Александр Афанасьев (werewolf0001) wrote in ru_polit,
Александр Афанасьев
werewolf0001
ru_polit

Горький квест

Сразу скажу - не читал, высказываюсь по большому интервью Марининой в Новой.

В чем неправа Маринина? На мой взгляд, в изображении Союза как тотальной системы. Да, в какой-то момент это было и государство впервые в истории России получило возможность добраться буквально до каждого. Но это было достигнуто сверхнапряжением сил, система была быстро скомпрометирована и начала разрушаться. Подумайте, сталинскую систему после его смерти никому и в голову не пришло поддерживать и развивать - что само по себе говорит о ее неестественности и ненормальности для России.
Шестидесятые годы - это время зарождения, а семидесятые - развития неких лакун, заводей, в которых все не так как в большом обществе и в которые из этого большого общества с его законами, моралью и людьми можно было сбежать. Этих лакун было много - фарцовщики, уголовники, диссиденты, "выездные", антисоветчики, националисты - и тот кому не нравилось советское общество как таковое, мог сбежать в одну из этих лакун - с ее издержками, конечно. Восьмидесятые - это время, когда из советского общества полностью или частично вышли ВСЕ его граждане, либо полностью находясь в этих лакунах, либо активно взаимодействуя с ними. Первым это понял Андропов (мы не знаем общество в котором живем), но сделать ничего не успел. Потом страна рухнула, потому что не стало народа, который должен был ее защищать.
И уйти из того мира, который описала Маринина - можно было и в семидесятые. Вопрос - какую цену ты готов был за это платить, за бытие отщепенцем.
А в чем права Маринина? На мой взгляд, она подметила чрезвычайно верно - мы создали общество, в котором никто или почти никто по крайней мере из молодого поколения не чувствует потребности уживаться друг с другом.
В девяностые у нас рухнула не только идеология. У нас рухнули все площадки, на которых присутствовало общество и происходил процесс согласования интересов. Буквально все. Двор, который играл роль общественного мнения, партком, профком, все советские молодежные общественные движения. Вдумайтесь - нет и до сих пор места, куда бы мы регулярно все ходили. В Польше это католическая церковь. В США разные церкви - но церкви. У нас нет ничего.
И на Украине нет ничего. Потому молодежь вышла на Майдан и потому он закончился так трагически. Никто не видел необходимости уживаться с Крымом, с Донбассом, глобально с Россией - нас всех ставили перед фактом. Никто не то что не хотел - но и не умел уживаться и не видел последствий. И как подметила Маринина - сильно ушиблись о свое неумение.
Проблема в том что и у нас это есть. Нормальных партий нет - но партии это еще не все, поскольку жизнь не заканчивается политикой. От отсутствия действенных механизмов общественного мнения, каким раньше был двор - пошла политика криминализации всех сколь-либо опасных деяний, раздувания Уголовного кодекса и попытка подмены морали уголовным правом - опасная и заведомо провальная. Двор теперь у нас - это пространство грязи, сломанной детской площадки и конфликта, куда поставить машину.

Нам надо что-то вырабатывать. Общее. Если не хотим рассыпаться в пыль истории.



Subscribe
Buy for 80 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments