Вячеслав Новицкий (viacheslav_sn) wrote in ru_polit,
Вячеслав Новицкий
viacheslav_sn
ru_polit

Программы кандидатов: почему никто не верит, что они есть

Три года назад я много писал, что кандидатам куда-то там нужна экономическая программа. Сегодня, наконец, про программу стали говорить. Только в отрицательном смысле. У Путина нет программы! У Собчак нет программы! У Навального нет программы!

Интересно, что, на самом деле, программы у всех троих есть. И написанные на достаточно высоком уровне (у Собчак еще пишется). Не 100 рублей за тысячу знаков, как три года назад. Любая программа любого кандидата сегодня вполне профессиональна, выдержит проверку экспертов, а другие эксперты найдут, с чем в этой программе поспорить. У Путина вообще конкурс - за право быть его программой борются Кудрин, Греф, Орешкин и еще много кто.

Тем не менее, Навальный нагло заявляет: Путин идет без программы! И у общества нет разногласий с Навальным в этом вопросе. Кивают головами, кто-то с сожалением, кто-то злорадно, соглашаются. Но и Путин не лыком шит - нет, говорит, у оппозиции позитивной повестки. И общество опять согласно: нет. Явлинский свою "600 дней" 20 лет назад написал, и все равно все убеждены: Явлинскому сказать нечего. И так - какого кандидата ни возьми.

Попробую объяснить этот феномен. У всех перечисленных людей действительно есть складные тексты, которые имеют право именоваться "программой". В этих текстах масса вполне годных экономических мер: ускорение обращения денежной массы, таргетирование инфляции, наличие или отсутствие протекционизма с пояснениям, почему он нужен или, наоборот, недопустим, поддержка предпринимательства, обоснованная налоговая политика... А также, как майонез в оливье, обязательно присутствует судебная реформа, сокращение государственного воздействия на бизнес, борьба с коррупцией и развитие реформы образования. И только одна маленькая проблема умножает все эти интересные программы на ноль.

Лучше всего будет понятно на следующем примере. Представим, что агроном продумал план выращивания и сбора урожая. Отмерил количество удобрений, назначил время, когда будет поливать, пропалывать сорняки, окучивать. Расставил вокруг пасеки для перекрестного опыления. Не учел только одно: засеять семена. Можно ли после такого утверждать, что у агронома есть программа?

В программах наших кандидатов роль семян играет "выпуск" - результат производства или оказания услуг. То, что создает стоимость.  Откуда должен взяться выпуск, ни одна программа ни одного кандидата не объясняет. Считается, что выпуск заводится сам собой, и вообще он величина постоянная, как гравитация - а все эти денежные массы, судебные реформы и таргетирования инфляции влияют на то, как он растет или замедляется. Или, например, выпуск может увеличиваться за счет государственных программ типа Obamacare, когда государство раздает частному производителю деньги в ответ на обязательство изготовлять продукт для медицинских (образовательных и т.п.) целей. Или когда государство просто раздает деньги - как у Навального с минимальной зарплатой. Но откуда-то государство должно эти деньги взять! Только у другого производителя либо залезать в долги.

К сожалению, в условиях глобальной экономики, выпуск перестал быть постоянной функцией. Он стремится в разные географические точки земного шара, далекие от России. И обеспечивает собой весь "развитый" мир, занимающийся приобретением этого выпуска в кредит и перераспределением его внутри себя. Это перераспределение тоже принято называть "выпуском", поэтому путают то, что действительно создает дополнительную стоимость и то, что ее потребляет.

Таким образом, все программы находятся в положении того самого агронома, не предусмотревшего посадку семян, но предусмотревшего их обработку в процессе роста и созревания урожая. Цена им всем примерно одинаковая. И публика, в отличие от заигравшихся в монетаризм и протекционизм экономистов, очень хорошо это чувствует. Она находится в положении того мальчика, который не знал, что нельзя говорить про короля, что он голый. Народ видит много торговых центров с товарами и очень мало заводов, на которых эти товары производятся. В его непросвещенном мозгу всего одна экономическая формула "не потопаешь - не полопаешь", но ее хватает, чтобы адекватно оценить программы, не отвечающие на вопрос откуда эти заводы возьмутся.

Люди понимают, что все прекрасные программы останутся лежать на бумаге, а те, кто собирается их реализовывать, будут действовать ситуативно, в ответ на "вызовы", которые будут возникать "неожиданно", куда кривая экономической стихии вырулит.  И оценивают кандидатов с позиции их способностей на спонтанность и импровизацию. А кандидаты удивляются, почему никто не верит, что программы у них есть. Наверное, население глупое и развращенное телевизором.
Subscribe
Buy for 80 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments