Александр Майсурян (maysuryan) wrote in ru_polit,
Александр Майсурян
maysuryan
ru_polit

Categories:

О кинопропаганде феодализма


Таргариен Дейенерис Абдуллаевна из Дагестана, бывшая Зайнаб. 1994 года рождения, сменила имя и фамилию в феврале этого года под влиянием просмотра телесериала

Напрасно говорят, что в СССР не было легальной буржуазной пропаганды. На самом деле она была и даже, скажем прямо, пёрла изо всех щелей. И никто, или почти никто, её в этом качестве, увы, не определял. И речь идёт отнюдь не только о журналах типа "Британский союзник", "Англия" и "Америка", которые всё-таки читали не все. А и, например, о западном кинематографе. Ведь вкусное описание сладкой жизни "сильных мира сего" — это и есть, чего там хитрить, буржуазная пропаганда. А была ещё и, так сказать, феодальная пропаганда — то есть кинорассказы о красивой жизни всевозможных королей, графов, баронов, маркизов и прочих страшно бла-а-а-родных господ в благословенное средневековье. Надо ли было это запрещать? Едва ли, но вот давать какое-то противоядие против яда, которым они были густо напичканы и насквозь прошпигованы — пропаганды классовых ценностей, конечно, было необходимо. Но почти никто этого, увы, не делал...
К чему это я? Конечно, к завершившемуся недавно средневековому телесериалу, который я, скажу сразу, не смотрел, ни одной серии. Но не могу не видеть реакции на него, в том числе и в левых блогах. Вот о ней и пишу...
Почему не смотрел? Не стану изображать из себя абсолютного вегетарианца в этом отношении. Нет, я смотрел не так уж мало "феодальных" фильмов и сериалов. Ещё с советских времён, когда молодёжь упивалась приключениями д'Артаньяна в исполнении Михаила Боярского и его друзей-мушкетёров в фильме Юнгвальд-Хилькевича (1979). Первые серии фильма сняты довольно иронично и насмешливо по отношению к титулованным и коронованным персонам — но всё равно... "Изящная жизнь" господ с её дуэльными поединками и марлезонскими балетами поражала простодушных советских граждан в самое сердце. Отчего-то никому не приходило в голову мысленно поставить себя на место простолюдинов, которые тоже мелькают в фильме в эпизодах и с которыми благородный д'Артаньян обращается, прямо скажем, хуже, чем с собаками (если только это, конечно, не красивые девушки, с ними он гораздо более обходителен). Все почему-то воображали себя на месте мушкетёров. Да и неплохой фильм по Стивенсону "Приключения титулованной особы" (1979) про похождения принца Флоризеля в исполнении Олега Даля тоже, несмотря на иронию авторов, очаровывал блеском "красивой жизни" его высочества. И ведь не случайно авторы фильма изменили концовку всей истории: у Стивенсона принц лишался престола и становился обычным лондонским лавочником. У Стивенсона: "Ввиду затянувшегося отсутствия принца, а также поучительного пренебрежения, какое он проявлял к своим общественным обязанностям, недавняя революция сбросила его с богемского трона, и теперь его высочество держит на Руперт-стрит табачную лавочку, часто посещаемую и другими политическими эмигрантами. Время от времени я захаживаю туда покурить и поболтать и каждый раз убеждаюсь, что он так же великолепен, как и в годы своего процветания, — за своим прилавком он выглядит настоящим олимпийцем. И хотя сидячий образ жизни начинает сказываться на ширине его жилетов, он всё-таки, вероятно, самый красивый табачник в Лондоне." А у советских (!) авторов не поднялась рука замахнуться на корону его высочества, упоминание о революции они брезгливо выкинули из сценария, и в фильме принц благополучно остался царствовать на престоле своей Бакардии.
А были ещё многочисленные западные фильмы про великолепных аристократов (например, "Горбун" с Жаном Марэ). По советскому телевидению в начале 80-х, помнится, шёл сериал про какого-то французского барона, пожилого, но очень бла-а-ародного. Как сейчас стоит перед глазами яркая сценка фехтовальной дуэли этого старика-барона с молодым наглецом и негодяем, которого он, разумеется, с блеском одолел. Взятый из жизни диалог, который тогда опубликовала "Литературная газета". Телевизор внезапно сломался, молодая зрительница нетерпеливо звонит подруге:
— Ну, как там барон, прикончил его?
— Приступает...
(Убегает смотреть к ней телевизор).
Всё это было, разумеется, ещё до эпохи "Рабыни Изауры" (в СССР в 1988-1989 годах), после которой феодально-рабовладельческая эстетика хлынула с экранов настоящим водопадом. Так вот: не стану отрицать, что многие из этих "феодальных сериалов" я смотрел, в 90-е и 2000-е годы тоже. Из отечественных, например, по Александру Дюма — "Королеву Марго" (1996-1997) и "Графиню де Монсоро" (1998). Из иностранных — скажем, "Великолепный век" (2011-2014) и "Империю Кёсем" (2016-2017). Что сказать про эти фильмы? Они, по крайней мере, среди растворённого в них классового яда содержат какую-то информацию, пусть и в крайне искажённом, романтизированном и приукрашенном виде, о реальных исторических событиях соответствующих эпох. Скажем, зритель экранизаций Дюма получит хоть какое-то общее представление о Варфоломеевской ночи, Фронде, падении династии Валуа и кровавой борьбе католиков и гугенотов. Зритель "Великолепного века" узнает о прелестных обычаях турецкого двора (например, в момент восшествия на престол нового султана немедленно казнить всех его родных братьев и их малолетних детей мужского пола).


Рисунок К. Елисеева 1926 года. В раннем СССР понимали, что буржуазная кинопропаганда вовсе не безобидна, и хотя не запрещали её, но старались найти и создать противоядия, какими были советские революционные фильмы. Например, "Броненосец Потёмкин"


Рисунок К. Елисеева 1928 года. ...И публично критиковали чиновников, которые этого не понимали

Ну, а что получит зритель сериала про вымышленное средневековье? Да ровным счётом ничего, кроме чистой развлекухи и рафинированного яда, которым такие сериалы пропитаны, то есть классовых "ценностей". Ведь людям свойственно подражать любимым киногероям, "делать с них жизнь". Значит, эти "ценности" немедленно просачиваются через экран в нашу реальную жизнь, и начинают изменять её. Не в лучшую, прямо скажем, сторону. Позднесоветские фильмы, воспевавшие и романтизировавшие аристократическую эстетику, сыграли очень немалую роль в том, что мы оказались там, где мы сейчас оказались. Мы что, хотим и дальше, всё глубже и глубже погружаться в трясину прошлого, или как? И если нет, то зачем же, спрашивается, это нужно продолжать смотреть, к тому же на абсолютно неисторическом материале, если есть возможности с большей пользой потратить своё время? Вопрос, конечно, риторический...
Tags: История, Россия, СССР
Subscribe
Buy for 80 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 108 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →