Великобритания развернули 2000-мильные коммуникации от тропических вод Персидского залива через горные хребты Персии, Кавказа — к России. Этими дорогами широким потоком в Россию шли боеприпасы, техника, продукты питания.

«Битва в катакомбах». В течение трех лет оккупации Одессы нацистами и румынскими войсками в многочисленных катакомбах, пролегавших под городом и в его окрестностях, развернулось широкое движение партизан. Они отбивались от атак противника, печатали подпольные листовки, изготавливали собственное вооружение, лечили раненых и продержались до прихода Советской Армии весной 1944 г.

«Сражение за Будапешт». Одна из самых кровопролитных битв Советской Армии против нацистских войск и венгерских фашистов за освобождение столицы, стоящей на живописном берегу Дуная.

«Сражение за Варшаву». Варшавское подполье поднялось против нацистов, однако было подавлено. В это время Красная Армия находилась на восточном берегу Вислы. Зимой, в начале 1945 г. Красная Армия перешла в наступление и освободила опустошенную польскую столицу.

«Битва за Берлин». Гитлеровский тысячелетний рейх пал, ввергнутый в пучину разрухи. Красная Армия ворвалась в город, захватила бункер Гитлера, который успел покончить с собой.

«Последний акт». Русские бронетанковые и военно-воздушные силы, совершившие прыжок в 5000 миль, атаковали Японию и Манчжурию в Северном Китае. Это были последние дни войны на востоке, которая закончилась в течение 8 дней неповторимыми танковыми атаками и рейдами парашютно-десантных войск».


С подобной трактовкой войны советская сторона не согласилась. По её мнению, опускалась тема спасения Красной Армией народов Европы от фашистского ига, приглушенно звучала тема совместных действий антигитлеровской коалиции, обходились молчанием истоки победы социалистического строя, почти не освещались вопросы единения фронта и тыла, роли партии в организации отпора гитлеровским захватчикам. Естественно, были и моменты, шедшие от незнания некоторых событий и фактов и от ограниченного понимания развития исторических процессов.

В ходе дальнейших переговоров американские партнеры согласились с предложением написания поэпизодного плана советскими авторами.

В заключение переговоров В/О «Совинфильм», по просьбе вице-президента компании Фреда Виннера, письменно изложило свои предложения по параметрам сотрудничества в создании киноэпопеи.

Согласно письму советская сторона брала на себя обязательства по подготовке сценарных планов всех фильмов киноэпопеи, по подготовке изображений 20 фильмов, по написанию дикторских текстов и музыки к фильмам. Помимо творческой части, советская сторона взяла на себя и обязательства производственного и технического характера.

Это означало, что советская сторона фактически обязалась выполнить основную часть работы над киноэпопеей, исключая предоставление небольшого количества архивного материала, консультацию американского режиссера Исаака Кляйнермана, участие в написании и аранжировки музыки американского композитора Р. Маккьюена, запись Бертом Ланкастером в США дикторского текста и предоставление пленки для печати копий фильма.

В начале 1977 года компания Air Time Inc. Обратилось в посольство СССР в США с просьбой уточнить предложения В/О «Совинфильм». 24 февраля пришёл ответ, где подтверждалось положительное отношение к проекту и отмечалось, что программа фильмов должна исторически достоверно отразить события Великой Отечественной войны советского народа и события разгрома союзниками японского милитаризма. В письме более подробно повторялась позиция по структуре сотрудничества, по вопросам написания сценария и режиссуре, по работе американских консультантов, диктора, согласования дикторских текстов и изображения, написанию музыки к фильмам, изготовлению титров и печати копий.

Через месяц, в двадцатых числах марта пришёл ответ от Air Time Inc., где писалось: «Гордимся тем, что Всесоюзное Объединение «Совинфильм» нашло предложение о создании программы фильмов, посвященных борьбе советского народа, серьезным и интересным. Хотим так же передать наше согласие «Совинфильму» по следующим важным вопросам – советские режиссеры и советская съемочная группа будут ответственны за создание программы фильмов при обязательном сотрудничестве с американским консультантом по всем фильмам. Поэпизодные планы и сценарии фильмов, написанные советскими авторами, должны рассматриваться американской стороной до запуска фильмов в производство; окончательная версия каждого фильма, которая будет показана по американскому телевидению, должна утверждаться совместно руководством комании Air Time Inc. и руководством В/О «Совинфильм».

Ответ американской компании сразу поставил множество вопросов. В то время как В/О «Совинфильм» приступило к подготовке переговоров по подписанию Договора и к производству 20 фильмов общим экранным временем в 17 часов, Роман Кармен писал:

«Сроки, заданные нам компанией «Эйр Тайм Инкорпорейтед», чрезвычайно сжатые. Нужно прямо сказать, что в истории нашего документального кино, не раз проявлявшего образцы оперативности, подобного прецедента не было.

И вместе с тем советские документалисты должны во что бы то ни стало выполнить эту задачу. Показать миллионам американских телезрителей подвиг нашего народа в годы второй мировой войны, отразить события и явления, о которых американцы понятия не имеют, особенно это относится к современному поколению американцев.

Наши жертвы, потери, героизм советского народа, великая организующая роль Коммунистической партии, сплотившей наш народ на подвиг, превосходство советской военной науки, могущество нашего социалистического строя — все это должно быть отражено в этой серии фильмов.

Мы должны, выполняя тематический план, предлагаемый фирмой «Эйр Тайм Инкорпорейтед», насытить фильмы интересным содержанием. Разумеется, мы поставлены перед необходимостью использовать все то, что было нами ранее сделано и во время войны и в послевоенные годы. Использовать все фильмы о Великой Отечественной войне. Однако слово «использовать» нужно принимать очень условно. Мы не можем и не имеем права механически склеивать фрагменты из разных фильмов. Они были сделаны в разные годы, разными режиссерами — некоторые более тридцати лет назад. Они озвучены разными дикторами, в каждом из этих фильмов свой ритм монтажа, своя творческая манера. Да и тексты, написанные давным-давно, в отжившей манере, сегодня уже не звучат.

Кстати, американцы ставят вопрос о том, что основа серии фильмов должна быть цветная. Как это понять? Ведь вся хроника нашей войны черно-белая, если не считать цветного фильма о параде Победы в 1945 году. Значит, речь идет о досъемках, это будут, очевидно, воспоминания участников войны — полководцев, героев войны. Здесь мы целиком можем поддержать американцев, ибо это усилит звучание материалов. Цветные интервью возможны с такими легендарными героями войны, как Маресьев, Кожедуб, Покрышкин, как герои Сталинграда — генералы Чуйков, Родимцев, Батов, Шумилов, как с водрузившим знамя Победы над рейхстагом Мелитоном Кантария.

Можно предположить, что для контраста со страшным зрелищем разрушенных Сталинграда, Киева, Севастополя, Новороссийска — кадры в черно-белом варианте — мы можем дать прекрасные цветные кадры восстановленных городов. Можно включить эти кадры в разгар военных событий как взгляд в будущее, как мечту советских людей, верящих в победу. Это — сильный кинематографический ход, ибо здесь будет отражен и подвиг нашего народа, восстановившего разрушенную войной страну».


Приезд американцев ожидался в апреле, и времени оставалось слишком мало. Роман Кармен и группа работали дни и ночи. Писали, переписывали и снова писали сценарные планы фильмов. Объять необъятное нелегко, тем паче необъятное, которое стороны представляли по-разному. И все же успели — сценарные планы 20 фильмов направили в обусловленный срок в США и в середине апреля американцы прибыли в Москву для разработки и подписания Договора на создание киноэпопеи «Великая Отечественная» («Неизвестная война»).

Предложение назвать программу фильмов «Неизвестная война» поступило от американской стороны. И они на этом предложении настаивали. Вице-президент компании Фред Виннер на переговорах систематически повторял: Великая Отечественная война советского народа против гитлеровского фашизма, к сожалению, действительно неизвестна большинству американцев, и наша компания заинтересована подчеркнуть исторически неоправданный пробел в сознании американцев, подчеркнуть несостоятельность тех, кто мешает нормальному общению наших народов, нормальному постижению американцами правды о советском народе, народе, ненавидящем войну, войну, оставившую след в каждой советской семье.

Советская сторона долгое время сопротивлялась принятию такого названия программы фильмов. Кому «неизвестная», а кому 20 миллионов жизней, разруха и страдания. Но в итоге, скрепя сердцем, согласилась.

18 апреля 1977 года Договор на создание киноэпопеи «Великая Отечественная» («Неизвестная война») между компаниями Air Time Inc., Bregin Film Corporation LG, В/О «Совинфильм» и киностудией ЦСДФ был подписан, на условиях, ранее указанных в письме В/О «Совинфильм».



Первый этап работы заключал в себе отбор архивной кинолетописи «Великой Отечественной войны» и создание варианта изображений фильмов для показа американской стороне как материала, от которого стороны смогут отталкиваться в своей дальнейшей работе. Эта сложная в творческом плане работа была завершена коллективом студии ЦСДФ в течение шести месяцев.

За этот период съемочная группа просмотрела около 30 млн. метров бесценной кинолетописи Великой Отечественной войны, созданной фронтовыми (и не только) операторами.

В августе в Москву прилетел Берт Ланкастер со своей дочерью Шиллой. Предстояли его съемки в Москве, Мурманске, Ленинграде, Бресте, Минске, Хатыни, Киеве, Бабьем Яре, Волгограде, Новороссийске и на Малой земле.

Первый день съёмок прошёл на Красной площади, второй — на Ленинградском шоссе, около «ежей». Затем съёмочная группа отправилась в путь по маршруту, указанному выше: Мурманск, Ленинград, Пискарёвское кладбище, Брестская крепость, Хатынь, Киев, Бабий Яр, мемориал в Волгограде, Новороссийск и Малая Земля. 28 октября состоялась съёмка интервью Брежнева, 16 ноября — Косыгина и 28 ноября — Устинова.

В декабре прошли просмотры фильмов американским режиссёром-консультантом И. Кляйнерманом. Почти по всем фильмам у него возникли вопросы, которые он вынес на горячее обсуждение сторон.

Ещё острее проходили переговоры по дикторским текстам, начавшиеся в феврале 1978 года в США, куда прилетели Роман Кармен, Генрих Боровик, Тенгиз Семёнов, Александр Суриков и др. В известном смысле переговоры даже зашли в тупик из-за разногласий во взглядах на исторические события. Сумели записать только дикторский текст к фильму «Блокада Ленинграда». Это в техническом плане открыло возможность для создателей других фильмов выстраивать свою работу по монтажу, записи шумов и музыки, определению заставок к фильмам в точном соответствии с требованием американского телевидения.

По возвращении группы из США постарались суммировать американские замечания и предложения. Это необходимо было сделать потому, что, отвергнув советские тексты, американцы заверили, что они сами напишут тексты к фильмам и срочно вышлют их в адрес «Совинфильма» для согласования. Суммированные американские замечания и предложения за вычетом тех, которые вовсе были неприемлемы, сводились к следующему: совесткие тексты к фильмам написаны авторами, которым трудно представить себе ничтожность знаний касательно Великой Отечественной войны Советского Союза против гитлеровских захватчиков, имеющихся у американских зрителей. Для советских людей, например, слово Сталинград преисполнено великого смысла духа, ожесточенной обороны и великой победы. Подавляющему числу американцев слово Сталинград не говорит ничего. Поэтому информация должна здесь быть полной: и где находится Сталинград, и что он означал в стратегическом отношении, и где протекает река Волга и т. д. и т. п. Для советской стороны, например, строить «сюжетную интригу» на том, победят ли советские войска под Сталинградом или нет, — лишено смысла, поскольку слово Сталинград включает в себя слово победа. А американцы предложили вторую часть фильма о Сталинграде не называть «Победа под Сталинградом», а назвать ее «Битва под Сталинградом. Часть вторая», для того, чтобы «держать в напряжении зрителя — победят или не победят русские под Сталинградом». Этот момент являлся очень важным для работы над всеми текстами. Как можно больше информации. Иметь в виду, что «Неизвестная война» — это не метафора и даже не ирония. Это действительное положение вещей в Америке по отношению к Советскому Союзу вообще и по отношению к его вкладу в победу над фашизмом в частности.

— Поменьше общих фраз, поменьше риторических восклицаний. Фразы, необходимые для настроения, тоже по возможности должны нести в себе информацию — либо фактическую, либо эмоциональную. Но — информацию.

— Учитывая выразительность зрительного ряда, который говорит иногда гораздо больше, чем любые слова, мы можем отказаться от многих эпитетов. Это необходимо сделать и по той причине, что американский зритель (не только пресса) очень настороженно будет относиться к программе фильмов, подозревая в ней возможность коммунистической пропаганды. Чем меньше будет риторики, чем больше будет фактов неопровержимых, но неизвестных американцам, истин, изложенных без лишнего нажима, тем глубже и сильнее, в конечном счете, будет (в высоком смысле этого слова) эффект фильма.

— Учитывая, что дикторский текст произносится американцем Бертом Ланкастером, необходимо иметь в виду, что он от своего имени не произнесет многие фразы, необходимые советской стороне. Выход здесь — цитаты советских политических деятелей и советских военачальников. А также цитаты иностранных политических деятелей, писателей, военачальников, журналистов и т. п.

— Необходимо драматизировать, по возможности, любые эпизоды, которые имеют для нас значение или которые просто поддаются драматизации. Это необходимо не только для поддержания зрительского интереса, но и для того, чтобы информация, которая будет заложена в этих эпизодах, как можно дольше удерживалась в памяти.

Следует иметь в виду, что проходные информационные фразы проскакивают мимо сознания человека, если они не уложены в драматургию сюжета.

Второй раунд переговоров по дикторским текстам начался в Москве в конце марта. На этот раз непримиримой оказалась советская сторона, т.к. не могла принять за основу точку зрения, почерпнутую «из мемуарной литературы генералов вермахта, из распространяемых на Западе мнимых данных всевозможных разведок, включая абвер, гиммлеровские службы и опусы геббельсовской пропаганды, из разноликой историографии буржуазных фальсификаторов истории».

После долгих обсуждений решили писать тексты совместно. Это заняло ещё месяц. Последним согласовывали дикторский текст фильма «Освобождение Польши». Было принято решение дать бой зарубежной историографии по особо острым вопросам: Польский поход, Варшавское восстание и Катынь. Последнюю в советской историографии давно замели под коврик. (прим.К.М. -совершенно зря. Надо было открыто сказать что дефензивных палачей постигла заслуженная кара.)

28 апреля не стало Романа Кармена…

В мае советская группа отправилась в Лос-Анджелес для записи дикторских текстов и согласования некоторых кусков из них. Запись провели в течение десяти дней: Берт Ланкастер неважно себя чувствовал после операции и спешил, в день записывали 2-3 фильма.

В конце августа отпечатанные копии 20 фильмов киноэпопеи были направлены компании Air Time Inc., т.к. премьеры фильмов назначили на 8 и 9 сентября в Вашингтоне и Нью-Йорке. На премьере показывали «Блокаду Ленинграда» и последний фильм Романа Кармена «Неизвестный солдат».

Киноэпопея с большим успехом прошла по телеэкранам США. Она демонстрировалась по региональному телевидению большинства штатов и, согласно данным владельца, зрителями стали свыше 145 млн. американцев.

В СССР кинопремьера эпопеи состоялась 23 февраля 1979 года в Москве (к/т «Россия»): демонстрировались фильмы «Величайшее танковое сражение» и «Неизвестный солдат». С 1 марта киноэпопея вышла на киноэкраны всей страны, каждую неделю в прокате были две новые серии, объединённые в одну киноблок.

Когда в начале мая шёл последний блок в кинотеатрах, 5 мая (суббота) в 20.10 по Первому каналу показали первый фильм киноэпопеи «22 июня 1941» с повтором в воскресенье утром. 9 мая была «Битва за Москву», а с 15 мая пошли регулярные показы – два фильма в неделю, во вторник и пятницу вечером, с повторами в среду и субботу утром. Показ закончился 13/14 июля.

В 1980 году создатели фильма получили Ленинскую премию.


P.S. В одной из рецензий говорилось, что две части про Сталинград это много и затянуто. В другой — что фильм «От Карпат на Балканы и Вену» выглядит галопом по европам. Возможно, Сталинград имело смысл показать в одну серию, а «От Карпат...» разделить на Румынию/Болгарию/Югославию и Венгрию/Австрию/Чехословакию.

Прим.К.М. Окончательный вариант лучше.Хотя тоже не идеально.
Следовало бы убрать серию "союзники" и взамен этого вынести битву за Прибалтику в отдельную серию.
У штатников на  тему боевых действий на других ТВД было снято много и галопом по европам им ничего нового не добавляло а нам тоже мало ясности вносило.
Взамен этого нам следовало бы воспользовавшись случаем снять фильм о событиях на других фронтах серий примерно на 10 на основе ихней кинохроники.


https://paul-atrydes.livejournal.com/184983.html









Tags: Коммунизм, На лабутенах по Мордору
Subscribe
Buy for 80 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment