danieldefo (danieldefo) wrote in ru_polit,
danieldefo
danieldefo
ru_polit

Categories:

Московия: Европа или Азия?


Когда я планировал написать этот пост, у меня был ответ на вопрос в заголовке. Но по мере обдумывания этой темы ответ стал выглядеть не столь очевидным. Попробую изложить свою позицию, и вместе с вами прийти к какому то ответу.

Итак, Перед монгольским завоеванием Русь разделилась на несколько локальных центров, каждый из которых имел впоследствии собственную судьбу.
Днепровский торговый путь "из варяг в греки" полностью зачах еще после Крестовых походов и захвата крестоносцами Константинополя. Торговлю Европы с Ближним Востоком полностью подмяли под себя венецианцы и генуэзцы. Значение Киева упало настолько, что очередной Великий князь Киевский. Андрей Боголюбский, не стал занимать киевский стол, оставшись княжить у себя во Владимире-на-Клязьме.
Однако второй торговый путь, по Волге "из варяг в хазары", сохранил свою доходность и с него богатели Великое княжество Владимирское, Великое княжество Рязанское, Великое княжество Смоленское, Великое княжество Полоцкое и Новгородская и Псковская вечевые республики.
Черниговское княжество было сильно сельскохозяйственной продукцией, а Галицко-Волынское княжество еще и приграничной торговлей с венграми и поляками. Южные княжества были к тому же более многолюдными, поскольку на урожай могло существовать бОльшее количество людей, чем на севере.

Итак, монгольское нашествие прошло по Руси двумя волнами. Первая волна прошла по Северо-Востоку, полностью сокрушив Рязань, города Суздальско-Владимирской Руси, зацепив Смоленское княжество, и разорив Торжок, город Новгородской Республики.
Вторая волна в хлам разрушила Черниговщину и Киевщину, зацепила и серьезно восточные Пределы Галицко-Волынского княжества, например Турово-Пинскую землю.

По итогу, всем князьям, которые претендовали на свои земли пришлось ползти в Орду, за ярлыками. Туда поехали Ярослав, князь Владимиро-Суздальский и его сыновья Андрей и Александр, туда поехал Великий князь Черниговский Михаил и Великий князь Галицко-Волынский Даниил. Михаил не понял, куда попал, и стал борзеть, за что поплатился жизнью. Зато остальные все правильно поняли, старательно пили кумыс и лизали сапоги хана. В итоге, расклад сил на Руси несколько переменился.

Центрами Руси стали:

1. Суздальско-Владимирская Русь, и зависимые в тот период от него Новгородская и Псковская республики.
2. Рязанское княжество.
3. Галицко-Волынское княжество.
4. Смоленское княжество.
5. Полоцкое княжество.

Из них первые 4 были под властью Орды и получили ярлыки на княжение из Орды. Полоцкое княжество же стало зависимым от Литвы, зато не получало ярлыки из Орды, потеряло часть своих балтийских земель вследствие экспансии Тевтонского Ордена (Кукейнос и Герцике) и пало под натиском Литвы.

Почему так рванули в Орду за ярлыками русские князья? Ответ прост - именно Орда гарантировала речной торговый путь по Волге "из варяг в хазары". И именно контроль за этим путем стал основой быстрого возрождения Владимиро-Суздальской и Рязанской Руси. Черниговское княжество уже не оправилось от удара Орды, и было разделено между разными княжествами. Киевщина также запустела, попав в 14 веке под контроль смоленских князей, захвативших власть в Брянщине.
Даниил Галицкий еще подергался, поскольку гешефта с татарами от волжского пути не имел. Попав в зависимость от Орды он и его потомки были вынуждены стать союзниками Орды и воевать против Литвы, Польши и Венгрии. Смоленские князья в зависимости от Орды попали под пресс между Литвой и Владимиро-Суздальской Русью, самым сильным вассалом Орды. Рязанские князья контролировали свою часть Волжского пути, но по своим ресурсам не могли претендовать ни на что большее.

Итак, новый раздел сил был таков:
1. Галицко-Волынская Русь, вассал Орды на западе.
2. Владимиро-Суздальская Русь, с автономными Новгородской и Псковской республиками.
3. Литва, которая включала в себя Полоцкие и Северские земли, а также Черную Русь (Городненщину и Берестье, со столицей в Новогрудке).

Ни Рязань, ни Смоленско-Брянское княжества, которое имело на тот момент контроль над Киевом, самостоятельными проектами на тот момент уже не являлись и их политика оставляла только выбор между центрами силы.

На конец 14 века Волынь была захвачена Литвой, а Галичина - Польшей и вошла в состав коронных земель. Соответственно эти земли вышли из вассалитета Орды, и хотя время от времени за них Польша и Литва платили "поминки", ни о какой зависимости этих земель от Орды речи не шло.

Таким образом, диспозиция сил на Руси в конце 14-начале 15 века была такой:

1. Московская Русь (Московия) - победитель за первенство в Суздальско-Владимирской Руси с Тверью, с формально зависимыми от нее Новгородской и Псковской республиками, вассал Орды.
2. Литва, владеющая Полоцком, Минском, Витебском, Гомелем, Волынью, Киевщиной, Северщиной, и Верховскими княжествами (Пронское, Карачевское, Оболенское, Новосильское и др. княжества), платящая формальную дань Орде за русские земли, но не зависащая от Орды политически.
3. Рязанское княжество, тоже вассал Орды, но не зависящее от Московии.

Развитие этих территорий шло по разному. Пограничные с Европой территории подвергались европейскому культурно-политическому влиянию. Например, в Галицко-Волынской Руси еще до ее раздела в городах распространялось Магдебургское право, более высокая степень самоуправления по сравнению с вечевым правом. То же Магдебургское право стало распространяться в городах Литвы, после Кревской Унии с Польшей. С Кревской Унии в Литве стало распространяться и польское влияние на литовское боярство и шляхту. Возникли герба, шляхта и боярство стало обращаться в католичество, перенимали польскую традицию участия женщин на балах и пирах, молодежь стали отправлять на учебу в Европу, в самой Литве православные учились в иезуитских колледжах и т.д.
Европейское влияние поступало постепенно и в Новгородскую и Псковскую республику. Итальянец Поссевино писал в своих путевых заметках 15 века, что псковичи и новгородцы были одеты в "немецкую одежду", и мало отличались от городского населения остальной Прибалтики.
Такие контакты были и в Рязанских землях, попавших под власть Литвы. Михалон Литвин в обращении к князю Пронскому (район Рязанской области) указывал о посещении последним Европы (Польши, Германии, Франции, Италии и Испании).
В отличии от этих земель московиты не имели контактов в Европе, обычаи их и быт были практически неотличимы от татарских, и контактировали они исключительно с восточными татарскими землями. Отсюда и огромное количество татарских слов в языке московитов (колчан, базар, башка, алтын, колпак, кафтан, и т.д.) и татарская одежда, и обычай помещать женщин в специальную часть дома, и обычай скрывать женщин от посторонних, пиры только для мужчин и т.д.) Отсюда схожесть материальной культуры московитов и татар вплоть до петровских реформ. Купцы Московии могли свободно перемещаться в азиатских владениях Орды, вплоть до Индии, а тверской купец Афанасий Никитин был первым европейцем, побывавшим в индии, за 100 лет до Васко да Гамы. Но вот в Европу московиты не ездили, считали это грехом, а побывавшим в Европе - грешниками.

Стоит понять, что же из себя представляла ордынская культурно-политическая матрица? И тут не все просто.
Сама по себе монгольская культура ничего из себя не представляла, типично кочевническая военно-политическая культура, и в любой оседлой территории она замещалась существующей на тот момент на этой территории оседлой культурой. Монголы лишь занимали привилегированный аристократический слой этой культуры.

Но необходимо понимать, что на момент захвата Руси это была вполне себе китайская политическая и административная культура.

Если кто знает историю монгольских завоеваний, то он в курсе, что сначала монголы покорили квази-китайское государство тангутов Си-Ся, потом манчжурский Китай - Империю Цзинь. Таким образом, к моменту захвата Руси монголы вполне впитали китайскую политико-административную культуру. Елюй Даши, великий администратор ЧингизХана - из государства киданей Ляо, которое Чингиз-Хан покорил еще раньше, чем тангутское Си-Ся. Отсюда и организация ямской службы, полное заимствование из китайской административной культуры. Отсюда и русские переписи населения. Отсюда, судя по всему, и царские русские одежды, подражание одеяниям китайских императоров:



Но это китайское влияние ослабевает с момента крушения единой монгольской Империи. И на смену ему идет уже влияние Золотой Орды. А кто составлял основной этнический компонент Золотой Орды и его культурный доминант?
Достаточно посмотреть, где расположились главные города Золотой Орды на Волге и кто там составлял основное население, какой язык являлся письменным языком Золотой Орды? А это - ...кыпчакский язык. Золотая Орда - это кыпчакское государство с монгольской верхушкой, которая очень быстро стала кыпчакской. Кыпчаки занимали территорию от Северного Причерноморья и до казахских степей. И именно там и расположилась Золотая Орда. Именно на этой территории правили исключительно Чингизиды, государственным языком был кипчакский а религией со времен Узбека стал ислам. Хотя, нельзя забывать и вклад Булгарии в культурно-политический уклад Орды. Булгары были тюрками и мусульманами аж с 10 века. Правильно сказать, что культура и политический уклад золотой Орды - это симбиоз Булгарии и кипчаков. Плюс влияние мусульман Северного Кавказа. Например, дагестанского Дербента, который был в Орде значимым ремесленным городским центром.
Что интересно, до времени полного растворения монгольской верхушки в булгаро-кыпчакской культурной среде, был некий шанс того, что Золотая Орда растворится именно в русской культурно-политической среде. Хан Орды Джанибек благоволил православным христианам. И если бы ханы приняли православие, кто знает - может быть Орда растворилась бы именно в православной среде, и православные Чингизиды правили бы Русью. Но история распорядилась иначе, и мусульмане-чингизиды правили золотой Ордой, которая потом раскололась на Казань, Астрахань, Сибирь, Казахстан и Крымское ханство. А Западное Поволжье стало исключительно русским, чуть ли не центром Великороссии.

Так стала ли Московия Азией? Изолировав себя от Европы, она очень многое впитала в себя от Орды. т.е. от Булгарии и кипчаков, а также от Китая. Но она не стала орынским улусом ровно потому, что не приняла ислам как государственную религию Орды. Православное христианство было единственной ниточкой, не позволявшей московитам полностью дрейфовать в Азию. Оно же и поставляло в Московию греческих ученых книжников - последнюю связь Московии с Европой. И поэтому, Московия, будучи несомненным вассалом Орды, сохранила с Европой эту зыбкую и слабую связь в виде восточного христианства. Она унаследовала от Орды идею того, что правитель - над законом, все его подданные не имеют никаких прав, только привилегии из рук правителя, все равно рабы, но рабы на службе государства имеют привилегии ровно пока они служат. Примерно такая же идеология была у оттоманских турок и их сипахи были примерно на тех же правах. что и поместные московские дворяне. И Московия, и Османская Империя были примерно одинаковыми КВАЗИ-европейскими монархиями, но у Московии было то преимущество, что она оставалась христианским государством.

Ну а впоследствии, по прихоти безграничной власти одного из московских ханов, она была через колено, насильно европеизирована, и приобрела внешность европейскую. Но эта европейскость коснулась только дворянства и малой части городского населения, родив впоследствии некую российскую химеру - ни Европу, ни Азию, а понимай как знаешь.
Tags: История, Пытливый ум не ведает покоя, Россия
Subscribe
Buy for 80 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 137 comments