sposobs (sposobs) wrote in ru_polit,
sposobs
sposobs
ru_polit

Основы государства.


Консервативный подход к решению главного вопроса либертарианства.


В комментариях как-то возник спор о том, чем отличаются либертарианцы от либералов. Так вот они отличаются дискурсом. Под этим словом в околополитической тусовке понимается центральный вопрос, вокруг которого «крутятся» все прочие разговоры, и к которому все участники дискуссии возвращаются снова и снова.
Либеральный дискурс – это вопрос о ярлыке на княжение.
Либералы озабочены вопросом, кто из них достоин получить в Вашингтоне ярлык на княжение. Поэтому относительно недавно случился такой парадокс: кандидат в президенты РФ Ксения Собчак провела значительное время своей избирательной кампании в США, убеждая американцев, что именно она наиболее достойна получить трон в Кремле.
Либертарианский дискурс – это вопрос о функциях государства.
Либертарианцы озабочены вопросом, сколько минимальных функций государства после их реформ должно остаться, чтобы свести к необходимому минимуму насилие над свободной личностью.
А поскольку государство нынче сильно перегружено множеством функций, которыми отяготили его социалисты за сотню лет своего правления, то такой – либертарианский, – дискурс на данный момент интересен и нам, консерваторам. Есть смысл провести сортировку функций государства по стпени важности.

1. Важнейшая функция государства – это оборона.

Государства собственно и возникли из нужд обороны.
Все прочие функции государства могут быть реализованы в рамках муниципального управления.

Наиболее заметным образом эта функция государства реализована в армии.
Однако армия это далеко не всё.
Армию нужно кормить, одевать, обеспечить подвоз боеприпасов, а в нашем случае – ещё и произвести эти боеприпасы на оборонных предприятиях. Бойцов, получивших ранения, нужно оперировать и лечить.
Военные технологии быстро совершенствуются, поэтому нужно разрабатывать новые виды вооружения.
Только локальные войны ведутся «один на один», а любая серьёзная война идёт между военными союзами. Отсюда – велика роль дипломатии, которая обеспечивает страну надёжным договором о военном союзе.
Армия в военное время слепа без разведки. А в мирное время разведка обеспечивает лучшую подготовку армии к предстоящей войне, снабжая руководство страны критически важной информацией. В это же время контрразведка чинит препятствия разведкам иностранных держав получать верную информацию о нашей обороне и намерениях.

Итак, важнейшую функцию государства обеспечивают военные (солдаты и офицеры), работники оборонных предприятий и предприятий транспорта, врачи (в том числе хирурги), медсестры и санитары, учёные и изобретатели, дипломаты, разведчики и контрразведчики.
Ну и само собою, координация этих категорий людей не происходит сама по себе, поэтому критически важной является работа высшего руководства страны и вертикаль власти под ними.

2. Важная функция государства – это монополия на насилие.

Всю историю человечества существовало два типа цивилизаций: цивилизации воинов и цивилизации торговцев. Во время войн выигрывали первые, в мирное время – за счёт быстрого роста экономики, – вторые. Первые ставили во главу угла армию и оборонную промышленность (в древности – кузнечное дело), вторые ставили во главу угла монополию государства на насилие.
Однако, строго говоря, для осуществления монополии на насилие государство не обязательно: с этим может справиться и муниципалитет. Вопреки известной теории немецкого социолога Макса Вебера, который анализировал функции современных государств. Жители муниципалитета могут избрать себе судью, и тот будет вершить суд, а приводить приговор в исполнение станет либо муниципальная полиция, либо активисты из числа самих жителей.
Например, в США во времена Гражданской войны возник так называемый Суд Линча. В большинстве случаев такой суд вершил судья (но, в отличие от обычного процесса, – без участия обвинения и защиты), в некоторых случаях жители поселения обходились без назначения судьи. Застигнутого на месте преступления либо вешали, либо обмазывали дегтем, вываливали в перьях и с позором изгоняли из населённого пункта.
Таким образом, если монополия на насилие является важным признаком государства, то государство – не единственная сущность, которая может осуществлять монополию на насилие.

Монополия государства на насилие реализуется полицией (в случаях бунта – ещё и армией), спецслужбами (например, в РФ – ФСБ), судебной системой (судьи, прокуроры, адвокаты, судебные приставы), системой содержания заключённых в КПЗ и исполнения наказаний, вынесенных судом (в РФ это Федеральная служба исполнения наказаний).
Поскольку для осуществления правосудия требуется также и законодательная система, то к монополии государства на насилие имеют отношение и депутаты парламента, принимающие законы.
Поскольку часть депутатов парламента избирается гражданами страны (в РФ – только нижняя палата парламента), то к монополии государства на насилие в теории демократии имеют опосредованное отношение и все граждане государства. Иными словами, если бы демократия работала так, как описано в теории демократии, то насилие над нами со стороны государства осуществлялось бы ровно в той мере, в какой мы сами это санкционировали. Поскольку между теорией и реальностью есть существенное расхождение, то, к сожалению, на практике насилие со стороны государства осуществляется не совсем так, как хочет народ. Отсюда и проистекает желание либертарианцев сократить роль государства, чтобы уменьшить гнёт. Позиция консерваторов в данном вопросе иная: хотя расходы государства нынче требуется оптимизировать, чтобы снизить налоги на бизнес, однако главное в вопросе насилия – это обеспечение точного соответствия законов воле участвующих в выборах (то есть, той части населения, которая называется электоратом, и которая ходит на выборы). Иными словами, та модель демократии, которая пришла к нам с Запада, не обеспечивает нам народовластия. Поэтому, на основе наработанного опыта нам требуется спроектировать и реализовать свою собственную модель. И мы (консерваторы) предлагаем эту модель опробовать на территории бывшей Украины, перед тем, как внедрять её у нас дома. Это безопаснее, чем экспериментировать над самими собой.

3. Важная функция государства – регулирование экономических отношений.

В нормальной (то есть – в неогосударствленной) экономике экономические решения принимают сами граждане государства. Они – субъекты экономики страны. Задача государства – обеспечить правила, которые обеспечивали бы баланс интересов всех граждан, а также баланс интересов бизнеса и народа.
Кроме того, государство, будучи изготовителем денежных знаков и крупнейшим собственником в стране, само является также и субъектом экономики, и в этом смысле задача государства – обеспечить рост благосостояния граждан и рост мощи (военной и экономической) самого государства.

Функцию регулирования экономических отношений реализуют парламент и правительство, а также судебная система. Между экономическими субъектами всё время возникают конфликты интересов, и степень цивилизованности того или иного общества (или государства) определяется тем, какая доля этих конфликтов решается не на кулаках или наймом киллера, а посредством суда (или арбитража).
Функцию регулирования экономических отношений реализует также Центробанк (в случае РФ – «Банк России»). Он осуществляет эмиссию нацвалюты (рублей), назначает и удерживает курс рубля по отношению к мировой валюте (сейчас это доллары США), проверяет и кредитует банки, и осуществляет множество иных важных для страны функций.
Функцию регулирования экономических отношений реализует также вертикаль власти. В каждом из субъектов федерации (в РФ это республики, края и области, а также некоторые города федерального значения) есть свои собственные парламенты и правительства. Аналогичные органы есть также и в обычных городах, которые относятся уже к муниципальной власти.

Таким образом, регулирование экономических отношений – это многоуровневая система, многоуровневость которой призвана учитывать местные особенности. Следствием такой системы является сложность системы, которая часто приводит к избыточности (перерегулированию) и противоречивости сигналов управления.

4. Важная функция государства – социализация подрастающего поколения.

Государство сильно своими гражданами, а граждане не появляются сами по себе – они воспитываются.

Таким образом, вопросы образования и воспитания подрастающего поколения – это вопрос национальной безопасности на поколение вперёд.

К образованию и воспитанию подрастающего поколения относятся работники и работницы детских садов, школ и гимназий, колледжей и вузов. Сюда же относятся работники учреждений культуры, творческая интеллигенция. Сюда же относятся священнослужители и журналисты. Сюда же относятся родители детей. То есть все, кто, так или иначе, воздействует на процесс формирования личности.

===

У государства есть ещё множество иных функций. Здесь перечислены только самые важные из них: те, от которых невозможно отказаться.
По остальным функциям надо смотреть, нужны ли они, и даже если нужны, то как там можно сократить расходы.



Tags: Мир, Общество, Политика, Россия, Украина, Экономика
Subscribe
Buy for 80 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments