piligrim1964 (piligrim1964) wrote in ru_polit,
piligrim1964
piligrim1964
ru_polit

Category:
  • Mood:

Авиаконструктор Вадим Лукашевич: Нужно срочно прекратить эксплуатацию «Суперджетов» и разобраться…

Экстренная посадка в аэропорту «Шереметьево» новейшего самолета «Сухой Суперджет» закончилась гибелью 41 человека. Это – не первая авария с едва начавшей эксплуатироваться российской новинкой. Превращаются ли путешествия на этих бортах в сеанс «русской рулетки» - УНИАН обсудил с бывшим конструктором КБ «Сухого», создавшего «Суперджет».
Кадры охваченного огнём самолета в подмосковном аэропорту «Шереметьево» облетели весь мир. Вечером 5 мая новейший российский самолет «Сухой Суперджет» авиакомпании «Аэрофлот» выполнял рейс по маршруту «Москва-Мурманск». По предварительным данным, сразу после взлёта в воздушное судно ударила молния. Отказала автоматика, и экипаж запросил экстренную посадку в аэропорту вылета. После удара о взлетную полосу лайнер загорелся. Погибли 41 человек из 78 находящихся на борту.
УНИАН обратился к независимому авиационному эксперту, экс-конструктору ОКБ «Сухого» Вадиму Лукашевичу с просьбой разъяснить, что могло привести к таким тяжёлым последствиям и как это отразится на перспективах российского «Суперджета».
Необходимо дождаться результатов расследования, но, опираясь на видеокадры аварии, как вы оцениваете действия пилотов и аэропортовых служб?
Первопричина – это попадание молнии в самолет, из-за чего отказала автоматика. Пока неясны действия летчиков, у которых есть данные метеорадара – они понимали, что летят в грозу или нет? Как правило, опытный пилот грозу обойдет. В любом случае, попадание молнии не должно приводить к таким последствиям, и это говорит о технической проблеме в самолете. В любое воздушное судно за годы эксплуатации попадают несколько молний.
В ситуации, когда удар молнии привел к отказу автоматики, нужно прекратить эксплуатацию всех «Суперджетов» - до выяснения обстоятельств аварии и принятия мер, чтобы такие катастрофы не повторялись.
Пилоты запросили экстренную посадку и начали садиться с полными баками, поэтому приземление осуществлялось с превышением скорости по вертикали и горизонтали. В условиях отказа автоматики самолет становится трудноуправляемым, управление становится неточным, дерганным, тяжелым. Именно поэтому произошло «козление» самолета на взлетной полосе – отскок от полосы.
По всем правилам в такой ситуации нужно уходить на второй круг – почему такое решение не было принято, сейчас сказать сложно. Очевидно, пилоты исходили из того, что полоса в «Шереметьево» очень длинная и для регионального самолета ее точно хватит даже в экстренной ситуации.
Лукашевич: "Я считаю, что аэропорт был не готов" На видео видно, что последний удар о полосу был очень сильным – в результате стойки шасси пробили топливные баки. Дальше – вытекание топлива и воспламенение. Фактически оно было неизбежным, ведь самолет сел на двигатели. Важно, что осталась передняя стойка шасси – ею можно было рулить, и в последний момент самолет развернулся более чем на 90 градусов. Благодаря этому он выехал из лужи керосина и было куда выпустить спасательные трапы и начать эвакуацию…
То есть скорее всего, это комплекс обстоятельств, которые привели к аварии – от техники до действий пилотов?
Насколько виноваты или не виноваты летчики, пусть разбирается следствие. Есть масса факторов, которые пока неизвестны. Но то, что гроза не должна приводить к таким последствиям – это факт. Хорошая техника должна парировать человеческие ошибки, а не усугублять их, как произошло в этом случае. Мы, в конце концов, живем не в эру самолета братьев Райт, а в расцвет авиации.
Как вы оцениваете действия экстренных служб аэропорта?
Я считаю, что аэропорт был не готов. Летчики не сообщали, что у них не вышло шасси – в этом случае нужно запенивать полосу. Но, хоть летчики не сообщили также о пожаре на борту, при экстренной посадке самолета с полными баками ясно, что последствия могут быть далеки от штатной ситуации. Пожарные машины должны быть в состоянии готовности. А тут видим: идёт эвакуация из самолета – а пожарных на месте нет.
Меня просто бесит заявление аэропорта, что эвакуация была осуществлена за 55 секунд при нормативе – 90.
Норматив – эта эвакуация всего салона, всех людей! Они не спасли всех пассажиров, а, значит, не выполнили норматив.
На кадрах видно, что некоторые пассажиры покинули горящий самолет с чемоданами. Что думаете по этому поводу?
Это скотство, это жлобство и нарушение всех инструкций. Убеждён, что, когда было принято решение об экстренной посадке, то бортпроводники прошли по рядам и провели инструктаж, как себя вести. Но, это такая человеческая натура. При пожаре в ТЦ «Зимняя вишня» тоже многие были увлечены спасением имущества, а не людей.
Каждый спасенный чемодан – это чья-то жизнь Норматив в 90 секунд на эвакуацию пассажиров всех гражданских самолетов введён не случайно. Происходит задымление и люди теряют сознание. Когда спасают чемоданы – тратят драгоценные секунды. Сам факт нахождения на лётном поле людей с вещами говорит о нарушении.
Каждый спасенный чемодан – это чья-то жизнь. Спаслось 37 человек и 10 чемоданов. Если бы не тянули вещи, выживших людей могло быть больше…
Как раз 7 лет назад, 9 мая 2012 года, разбился «Сухой Суперджет» в Индонезии… Тогда они лихачили, и по дури врезались в гору. Тем не менее, с тех пор, несмотря на все нарекания от авиакомпаний, этот самолет эксплуатировался без ЧП с человеческими жертвами…
Этот самолет родился в очень неудобное время – это был развал всего и вся. Самолет сделала фирма заслуженная, но не имевшая опыта в сфере создании гражданских самолётов. Причем, сделала хорошо.
Чтобы лайнер был сертифицирован за рубежом, - а там очень большой процент импортных комплектующих, под 70 процентов, там все не российское, по большому счету – нужно постараться. У самолёта проблемы не технические, а логистические. От него все отказываются потому, что за все эти годы не налажена система снабжением запчастями. В результате, машина больше стоит на земле, чем летает.
Иногда авиакомпании разбирают на запчасти один самолет, чтобы летали другие. Налёт в среднем – по 3-4 часа в сутки. А в авиации есть простое правило: самолет в воздухе приносит прибыль, на земле – убыток.
Проблемы «Суперджета» не технические, а организационные. Поэтому на фоне конкурентов он выглядит слабо. С точки зрения надежности для пассажира, я бы не спешил критиковать эту машину. Я летал на нём и очень пристрастно его осматривал – видимых недостатков не заметил. Нормальный самолет. По сути, это первая катастрофа во время эксплуатации самолета с человеческими жертвами. В Индонезии самолет разбился во время демонстрационного полета, до передачи заказчику и начала эксплуатации.
Какие последствия для программы «Сухой Суперджет» будут на рынке? Сложно сказать. Нужно срочно прекратить эксплуатацию всех самолетов и разобраться. Есть хороший пример – Боинг-737-8 МАХ. Упал первый раз – эксплуатацию не остановили, упал второй раз – и только потом начали разбираться… Сейчас – 41 труп! Сколько нужно угробить людей, чтобы выяснить, почему попадание молнии привело к таким последствиям?! Остановка эксплуатации и доработка самолета пойдет только в плюс с точки зрения репутации.
Так должно быть. А как будет? Мы же в России живем! Уже заявили, что самолеты продолжат летать. Это значит, что попадание в грозу может привести к аналогичным последствиям. На это смотрит мир и задаётся вопросом: если они так реагируют, можно ли им верить, что проблема найдена и устранена? У нас же главное – президенту доложить об аварии. Можно подумать, что без этого не начнут работу экстренные службы спасения и следствие!.. Сила нации определяется не парадами, а реагированием на такие экстремальные ситуации. Здесь у нас – не все благополучно. Мы крутые, когда танки по Красной площади ездят 9 мая, а в таких трагических ситуациях – реагирование не на высоте. Впереди День Победы, а тут – 41 труп и негатив, поэтому, будут это ретушировать и смещать общественное внимание… Роман Цимбалюк
https://www.unian.net/world/10540188-aviakonstruktor-vadim-lukashevich-nuzhno-srochno-prekratit-ekspluataciyu-superdzhetov-i-razobratsya-a-kak-budet-my-zhe-v-rossii-zhivem-samolety-prodolzhat-letat-znachit-popadanie-v-grozu-mozhet-privesti-k-analogichnym-posledstviyam.html?utm_source=social&utm_medium=share&utm_campaign=site&fbclid=IwAR0jcIjEO7_-ypZAgtLuz63bDfHl434ihcC9TsWxhJ_xi4shanyOnDePTX4
Tags: Общество, Россия
Subscribe
Buy for 80 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments