Александр Майсурян (maysuryan) wrote in ru_polit,
Александр Майсурян
maysuryan
ru_polit

Category:

Немного о кино


Кадр из фильма "Окраина" (1998) — одного из нетипичных фильмов "святых девяностых"

Недавно зашла речь о том, что одним из наказаний за регресс из социализма в капитализм стало творческое бесплодие. В том числе в кино, которое длится уже почти 30 лет. Объяснение я предложил такое: для художника важно, чтобы общество развивалось поступательно. Нужен, условно говоря, свет в конце тоннеля, чтобы творить. А без этого музы "объявляют забастовку".
Потом сам задумался: а были за прошедшие постсоветские годы какие-то фильмы, достойные хотя бы упоминания? Немного подумав, всё же могу назвать некоторые фильмы, если не шедевры, то вполне "ничего себе". И некоторые похуже.

1. "Ликвидация" (2007). Чуть ли не единственный фильм за всё постсоветское время, ставший отчасти "культовым". По крайней мере, некоторые фразы из него разошлись в качестве мемов, "крылатых словечек". По-моему, образ Давида Гоцмана является в значительной степени развитием и продолжением образа Глеба Жеглова из "Места встречи". Этим можно объяснить и то, что симпатии зрителей к образу, созданному на экране Высоцким, отчасти перешли и на Давида Гоцмана. Хотя Гоцман, конечно, далеко не столь твердокаменный и целеустремлённый, как Жеглов.
Почему "Ликвидации" удалось приподняться над общим "ниже плинтуса" уровнем постсоветского кинематографа? Как ни странно, но на это отвечают критики фильма, которые обвиняли его в реабилитации советских ценностей, несмотря на все оговорки. Журналист Андрей Кокотюха, например, написал: «Вспомните: ещё не так давно идейные враги советской власти, кем бы они ни оказывались по жизни, всегда были для кино, в частности „перестроечного“ и российского постсоветского, героями положительными. Теперь те, кто не любит советскую власть, подлежат уничтожению. Нет ли здесь намёка на то, что русская культура, в частности кино, снова готовы отстаивать и защищать подвергнутые когда-то обструкции советские ценности? Возможно, я немного передёргиваю карты, однако упомянутого Академика, несмотря на всю его предательскую сущность, хочется пожалеть: он — против „советов“, а его убивают за убеждения».
То есть среди антикоммунистов было принято "жалеть" таких, как "Академик", и вдруг такой поворот!
Вот именно за счёт "реабилитации советских ценностей" фильм, думается, и сумел добиться определённой художественной ценности. Потому что это — единственный положительный тренд, который можно найти в деградирующем постсоветском мире.


2. "Ширли-мырли" (1993). Комедия в жанре фарса, довольно ядовито высмеивающая многие популярные миражи 90-х. Например, национальной идеей России в фильме является обеспечить «всем жителям страны трёхлетний отдых на Канарских островах» (и это в конце концов, ура, сбывается).
Здесь о "реабилитации совка" ещё речи не шло, но была, хоть и не совсем политкорректная, защита кое-какого наследия, оставшегося от СССР, например, "дружбы народов" (хотя фильм не преминули, наоборот, упрекнуть в ксенофобии).

3. "Окраина" (1998). О, вот это настоящий шедевр, бриллиант на фоне навозной кучи кино "святых девяностых". И при этом, на первый взгляд, фильм на 100% советский. Не только по общему стилю, музыкальному оформлению, занятым в нём актёрам, но и по духу. Кратко напомню содержание: жители южноуральского хутора, у которых отняли землю «новые русские», отправляются за правдой и за своей утраченной землёй в Москву. По пути, как в старых советских боевиках про гражданскую войну, они жестоко карают всевозможных «прохиндеев» — бывших обкомовцев-предателей и прочих буржуев. Поиски приводят их в столичную высотку — офис нефтяного «олигарха», которого по елейности и манерам поведения кто-то сравнил с матушкой-царицей Екатериной II. Эту высотку герои фильма торжественно взрывают, заодно прикончив и хозяина офиса… На этом и сказке конец, а кто слушал — молодец.


Герои "Окраины" допрашивают с погружением в ледяную прорубь одного из "прохиндеев", который затем, впрочем, перейдёт на их сторону

Но если всмотреться в фильм получше, то первое благоприятное впечатление несколько меркнет: что же на уме у этих вроде бы почти красных бойцов? Массаракш, какой же невыносимой чепухой забиты их головы! Когда они начинают не действовать, а говорить, то из них сыплются отнюдь не советские и не красные, а чуть ли не монархические штампы. Но это, впрочем, совсем не удивительно. Вспоминается популярная песня 90-х группы "Любэ", в которой прославляли Емельяна Пугачёва (что довольно нетипично для тех лет). Так и крестьянского бунтовщика умудрялись славить как... царя.
По заснеженной белой обители
Вдаль кибитка по полю мчит.
Вас за то, что меня вы обидели,
Емельян Пугачёв не простит.

И когда замерзал я намертво,
Средь заснеженных сонных полей,
Кто-то плечи укрыл мне царственно,
Хоть давно у нас нету царей.

Припев:
Тулупчик заячий, тулупчик заячий,
Тулупчик заячий, ещё ты цел,
Россию-матушку, Россию-матушку,
Россию-матушку ты обогрел.


Увы, но вот так, через левое заднее плечо, и шла какая-то реабилитация советских ценностей в те годы. Прославление революции и бунта через апологию царизма... :)

На этом мой список неплохих фильмов, — которые удались, потому что в той или иной степени противостояли господствующим идеям 90-х и последующих годов, увы, исчерпывается. Возможно и даже наверняка, я что-то пропустил.
Теперь для равновесия — несколько фильмов, наоборот, пытавшихся прославлять регресс и деградацию в той или иной глянцевой упаковке. Правда, сразу скажу, что заведомое и откровенное гуано типа "Тельца", "Острова" или "АдмиралЪа" я, конечно, не смотрел вообще, не желая терять времени. Так что выбор крайне субъективен.

1. "Особенности национальной охоты" (1995). Упоминаю этот фильм только потому, что его считают шедевром кинематографа "святых девяностых". Честно говоря, я совершенно напрочь забыл, о чём идёт речь в фильме, смутно вспоминаю только какую-то корову, которую куда-то и зачем-то перевозили в самолёте-бомбардировщике. Однако общую атмосферу бессмысленной и нелепой суеты 90-х годов фильм, кажется, отражает довольно точно. Когда жизнь вроде бы продолжается и движется, но абсолютно непонятно, зачем и куда.
В том же русле и "ДМБ" (2000) — известная и даже "культовая" комедия абсурда на армейскую тему.

2. "Бедная Саша" (1997). Среди всех комедий, которыми пытались воспеть и восславить "святые девяностые", если это вообще возможно сделать, это, пожалуй, наиболее успешная попытка. Добрые простодушные банкиры (оттенённые для контраста злыми), история необыкновенной удачи и счастливой любви бедного заключённого (этакой Золушки в зэковской робе) и прочие новогодние чудеса. Правда, может ли талант скрыть убожество самого предмета прославления?.. Вопрос риторический.

3. Стоит отметить полное фиаско всех "фандоринских" попыток, включая "Турецкий гамбит" (2005) и "Азазель" (2002). В особенности это может показаться удивительным с "Азазелем", который сделан изящно и весьма бережно по отношению к первоисточнику. И, тем не менее, провал... Но, думается, авторы фильмов просто не поняли, чем, собственно, подкупает и привлекает читателей образ Эраста Фандорина в романах Акунина (несмотря на их, разумеется, крайне консервативную идейную основу). Между тем привлекает Фандорин читателей из офисного планктона ничем иным, как своим импульсом к стремительному движению вверх в социальном лифте, которому (движению) современному читателю, безнадёжно застрявшему где-то между вторым и третьим этажами, невольно хочется подражать. И именно это фундаментальное фандоринское качество в процессе экранизации кинематографисты умудрились "посеять"... Кстати, "Статский советник" (2005) смотреть всё-таки можно, но не ради Фандорина-Меньшикова, а ради других артистов, включая Никиту Михалкова, который, надо отдать ему должное, блестяще сыграл циничного аристократа... то есть, видимо, самого себя. Роли аристократов Михалкову всегда особенно удавались — ещё со времён сэра Генри Баскервиля в советском фильме о Холмсе. Вероятно, по той же самой причине: легко играть самого себя. Но и хвалёный "сыщик-джентльмен" Фандорин, который преспокойно допрашивает избитого на допросе и окровавленного задержанного, тоже производит в этом фильме хорошее, отрезвляющее впечатление.

4. "Бригада" (2002). Это, как всем известно, прославление уже откровенно "лихих" девяностых, т.е. бандитов. В духе популярной песенки тех лет:
Мальчик хочет в Тамбов, ты знаешь чики-чики-чики-чики-та.
Но не летят туда сегодня самолёты и не едут даже поезда.

И всё в таком духе.
В том же ключе и "Бумер" (2003).
Но в этих фильмах авторам удалось то, что не удалось авторам кинофандорианы: заворожить зрителей впечатлением и ощущением драйва от движения киногероев вверх по социальной лестнице. Хотя движение происходит за счёт регресса всего общества в целом, да и ведёт, в общем, никуда, к взрыву в бронированном автомобиле.

5. Сериал "Королева Марго" (1994). Этот фильм продолжает чёрное дело, которое начинали ещё советские фильмы вроде "Мушкетёров" Юнгвальд-Хилькевича. То есть превозносит и романтизирует феодальные ценности и отношения. Сделан, по-моему, вполне качественно и неплохо, игра актёров отличная, если оставить в стороне крайнюю вредоносность самого этого занятия. Ведь людям свойственно брать пример с киногероев, которых они видят на экране. Увы, в позднем СССР такие апологетически-феодальные сериалы тоже принимали бы на-ура. За что и поплатились позднее...
Продолжение сериала "Графиня де Монсоро" (1998) — явно слабее, главным образом из-за ошибки с выбором актрисы на роль главной героини. Но актёры второго плана (например, дуэт — король и его шут Шико, а также монах Горанфло) по-прежнему играют очень неплохо. Кстати, у артиста Долинского, с блеском сыгравшего Горанфло, оказалась неожиданная специализация в кино — "монахи", начиная ещё со священника из "Того самого Мюнхгаузена". Главным образом, ради этой троицы я этот сериал и смотрел, прокручивая на ускоренной перемотке основную линию сюжета.

Ну, можно ещё дальше шагать по каким-то образцовым, уникальным по глубине бездарности, а порой и внешней отвратности провалам, типа "Папы" (2004) Владимира Машкова, "Ночного дозора" (тоже 2004) Бекмамбетова или, прости господи, "Трудно быть богом" (2013) Германа. Но уже не особо хочется это делать...
Tags: История, Россия
Subscribe
Buy for 80 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 53 comments