il_lungo (il_lungo) wrote in ru_polit,
il_lungo
il_lungo
ru_polit

Category:

Как Россия не села на нефтяную иглу при Николае II

Эта статья была написана мной в 2011 году. Сейчас, в октябре 2014-го, когда "тучные годы" нефтедолларов закончились, когда тренд падения цен на нефть стал очевидным, - теперь полезно вспомнить стратегическое решение проблемы "нефтяной иглы" более чем столетней давности, в царской России конца XIX века. Тогда у Николая II хватило ума и стратегического мышления, чтобы прислушаться к советам учёных и экономистов, предупреждавших царя об опасности зависимости экономики страны от цен на нефть и необходимости модернизации промышленности, и во время принять необходимые меры, провести необходимые реформы, которые уже через несколько лет позволили вывести экономику России из мирового кризиса, а затем (в 1907-1914 гг) обеспечили бурный рост всех сфер хозяйства и экономики, обеспечили Русское экономическое чудо того времени.
Этот ценнейший опыт царской России был забыт в СССР в 1970-х годах; экономика СССР села на нефтяную иглу и развалилась в середине 1980-х.
Напомню, что с 1973 года, когда в мире резко подорожала нефть, СССР сел на нефтяную "иглу", начав зарабатывать на этом деле баснословные шальные прибыли.Между тем, напомню, что с 1965 г. премьер А.Н. Косыгин начал разработку экономических реформ, которые могли бы, возможно, модернизировать страну. Восьмая пятилетка (1966—1970), прошедшая под знаком экономических реформ Косыгина, стала самой успешной в советской истории и получила название «золотой». Но с 1973 г. реформы Косыгина были решительно свёрнуты. Кремль (Брежнев и Политбюро КПССС) решили, что "светлое будущее" на много лет им гарантировано. Между тем у населения нашей страны были совсем иные настроения. Воочию наблюдая прогрессирующий маразм генсека и растущее лизоблюдство его приближённых, люди постепенно утрачивали веру в социализм и в то, что его можно совершенствовать в лучшую сторону. В 1984 г. цены на нефть рухнули. Вскоре развалился СССР.

Цены на нефть вновь начали расти в начале 2000-х. И история удивительным образом повторяется. Напомню, что премьер М.М. Касьянов в 2000 г. начал готовить серьёзные экономические и административные реформы. Период 2000-2004 гг. по темпам роста экономики был лучшим в истории новой России. Но Касьянов был досрочно отправлен в отставку, его реформы были свёрнуты, и стратегическая ставка вновь была сделана на нефть, а не на модернизацию страны. Кремль (Путин&Co) повторили роковую ошибку Брежнева и тогдашнего Политбюро....

Между тем, в истории России был период, когда власть была умнее: 


КАК РОССИЯ НЕ СЕЛА НА «НЕФТЯНУЮ ИГЛУ» ПРИ НИКОЛАЕ II

Спрос на нефть во всем мире начал быстро расти с середины XIX века и многократно ускорился к концу того века, с началом бурного развития техники, машиностроения и энергетики.
Первая разведочная скважина на нефть промышленным способом была пробурена на Абшеронском полуострове в 1847 году, первая эксплуатационная скважина была пробурена  на Кубани в 1864 году. В США первая скважина была пробурена в 1859 году. За весь период с начала промышленной добычи нефти (с 1859 года) почти всегда первые два места занимали США и Россия. Сначала Россия была на втором месте, то в 1898 году она догнала и обогнала США и четыре года (по 1901 включительно) была на первом месте. Мировой финансово-промышленный кризис 1899-1903 г. тяжело ударил по России, но способствовал техническому перевооружению (модернизации) промышленности – об этом мы еще расскажем в дальнейшем.
Основанное в 1879 году «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель» вело нефтедобычу и нефтепереработку в Баку, создало собственную транспортную и сбытовую сеть, включавшую нефтепроводы, танкеры, вагоны-цистерны и нефтебазы с причалами и железнодорожными ветками. Интересно, что первое нефтеналивное судно компании братьев Нобель получило имя «Зороастръ» – по имени легендарного пророка и основоположника древнейшей в мире религии огнепоклонников и жизнелюбов зороастрийцев,  древние башни которых сохранились в регионах нефтедобычи. На всех предприятиях братьев Нобель обеспечивались лучшие в мире условия для рабочих (высокая зарплата и социальная защита, хорошее жилье, и больницы, возможности образования для детей, и даже спортивные площадки).
Наука о нефти была заложена в России в 1880-е годы Д. И. Менделеевым, В. В. Марковниковым, Л.Г. Гурвичем и затем (в начале XX века) Н.Д. Зелинским и С.С.  Наметкиным. Большой вклад в технологию нефтеперерабатывающей промышленности внесли еще в XIX веке выдающиеся русские промышленники и предприниматели, как В.И. Рогозин. Выдающийся изобретатель В. Г. Шухов был автором проекта и главным инженером строительства первого российского нефтепровода (1878), заложил основы конструирования нефтепроводов, нефтехранилищ и оборудования нефтепереработки, а в 1891 году построил первую в мире промышленную установку термического крекинга нефти.

ТЕХНИКА И ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
С другой стороны, конец XIX — начало XX века во всем мире и в России также были отмечены бурным развитием техники. В 1890 году немецкий инженер Рудольф Дизель развил теорию экономичного и эффективного термического двигателя. Он получил патент на свой двигатель 23 февраля 1893. У себя на родине (в Германии) Р. Дизель не нашел признания,  сразу же нашел применение и был оценен во многих странах  – мы еще вернемся к этой теме чуть ниже .
Царское правительство принимало энергичные меры для развития отечественной промышленности. Активно привлекались капиталы иностранные (главным образом французские и бельгийские), которые особенно много содействовали развитию южнорусской металлургической промышленности. Отечественным промышленникам предоставлялись от казны разного рода льготы, ссуды и пособия; металлургическим заводам казна весьма щедро платила за железнодорожные рельсы, и заводы процветали на громадных казенных заказах. Некоторые отрасли промышленности казна брала под свое особое покровительство.
По абсолютным размерам своего производства Россия к началу XX века сильно отставала от передовых капиталистических стран, но по темпам развития в 1890-е годы она значительно их превосходила. За десятилетие 1890—1899 годов выплавка чугуна увеличилась в Англии на 18 %, в Соединенных Штатах на 50%, в Германии на 72 %, а в России на 190%; в 1880 году Россия занимала в мировом производстве чугуна седьмое место, в 1895 году—пятое, в 1900 году — уже четвертое, уступая лишь трем названным выше странам. За то же десятилетие добыча каменного угля возросла в Англии на 22 %, в Германии на 52 %, в Соединенных Штатах на 61 %, в России на 131 %. Добыча нефти в России составляла в 1885 году 115 миллионов пудов, в 1900 году — 631 миллионов пудов, в 1904 году — 656 миллионов пудов. И, напомним, в конце XIX века Россия вышла на первое место в мире по объему добычи нефти.

УКАЗ НИКОЛАЯ II об ОГРАНИЧЕНИИ ЭКСПОРТА СЫРОЙ НЕФТИ
Нефть могла со временем стать одной из основных статей экспорта царской России, но, по советам Витте и Менделеева Николай II в 1896 году ввел существенные ограничения на экспорт сырой нефти — именно для развития отечественной нефтеперерабатыващей промышленности и машиностроения.
А ведь цены на нефть в 1892—1896 годах росли (с 20 до почти 40 долларов  за баррель — и это были еще те доллары, во много раз более «весомые», чем нынешние), и если бы не думал Государь о будущем России и не прислушивался к советам Витте и Менделеева, Россия упустила бы тогда исторический шанс начать рывок в машиностроении и многих других отраслях промышленности.
В результате этого решения почти вся нефть из Баку шла не на экспорт, а на переработку в центральные районы России, стимулируя развитие всех видов транспорта и машиностроения.
Не все знают, что качество русских машинных масел и других продуктов нефтепереработки в 1900-х годах было лучшим в мире, и даже мировой лидер нефтепромышленности  «Стандарт Ойл» (империя Рокфеллера) писал на таре и рекламе своих машинных масел «Качество русских масел»! Как мы упомянули ранее, одним из флагманов российской нефтепромышленности была компания «БраНобель» (братьев Людвига и Роберта Нобелей). Именно они уже к началу XX века полностью вытеснили с российского рынка «Стандарт Ойл» и начали экспорт русских нефтепродуктов (керосина, масел, бензина) в Европу — не сырой нефти, а продуктов ее переработки в России! Не все знают и о том, что Альфред Нобель (в конце XIX века уехавший в Швецию и занявшийся там производством динамита) позже вошел в русский «БраНобель», и Нобелевская премия появилась сначала в этой компании (первая премия была присуждена трем русским инженерам-нефтяникам), и что именно доходы «БраНобель» стали основой знаменитого премиального фонда уже самого Альфреда Нобеля.
А если бы царская Россия экспортировала всю сырую нефть, не бывать бы этому, не произошло бы и русского экономического чуда 1907—1914 годов. Конечно, основным предметом экспорта в царской России было зерно и другая сельскохозяйственная продукция, но тем более важным и правильным оказался указ государя по ограничению экспорта нефти 1896 года. Для сравнения — за последние десять лет (1999—2009) в России не было построено ни одного нефтеперегонного предприятия: нефтяным компаниям экономически невыгодно разрабатывать новые технологии и строить заводы.
Ну а в России начала прошлого века значительно увеличилось  и производство предметов широкого потребления.

НЕФТЕХИМИЯ, МИРОВОЙ КРИЗИС И РУССКОЕ ЧУДО 1907-1917 гг.
Напомним, что 1900-1903 годы — это период крупного мирового финансово-промышленного кризиса, который сильно затронул и царскую Россию. Его последствия в нашей стране были полностью преодолены только к 1909 году (в том числе и по добыче нефти).
Тот кризис развивался примерно так же, как и нынешний (начавшийся в 2008 году), ударив сначала по биржам и фондовым рынкам, затем по банкам и кредитам, затем по ценам на энергоносители (уголь и нефть), затем по реальной экономике. Разорились сотни предприятий, безработица стала массовой. В России кризис был значительно осложнен еще и Русско-японской войной, террором и революцией 1905—1907 годов. И тем не менее к 1909 году кризис в России был преодолен. Этому поспособствовало несколько причин: проведение Витте реформ до начала кризиса; ограничение Николаем II экспорта сырой нефти еще в 1896 году (в самом начале мирового нефтяного бума); а также то, что в разгар кризиса Государь не побоялся провести необходимую для модернизации страны либерализацию государственного строя и начать новые реформы в промышленности и сельском хозяйстве.

Вернемся теперь к техническим изобретениям конца XIX — начала XX века. К началу 1897 года Рудольф Дизель построил первый функционирующий образец своего двигателя, названый «Дизель-мотором», и 28 января того же года он был успешно испытан. Первый корабль с дизельным двигателем построен в 1903 году. В 1908-м построен первый дизельный двигатель малых размеров, первый грузовой автомобиль и первый локомотив на дизельном двигателе. С начала  XX  века начинается и стремительное развитие авиации.
В 1898 году на Путиловском заводе в Петербурге инженером Густавом Тринклером был построен первый в мире «бескомпрессорный нефтяной двигатель высокого давления», то есть дизельный двигатель в его современном виде с форкамерой, который назвали «Тринклер-мотором». При сопоставлении двигателей постройки «Дизель-мотора» и «Тринклер-мотора» русская конструкция, появившаяся на полтора года позднее немецкой и испытанная на год позднее, оказалась гораздо более совершенной и перспективной. «Тринклер-моторы» не имели воздушного компрессора, а подвод тепла в них был более постепенным и растянутым по времени по сравнению с двигателем Дизеля. Российская конструкция оказалась проще, надежнее и перспективнее немецкой.
В 1898 г. Эммануил Нобель (сын Людвига Нобеля) приобрел лицензию на двигатель внутреннего сгорания Рудольфа Дизеля. Двигатель приспособили для работы на нефти, а не на керосине. С 1899 г. Механический завод «Людвиг Нобель» в Петербурге развернул массовое производство дизелей. В 1900 г на Всемирной выставке в Париже двигатель Дизеля получил Гран-при, чему способствовало известие, что завод Нобеля в Петербурге наладил выпуск двигателей, работавших на сырой нефти. Этот двигатель получил в Европе название «русский дизель».  Задел по дизельным моторам, достигнутый в России к 1917 году, позволил затем в СССР развить и самое передовое танковое моторостроение, в т.ч. и дизельные моторы для прославленного Т-34.
Первый российский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания был построен и публично продемонстрирован в 1896 году Яковлевым и Фрезе. Впоследствии в России появился ряд частных автофирм, из которых наиболее крупными и оснащенными были Руссо-балт (Русско-Балтийский, РБВЗ) (1909—1918) и Пузырев (РАЗИПП) (1911—1914). Однако, первые серьезные усилия по созданию национального автомобилестроения царское правительство предприняло уже в разгар Первой мировой войны, когда в 1916 году были выделены казенные средства для строительства шести автомобильных заводов. Из-за революций 1917 года (Февральской и Октябрьской) строительство ни одного завода не было завершено.
В 1915 Н.Д. Зелинский успешно использовал окисные катализаторы при крекинге нефти. В 1918—1919 годах он разработал метод получения бензина крекингом солярового масла и нефти; реализация этого метода в промышленном масштабе сыграла затем важную роль в обеспечении бензином Советского государства. Первый центробежный насос для добычи нефти был разработан в 1916 Российским изобретателем Армаисом Арутюновым. В 1923 году Арутюнов эммигрировал в США, и в 1928 году основал фирму Bart Manufacturing Company, которая в 1930 была переименована в «REDA Pump» (аббревиатура от Russian Electrical Dynamo of Arutunoff), которая многие годы была лидером рынка погружных насосов для нефтедобычи.
Имел отношение к достижениям нефтехимии и двигателей нового типа и мощный технический прорыв, который  совершило в 1910-х годах русское судостроение (в рамках стратегической программы модернизации военного флота, развернутой после Русско-японской войны). Паротурбинный эскадренный миноносец «Новик» – первый корабль серии из 53 эсминцев, один из лучших кораблей этого класса периода Первой мировой войны, был заложен в августе 1910 года на верфи в Петербурге, спущен на воду в 1911 году. Примерно в эти же годы первые паротурбинные эсминцы, использующие в качестве топлива нефть вместо угля, были построены в Англии и США.  «Новик» стал образцом для строительства эскадренных миноносцев в СССР. «Новик» находился в боевом составе советских ВМФ (Балтийского флота) вплоть до своей гибели 28 августа 1941 года.

Автор Борис Романов
Tags: Iмперскiя извѣстiя, История, Коммунизм, Россия, СССР, Совкосрач, Экономика
Subscribe
Buy for 80 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 82 comments