Вячеслав Новицкий (viacheslav_sn) wrote in ru_polit,
Вячеслав Новицкий
viacheslav_sn
ru_polit

Ушибленные трудом

В СССР труд ценили. Называли его "благородным", "честным". Идея Маркса о том, что при коммунизме труд перерастает в свободное творчество (совсем как у современных мечтателей про роботов и массовую безработицу неуспевших устроиться блоггерами и дизайнерами), кроме научных институтов, нигде не вспоминалась.  На первом месте был человек труда, причем отбор в этого "человека" был такой строгий, что даже ИТРовцы в него не проходили.

Поэтому, когда СССР стал разваливаться, человека труда, как главный символ СССР, начали презирать. Труд стал считаться уделом глупых и ограниченных людей низкого социального происхождения. "Пацаны" следили за тем, чтобы не "офоршмачиться" с тщательностью ортодоксальных евреев, чтущих Субботу. Молодежь, особенно "золотая", всячески поддерживала мейнстрим.

Удивительно, но судьба пошла навстречу пожеланиям.
Т.н. "ресурсная рента", при СССР тратящаяся на образование, медицину, закупку продовольствия, сконцентрировалась у отдельных людей, и стало понятно, как много денег мы тратили зря (оружие и помощь соцстранам, впрочем, никуда не делись, но в данном случае это не очень важно). Остальное население постепенно выстроилось в иерархию, обслуживающую этих отдельных людей и их ресурсные интересы. "Сытые 2000-е", в которые мы "живем так хорошо, как никогда до этого Россия не жила" явились маркером окончания перехода через "романтические" или, наоборот, "проклятые" 90-е, когда иерархия только выстраивалась.

Так как распорядители ресурсной ренты делали все, что полагается делать богатым и знаменитым людям - "инвестировали", занимались политикой, меценатствовали, боролись друг с другом, дело нашлось для всех. Очень глупо выглядят те, кто использует аргументы типа "собственность сконцентрировалась в руках 1% населения, а остальных обворовали", потому что эти 99% кушают из рук 1%, подворовывают оттуда же, и им хватает. Глупее только попытки "левых" обнаружить рабочий класс - его ищут, фактически, среди обслуги, холуев, и, закономерно, не находят. Как говорил "встроенный" Артюхов из фильма "О бедном гусаре замолвите слово" - "Зачем мне свобода? Что я с ней делать буду?".

К сожалению, счастье не длится вечно. Говорят, у ресурсных монополий много долгов, что вполне логично, учитывая, сколько народу они кормят. Скоро кому-то опять придется работать. Приходит время вспомнить - а какой он, честный-благородный труд?

Здесь многие обидятся. Они скажут, что автор идиот, потому что они работают, не покладая, рук, с утра до ночи. Распорядители ренты мотаются по встречам и принимают решения. Бухгалтера и экономисты составляют не один, как в отсталом СССР, а целых три баланса (для налоговой, для директора и для учредителей). Промышленные производители сутками штампуют документы на тендеры, проводимые ресурсными монополиями.  Корреспонденты пишут статьи и посты в блогах, обслуживая заказчиков и рекламодателей. Сельхозпроизводители бьются за субсидии. Учителя пишут методички. Сколковские наставники бьются за стартапы, чтобы обосновать выделяемые для них деньги, а стартаперы бьются за то, чтобы соответствовать безумным требованиям сколковских наставников, чтобы и до них дошла хоть часть выделяемых денег. "Стартаперство" стало профессией, в которую еще фиг попадешь с улицы. Юристы не вылазят из судов, прогоняя через себя огромный поток макулатуры, создаваемый всеми предыдущими персонажами. Судьи, прокуроры, полиция...

Так вот, уважаемые коллеги, это все - никакой не труд. Это обслуживание. Как у дворецких, лакеев, поваров и горничных. Мы забыли, что такое труд настоящий.

Труд неразрывно связан с результатом, "плодами труда" по количеству и качеству. "Что потопаешь - то и полопаешь", "Каждому - по труду" и т.д. Именно нарушение данного принципа превращает труд в обслуживание, ведь при обслуживании, во первых, "платят", во-вторых, не за результат, а за процесс. Какой результат у лакея, стоящего на закорках кареты? Зато хорошо видны его промахи - например, напился и свалился посреди мостовой или запрыгнул нерасторопно.  Лакея всегда есть за что ругать, но хвалить его не за что, потому что достижения в его деле невозможны. Напротив, результат настоящего труда объективен и говорит сам за себя, при этом как кто запрыгивал или за какую ручку держался, имеет значение только с точки зрения обобщения опыта.

Труд дает возможность развиваться, совершенствоваться, что отражается на результате. Мы восхищаемся рядовой для своего времени ковкой, сделанной в 15-м веке, а сами не делаем ничего подобного, потому что цель нашего труда - удовлетворить кого-то конкретного, а не сделать мир лучше. Наш отчет не хуже и не лучше отчета коллеги из другой организации, наш отчет удовлетворяет субъективным потребностям нашего начальника. В этом смысле он лучше соседского, но для соседского начальника он - полная ерунда. Рост наших продаж, по сравнению с конкурентами, не основан на том, что наш товар лучше - мы ловчее крутимся и "впариваем", или, что намного реальнее, у нас выше административный ресурс, который мы лакейски обслуживаем. Мы известные корреспонденты центральных изданий не потому, что пишем гениальные вещи или нравимся читателям, а потому что мы востребованы у тех, кто заказывает наш копирайт. Мы успешные сельхозпроизводители, потому что мы ближе к субсидиям. Мы успешные стартаперы, потому что обслуживаем успешных "наставников", а наши "наставники" успешны потому что им удалось устроиться на обслуживание тех, кто тратит государственные деньги. При этом мы, конечно, делаем вид, что все это не так, что мы действительно что-то создаем, но шедевров нет, даже средненького качества нет - и это весьма красноречиво.

Труд делает свободным. Объективная значимость результатов труда дает возможность ни от кого не зависеть. И речь не только об индивидуальном предпринимательстве - Солженицын описывает, как в тоталитарном СССР, он, назвавшись физиком, смог "расшатать" режим в отношении себя, устроившись в "шарашку". Физики и результат их труда были нужны объективно. Сегодня даже футболисты обслуживают, а не трудятся. Футбол - это, наверное, последнее место, где объективность оценок результатов труда может не браться во внимание, но даже здесь правит блат и хитросплетение взаимных обязательств.

Таковы первые три признака честного-благородного труда, который мы потеряли. Наверняка их больше. Нельзя, конечно, сказать, что сегодня нет людей, которые так трудятся. Но их точно нет в т.н. "общественном пространстве", тем более среди того, что считается важным поддерживать как общественно значимое.

Между тем, труд - и есть самая главная духовная скрепа, сформировавшая нацию в условиях т.н. "рискованного земледелия". Верни Честный Благородный Труд в общественную повестку, сделай реальной целью и идеалом, к которому стремится государство и общество - вот тебе и "Образ России будущего", о котором так беспомощно грезят, исходя из искаженных представлений об окружающей действительности, возникших в очень странное, с точки зрения здравого смысла, время, когда мы весело приедали то, что нам досталось от предков.
Subscribe
Buy for 80 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments