hmelnicky (hmelnicky) wrote in ru_polit,
hmelnicky
hmelnicky
ru_polit

Categories:

«Идем на восток»: как униаты пустили корни в Донбассе





В то время, пока обсуждаются бесконечные склоки внутри  и вокруг  созданной полгода назад автокефальной Православной церкви Украины (ПЦУ), в религиозной жизни Украины происходят и другие, не настолько заметные на первый взгляд процессы.
В свежем опросе Киевского международного института социологии (КМИС), проведенном  12 – 18 мая, меня заинтересовала не столько статистика относящих себя к ПЦУ и Московскому патриархату граждан страны (соответственно 61,5% и 17,9% от тех, которые отнесли себя к приверженцам Православной церкви, а таких среди опрошенных по всей Украине было 79,3%), сколько такая вроде бы незначительная деталь. На вопрос «К какой конфессии или религии вы себя относите?» к приверженцам Украинской греко-католической церкви (УГКЦ), то есть униатам, отнесло себя по всей стране 8,8% опрошенных, при этом на западе Украины 28,5%, в центре – 2,4%, на юге – 0,0%, на востоке – 0,7% и в Донбассе – 2,0%.






Цифра по всей стране не вызывает особого удивления. Примерно такую же картину дают для униатов опросы, проводимые два последних десятилетия Центром Разумкова: 2000 год – 7,6%, 2010 – 7,6%, 2013 – 5,7%, 2014 – 7,8%, 2016 – 6,5%, 2017 – 7,8%, 2018 – 9,4%. Не удивляет и по западу страны, где униатство действительно исповедует значительная часть населения.
Удивляет цифра по Донбассу, то есть по контролируемым Украиной частям Донецкой и Луганской областей – 2,0% населения отнесли там себя к греко-католикам! Аналогичная цифра понятна для центра страны, где УГКЦ действует не первое столетие, а в 2005 году перенесла свой центр в Киев. Но Донбасс? На одних лишь потомков принудительно переселенных сюда в 1940 – 1950-е годы жителей Западной Украины это не спишешь.





Тем более, по данным того же Центра Разумкова, доля греко-католиков в восточных регионах Украины была достаточно невелика. К сожалению, в их опросах фигурирует только Восток в целом (Харьковская, Донецкая, Луганская, Запорожская и Днепропетровская области), без отдельной графы по Донбассу, но цифры таковы: 2000 год – 0,4%, 2010 год – 0,8%, 2013 год – 0,0%, 2014 год – 0,0%, 2016 год – 0,0%, 2017 год – 0,2%, 2018 год – 0,2%. Да, заметен некоторый рост в последние годы, но все же…




Стоит отметить, что КМИС – пожалуй, самая авторитетная из украинских социологических контор, которой доверяют даже мои конфиденты в этой стране, в целом считающие местную социологию заказной. Да и победу Зеленского над Порошенко экзит-полл КМИС предсказал буквально с точностью до долей процента.
Можно даже отметить, когда начался рост униатского присутствия на востоке Украины. Еще в марте 2015 года директор Религиозно-информационной службы Украины (РИСУ) Тарас Антошевский рассказывал мне, что «за последние годы какого-либо роста числа греко-католиков в центре или на востоке Украины не фиксируется, как была одна община в Харькове, так и есть, не стало их больше и в Киеве». Можно поправить, что к тому времени уже были первые общины греко-католиков в Донбассе, например, в январе 2013 года был построен большой деревянный храм в Краматорске (Донецкая область). Но в целом так, действительно, и было.
Но уже 8 октября 2015 же года Верховный архиепископ Киево-Галицкий УГКЦ Святослав Шевчук заявил в интервью Радио Ватикана: «В течение последних месяцев мы видим такой интересный феномен, что в местах постоянной дислокации военных частей и даже в зоне АТО очень много местных общин начинают обращаться к власти с просьбой создать греко-католические парафии (приходы. – Авт.)». В том же месяце, когда я снова общался по этому поводу с Антошевским, он рассказал мне, что в зоне АТО при военных частях греко-католические капелланы возвели для окормления военнослужащих «небольшие каплички» (часовни), и через какое-то время в эти часовни начали ходить и местные жители.
Фотографии таких «капличек» мне потом удалось найти, например, на сайте  УГКЦ и сайте «Католический обозреватель», где описывалась одна из них, освященная 5 июля 2015 года военным капелланом в зоне АТО. Местом постройки было названо село Победа, а такой населенный пункт есть и в Луганской, и в Донецкой области. Но в исходной записи в Facebook говорилось «радуйся, Луганщина», то есть речь о селе в Новоайдаровском районе.
Действительно, построенная совместными усилиями капеллана и командира роты (в которой около 30% бойцов были с Западной Украины) часовенка маленькая, напоминает деревянный блиндаж, в который может поместиться максимум десяток человек.
Но вскоре наступила пора более масштабного храмостроительства. Из статьи «Зачем греко-католикам Доброполья свой храм?», опубликованной  23 сентября 2015 года на сайте этого города Донецкой области: «Журналисты нашего сайта позвонили декану Краматорского деканата Донецко-Харьковского экзархата Украинской греко-католической церкви отцу Василию Иванюку с просьбой рассказать подробнее о проекте и почему вообще возникла идея построить храм в Доброполье. По словам отца Василия, Всемирный конгресс украинцев выделил средства на постройку 10 греко-католических храмов на востоке Украины, на территории Донецко-Харьковского экзархата. Один из храмов предложили построить в Доброполье… По проекту планируется построить деревянный сруб. Площадь храма – немногим более 120 кв. м. Интересно, что древесину для строительства привезут с Карпат. Аналогично строили краматорский храм. Точную стоимость строительства отец Василий назвать затруднился, но сказал, что бюджет составит точно более 100 тыс. долларов».
По словам самого Иванюка, он служил в Доброполье, «еще когда 24 года назад приехал сюда, будучи молодым священником» и «построил тогда небольшую часовню». Потом был военным капелланом, а затем снова вернулся к деятельности в тылу.
«Приходы состоят из местных людей, которые принимают позицию церкви, идентифицируют себя с украинской нацией. Много пришло к нам из православной церкви Московского патриархата во время войны из-за политики… Они нашли в греко-католической Церкви патриотизм, Украину», – добавил Иванюк».
Впрочем, как следует из публикаций на сайте Доброполья, мэр города 16 сентября 2015 года отложил на время запрос греко-католической общины на выделение ей земельного участка площадью 1760 кв. м под строительство деревянного срубного храма. Тем не менее, позже греко-католики приобрели в Доброполье (за счет средств Миссионерского фонда УГКЦ) участок и возвели нам нем небольшую деревянную часовню, освященную в марте 2017 года.
«Средства были выделены в рамках проекта Блаженнейшего Святослава, по его воле, – сообщил журналистам настоятель часовни. – По этому проекту на Донбассе должны быть возведены пять часовен. Одна из этих часовен предстала в Доброполье, другая уже есть в Краматорске в военной части, еще одна строится в военном госпитале в Покровском, а еще одна скоро появится в Славяногорске, еще одна будет в перспективе».
Стоит отметить, что еще одна часовня открылась  в феврале 2017 года в Славянске на территории здания благотворительного католического фонда «Каритас». Ранее, в 2015 году, городской сайт Славянска сообщал: «28 июля… состоялась встреча исполняющего обязанности городского головы секретаря Славянского городского совета Олега Зонтова со святыми отцами Украинской греко-католической церкви… с деканом Краматорского деканата УГКЦ, директором благотворительного фонда «Каритас Краматорск» отцом Василием Иванюком и настоятелем парафии Святого Владимира Великого Донецко-Харьковского экзархата Украинской греко-католической церкви города Славянска отцом Виктором Коханским. Во время встречи Олег Зонтов заверил святых отцов, что городские власти Славянска всесторонне поддерживают предложенную УГКЦ идею возведения полноценного греко-католического храма в Славянске». Но, судя по всему, участок под униатский храм так и не был выделен.
В октябре 2016 года депутаты городского совета Константиновки (Донецкая область) выделили земельный участок под строительство греко-католического храма. До этого в городе также существовала небольшая униатская часовня.
Отдельно стоит упомянуть греко-католические часовни, открытые в январе 2016 года в Мариуполе (Донецкая область) и в августе 2017 года в Волновахе (Донецкая область).

При этом в сентябре 2017 года мэр Ивано-Франковска Руслан Марцинкив сообщил в Facebook: «Стараемся всячески поддержать регион в стремлении стать полноценной частью Украины. Так, в прошлом году мы помогли с учебниками, когда волновахские школы переходили на украинский язык обучения. Во время одного из визитов договорились с тамошней властью о строительстве греко-католической церкви на территории Волновахи, и уже получили письмо о готовности выделить участок для храма».
Марцинкив опубликовал и копию упомянутого письма, датированного 10 августа 2017 года, где идет речь еще только о подготовке выделения участка по определенному адресу. Иначе говоря, данный проект пока еще не реализован.
Как видим, с одной стороны, масштабный проект Всемирного конгресса украинцев 2015 года по строительству 10 крупных деревянных греко-католических храмов в Донбассе так толком не был реализован. Вместо этого в различных городах за последующие годы были возведены на средства УГКЦ небольшие часовни, поданы заявки на земельные участки под строительство полноценных храмов.




Стоит добавить, что греко-католики это не «латынские монахи, которые поют латынскую обедню» (Пушкин, черновики к «Рыбаку и рыбке»). Это Церковь восточного (православного) обряда, связанная с Римом лишь унией. И внешне она не слишком-то отличается от Московского патриархата. Профессор Свято-Тихоновского православного университета Владислав Петрушко, одной из специализаций которого является современная история УГКЦ, рассказывал автору статьи в апреле 2014 года об униатской миссии на востоке: «Как она осуществляется, я сам наблюдал в Донецкой области. Там построен греко-католический храм в традициях древнерусского деревянного зодчества, похожий на суздальские церкви. Там иконы традиционного (для Московского патриархата. – Авт.) письма, священник, которого от православного отличить невозможно, с софринским наперсным крестом и огромной бородой, служит на церковнославянском языке. Местные бабушки, которые не очень ориентируются, кто это и что это, и то посещают этот храм».
Если добавить масштабные политические изменения на Украине с 2014 года, повлекшие отход значительной части общества от Московского патриархата, то многие из них затем могли прибиться не к Киевскому патриархату и созданной затем Православной церкви Украины, а к не менее ультра-патриотическим греко-католикам, проявляющим большую активность и в том числе в плане благотворительности, помощи вещами и продуктами местным жителям и беженцам в Донецкой и Луганской областях.



Tags: Украина
Subscribe
Buy for 80 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments