Александр Майсурян (maysuryan) wrote in ru_polit,
Александр Майсурян
maysuryan
ru_polit

Categories:

"Ну, погоди!" как зеркало российской контрреволюции


Отношения хулигана Волка с советской милицией довольно сложные и противоречивые

Оказывается, в январе этого года Зайцу и Волку из "Ну, погоди!" стукнуло по полтиннику: самая первая (или даже нулевая) серия знаменитого советского мультфильма вышла в январе 1969 года. Сейчас дети предпочитают не советские, а западные мультики, или современные российские. С моей точки зрения, смотреть большинство из них дольше пяти минут невозможно: поведение всех героев нестерпимо тупо, глупо, плоско и шаблонно, и челюсти начинает сводить от зевоты. Конечно, есть и исключения, но они довольно редки.
А преимущество "Ну, погоди!" я как-то особенно ясно оценил в 90-е годы, когда один мой младший родственник, живущий лет с пяти в Америке (а тогда ему было уже около 15 лет), приехав в Россию, попросил в подарок видеокассету со всеми сериями "Ну, погоди!". Он хотел её показать своим друзьям в США, как образец хорошего мультфильма...
Вообще, "Ну, погоди!" — настоящая энциклопедия советской жизни той эпохи и в высшей степени народное произведение. Чуть ли не все стороны жизни в СССР тут показаны через призму весёлых приключений и забавных трюков: и пляж, и парк отдыха, и стройка, и метро, и стадион, и цирк, и музей, и деревня, и море, и телестудия...
А было в этом мультфильме и кое-что... как бы сказать, не совсем выдержанное с идейной точки зрения. Впрочем, как это и должно быть во всяком настоящем искусстве. Что именно? А вот то, что поведение главного героя полностью соответствовало правилу homo homini lupus est. Уж тут так буквально lupus, что дальше некуда! :) А ведь это буржуазный принцип, а не советский. Между тем жил и действовал Волк в советских реалиях... Получалось противоречие. Возможно, Волк потому и выглядел таким ярким на экране, что резко контрастировал со всем окружавшим его миром добрых, дружелюбных, безобидных зверюшек, был "неправильным персонажем в правильном обществе". А когда именно такое отношение — "человек человеку Волк" (и увы, совсем не мультяшный) — возобладало и сделалось всеобщей нормой в реальности, то образ Волка сильно поблек и потускнел на общем фоне.
Когда СССР не стало, то мультфильм умер вместе с ним, хотя новые серии и продолжали выходить. Почему так вышло? Есть анекдот "Хотите испортить хороший советский фильм? Тогда снимите к нему постсоветский ремейк". Так было с "Мушкетёрами", "Карнавальной ночью" и многими другими талантливыми советскими фильмами. Да, собственно, и все режиссёры, снимавшие в СССР шедевры и горько сетовавшие на мешавшую им тогдашнюю цензуру, получив желанную "свободу", не смогли снять практически ничего достойного внимания. То же самое можно сказать и про "Ну, погоди!" — постсоветские серии по сравнению с предыдущими откровенно слабы, вторичны и неинтересны.
Вдруг оказалось, что цензура Его Величества Денежного Мешка гораздо хуже любой другой. И своим прикосновением она, точно царь Мидас, любое творчество превращает в... отнюдь не в золото. А есть и другая беда, ещё худшая: выяснилось, что художник не может творить только ради денег. Что ему нужны какие-то иные ценности, страшно сказать — более высокие, нежели золотой телец. И в СССР, даже позднем СССР, они ещё были, а теперь... увы и ах.
И потому-то в пост-СССР вместо хороших фильмов и мультфильмов даже те же самые советские киномастера упорно снимали удручающее кино-г*вно. А смотря шире: потому и космические корабли упорно падают (оказывается, для научного и технического творчества тоже требуется вдохновение, кто бы мог подумать), да и вообще всё постепенно приходит в упадок, сыпется и разрушается...
Tags: История, СССР
Subscribe
Buy for 80 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments