filin_dimitry (filin_dimitry) wrote in ru_polit,
filin_dimitry
filin_dimitry
ru_polit

Россия. Книга памяти... Иван Фёдорович Крузенштерн

Сегодня мы вспоминаем мореплавателя Ивана Федоровича Крузенштерна...

Иван Фёдорович Крузенштерн (при рождении Адам Иоганн фон Крузенштерн, нем. Adam Johann von Krusenstern; 8 (19) ноября 1770 — 12 (24) августа 1846) — российский мореплаватель, адмирал.

Иван Фёдорович Крузенштерн



Иван Фёдорович Крузенштерн происходит из остзейских дворян. Он потомок обрусевшего дворянского рода Крузенштернов, праправнук родоначальника в России Филиппа Крузиуса фон Крузенштерна, сын судьи Иоганна Фридриха фон Крузенштерна (1724-1791) и Христины Фредерики, урожденной фон Толь (1730-1804). После пяти дочерей в их семье появился на свет Карл Фридрих (1769-1847), и, наконец, сам Адам Иоганн, который стал уже седьмым ребенком в семье.

Учился сначала дома, затем в соборнойшколе в Ревеле (Таллинской домской школе). В возрасте 15 лет (в 1785 г.) Адама Иоганна по совету одного из друзей определили в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге, где он проучился до 1788 г. Жизнь в кадетском корпусе была тяжелой, кормили плохо, учили неважно. Директор его, адмирал Голенищев-Кутузов, весьма редко посещал корпус, надзора за кадетами не было, господствовали суровые наказания.В Морском кадетском корпусе он познакомился с Ю.Ф. Лисянским (Ю́рий Фёдорович Лися́нский (2 [13] августа 1773, Нежин — 22 февраля [6 марта] 1837, Санкт-Петербург) в последствии — выдающийся российский мореплаватель, исследователь. Капитан 1-го ранга.). Когда началась в 1788 г. шведская война, за недостатком офицеров был произведен выпуск из корпуса гардемаринов "за мичмана" — в числе других выпущен был и Крузенштерн и назначен на корабль "Мстислав" под команду капитана Муловского. Муловский был предназначен к кругосветной экспедиция, которую отложили вследствие того, что началась война. От Муловского впервые получил Крузенштерн мысль о кругосветном плавании, осуществить которую удалось ему только 20 лет спустя.

На корабле "Мстислав" Крузенштерн участвовал в Гогландском сражении. 1 января 1789 г. произведен в мичманы и летом участвовал в Эландском сражении, в 1790 в Ревельском и Выборгском; в последнем "Мстислав" взял в плен шведский контр-адмиральский корабль; Крузенштерн был назначен состоять при пленном контр-адмирале Лилиенфельде; за отличие в сражениях он произведен в лейтенанты. В 1791 и 1792 гг. Крузенштерн был на берегу в Кронштадте и близко сошелся с лейтенантом Яковом Берингом, — внуком известного мореплавателя; под влиянием этого знакомства еще живее стало его желание совершить дальнее плавание; в 1793 г. Крузенштерн и Беринг, в числе 12-ти лучших русских морских офицеров, были посланы в Англию учиться морскому делу; Беринг скоро умер, а Крузенштерн пошел на фрегате "Thetis" в крейсерство к берегам Северной Америки и участвовал в сражениях с французским флотом; пользуясь временем, пока фрегат исправлялся, Крузенштерн на небольшом судне отправился в Вест-Индию и посетил Барбадос, Суринам и Бермудские острова; он вообще всегда и впоследствии пользовался всяким случаем изучить во всех отношениях места, куда его бросала судьба; вернулся Крузенштерн в 1796 г. в Англию на фрегате "Клеопатра" и у берегов Ирландии едва не был взят в плен французским кораблем "Кастор". По возвращении Крузенштерн раздал матросам все причитавшиеся ему довольно значительные призовые деньги.

Три года Крузенштерн плавал по Атлантическому океану под командой капитана Кокрена и адмирала Муррея. Год жил в Индии. Его волновали вопросы, касающиеся развития российской морской торговли. Он понимал, что развитие торговли «замораживается» из-за отсутствия выгодных морских путей для русского флота. И.Ф. Крузенштерн составляет проект кругосветной экспедиции, который, однако, не находит отклика ни в Адмиралтейской коллегии, ни у аристократов. Только при императоре Александре I казначейство выдало деньги на покупку двух кораблей. И.Ф. Крузенштерн был произведен в чин капитан-лейтенанта и назначен начальником экспедиции.

В своих записках об этом путешествии (СПб. 1809 — 13) Крузенштерн рассказывает много любопытного о виденном им в плавании, особенно о быте и нравах дикарей; для своего времени великолепный атлас изобилует картами, планами и рисунками. Лисянский правил вторым кораблём экспедиции и шёл иногда отдельно от первого; в его книге о том же путешествии (СПб. 1812) есть подробное описание берегов Ситки и Кодиака.

В 1801 г. И.Ф. Крузенштерн женился на Юлиане Шарлотте фон Таубе дер Иссен (1780–1849). В семье родились четыре сына и две дочери, Шарлотта (1816–1881) и Юлия (1819–1876). Трое сыновей Ивана Федоровича Крузенштерна — Александр, Павел, Платон — были приняты в Царскосельский лицей и окончили его.

Крузенштерн был очень хорошо развит физически. Он сильно выделялся среди окружающих, отличался атлетическим телосложением, по внушительности плечевого пояса и богатырской груди превосходил сильнейших матросов возглавляемой им экспедиции. Известно, что он в этом путешествии, несмотря на недоумение коллег, возил с собой две двухпудовые гири и ежедневно занимался с ними по 30-40 минут, выполняя своё любимое упражнение.

В 1808 г. капитан 2 ранга Крузенштерн принят был в почетные члены Государственного Адмиралтейского Департамента, в 1809 г. произведен в капитаны 1 ранга и назначен командовать кораблем "Благодать"; в 1810 г. награжден Прусским орденом Красного Орла 1-й степени, а 4 апреля 1811 г. назначен инспектором Морского кадетского корпуса.

В 1811 году Крузенштерн определён инспектором классов морского кадетского корпуса.
В начале Отечественной войны 1812 Крузенштерн пожертвовал на народное ополчение треть своего состояния (1000 рублей).

В 1814 году, разработав подробную инструкцию для кругосветной экспедиции 1815—1818 гг. под начальством Коцебу, одного из младших офицеров первого кругосветного плавания , Крузенштерн посетил Англию для заказа необходимых для экспедиции инструментов. Вернувшись, он получил бессрочный отпуск и занялся созданием «Атласа Южного моря», с приложением гидрографических записок, под заглавием: «Собрание сочинений служащих разбором и изъяснением Атласа Южного моря» (СПб., 1823 и 1826; франц. перевод: «Recueil. des memoires hydrographiques…», СПб., 1824—1827; дополнение СПб., 1835—36; сочинение это увенчано полной Демидовской премией).
И.Ф. Крузенштерн свободно владел многими иностранными языками. В архивах сохранились его рукописи на английском, немецком, шведском, французском языках.

В 1827 году Крузенштерн назначен директором морского кадетского корпуса и членом адмиралтейств-совета. Шестнадцатилетняя деятельность на посту директора ознаменована введением в курсы морского корпуса новых предметов преподавания, обогащением библиотеки и музеев его многими учебными пособиями, учреждением офицерского класса и другими улучшениями.

21 января 1839 г. Крузенштерн праздновал 50-летний юбилей своей службы; при этом случае ему поднесена была сослуживцами по флоту специально выбитая медаль.


Значение открытий и участники первой российской кругосветной экспедиции внесли значительный вклад в географическую науку, стерев с карты ряд несуществующих островов и уточнив положение существующих. Они открыли Межпассатные противотечения в Атлантическом и Тихом океанах, провели измерения температуры воды на глубинах до 400 м и определения ее удельного веса, прозрачности и цвета; выяснили причину свечения моря, собрали многочисленные данные о давлении атмосферы, приливах и отливах в ряде районов Мирового океана. Путешествие Крузенштерна составило эпоху в истории русского флота и наших колоний и обогатило географию и естественные науки многими сведениями о странах, мало известных. С этого времени начинается непрерывный ряд русских кругосветных путешествий, в которых образовались многие отличнейшие офицеры и матросы, с этого времени снабжение наших колоний всем необходимым стало производиться морским путем; колониальная торговля получила значительное развитие и во многом изменилось к лучшему управление Камчаткой.

Из офицеров, бывших с Крузенштерном, многие с честью служили впоследствии в русском флоте, а кадет Отто Коцебу — был сам потом командиром корабля, ходившего в кругосветное путешествие. Именем Крузенштерна названо двенадцать географических пунктов, в их числе атолл в архипелаге Маршалловых островов в Тихом океане, мыс на острове Парамушир в Охотском море, гора в Антарктиде и т.д.

Иван Федорович Крузенштерн умер 12 августа 1846 года. Он похоронен в Домском соборе в Ревеле (Таллинн).

Могила адмирала Крузенштерна находится в Таллинне в Домском соборе
(Могила адмирала Крузенштерна находится в Таллинне в Домском соборе)

6 ноября 1873 года в Петербурге, на набережной Васильевского острова, напротив Морского кадетского корпуса был установлен памятник. Его авторы — скульптор И. Н. Шредер и архитектор И. А. Монигетти, "Первому русскому плавателю вокруг света Ивану Федоровичу Крузенштерну от почитателей его заслуг", — гласит надпись на нем.

Заслуги Крузенштерна высоко оценила мировая научная общественность. Один только факт: в 1820 г., то есть при жизни Крузенштерна, в Лондоне вышла книга, содержащая обзор главных кругосветных плаваний всех времен и народов, под названием -От Магеллана до Крузенштерна».Его заслуги были высоко оценены в ученом мире. Он был избран почетным членом Российской Академии наук, членом-корреспондентом академий Парижа, Лондона и Геттингена.Первое кругосветное плавание 1803–1806 гг. открыло новую эпоху в развитии русского мореплавания. В дальнейшем такие походы стали обычным явлением для отечественного флота.

Памятник Крузенштерну в Петербурге
(Памятник Крузенштерну в Петербурге)

Без Крузенштерна не было бы современной метеорологии и океанологии. Нынешняя метеорология во многом опирается на наблюдения за "поведением" Мирового океана. Погоду предсказывают (это термин) 4 тысячи специальных буйков. Они работают в толще океанической воды, всплывают, чтобы передать данные на спутник, и снова возвращаются к подводным исследованиям.Начало этим технологиям два века назад фактически положил Иван Крузенштерн, уроженец Эстонии, выпускник Морского корпуса в Кронштадте. В конце 18 века он служил на британских судах в Атлантике, Индийском океане и Южно-Китайском море. А к началу 19 века он составил проекты кругосветных плаваний, которые имели ясный экономический смысл: нужно было наладить прямое торговое сообщение между русскими портами Балтики и Аляски.

Именем выдающегося российского мореплавателя названы:

Барк «Крузенштерн»

«Крузенште́рн» — четырёхмачтовый барк, российское учебное парусное судно

«Крузенште́рн» — четырёхмачтовый барк, российское учебное парусное судно. Построено в 1925—1926 годах на верфи Дж. Текленборга в Гестемюнде возле Бремерхафена (Германия), при спуске названо Падуя, в 1946 перешло по репарациям в собственность СССР и переименовано в честь известного русского мореплавателя адмирала Ивана Фёдоровича Крузенштерна. Порт приписки судна — Калининград. Судно совершало неоднократные трансатлантические и кругосветные экспедиции.

Пролив Крузенштерна

Пролив Крузенштерна — пролив в Тихом океане, отделяет остров Райкоке от острова Шиашкотан. Соединяет Охотское море и Тихий океан. Наиболее крупный пролив Курильской гряды. Длина около 15 км. Минимальная ширина 74 км. Максимальная глубина 1764 м.

Риф Крузенштерна

Риф Крузенштерна(англ. Krusenstern Reef) — риф-призрак в Тихом океане к югу от атолла Мидуэй. Открыт 11 октября 1805 года Ю. Ф. Лисянским и назван им же по имени И. Ф. Крузенштерна.

Упокой, Господи, душу приснопоминаемого раба Твоего Иоанна в Своих Небесных Селениях и нас помилуй яко Благ и Человеколюбец!

Tags: История, Общество, Россия, Специальный пост
Subscribe
Buy for 80 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments