mir_mag (mir_mag) wrote in ru_polit,
mir_mag
mir_mag
ru_polit

Ту-160. Между прошлым и будущим.




В последние 2-3 года новости о воссоздании производства стратегического бомбардировщика (ракетоносца) Ту-160 М 2 появляются с завидной регулярностью.
При этом уже забывается то, что это решение было непростым и вызвало достаточно серьезные споры среди специалистов, ответственных лиц, да и рядовые граждане не остались в стороне.
Время подводить промежуточные итоги по возникавшим вопросам.


Зачем вообще нужен новый ракетоносец ?
Стареют не только люди, но и самолеты. Причем самолеты могут стареть как по годам, так и по налету и количеству посадок. Все это скрупулезно подсчитывается и учитывается. И эксплуатация самолета, если один из ресурсов вышел попросту запрещена
Крайний ( в авиации не любят слова "последний") Ту-160 был выпущен четверть века назад, Ту-95 и того раньше. За это время мир не стал спокойнее и угрозы, которые ядерная триада России призвана парировать никуда не делись. Скорее к старым добавились новые - международный терроризм, расширение географии распространения ядерных и ракетных технологий, региональные конфликты.
На этом фоне снижение боеготовности стратегической авиации (а выработка ресурсов самолета сверх определенных норм трактуется именно как снижение боеготовности), есть снижение безопасности страны.
Собственно это и есть основной ответ на вопрос - "зачем?". Но, как обычно водится, ответ тянет на свет другой вопрос.

2.Почему именно модернизированный Ту-160М2, а не новый перспективный комплекс?

Это на самом деле интересный вопрос в контексте новостей о возможности создания Перспективного Авиационного Комплекса Дальней Авиации (ПАК ДА).

Для ответа на этот вопрос стоит порассуждать на тему назначения боевого самолета. Самолет в этой системе координат, не только и не сколько красивое творение рук человеческих, а средство доставки средств поражения к точке, откуда эти средства можно применять по противнику. В истории авиации долгое время это были бомбы, которые приходилось доставлять прямо к цели . Сейчас это ракеты. И тут вот есть тонкость . Здесь и сейчас у России появились новейшие и эффективнейшие крылатые ракеты Х-101 (102). Помимо них по материалам открытых источников на подходе крылатые ракеты большой дальности и гиперзвуковые ракеты.
И здесь становится критичным фактор сроков появления нового самолета. Ибо оружие есть, носителя нет. И эволюционное появление Ту-160М2 имеет преимущество перед разработкой ПАК ДА.
Новые Ту-160М2 планируются к принятию войсками уже к 2020 году.
При этом делается задел для дальнейшего развития стратегической авиации в частности и авиации в общем смысле слова.
Дело в том, что самолет является интеграционным продуктом машиностроения, требующий инженерной школы, развитой кооперации предприятий, передовых проектных и управленческих решений. Если страна имеет много-много денег - это не означает того, что она способна спроектировать, построить и эксплуатировать самолет.
По большому счету стратегические бомбардировщики умеют строить лишь две страны - США и Россия. При этом за последние 25 лет холодного мира многие компетенции были утеряны обеими странами. Проблемы США пусть остаются американскими проблемами, а Россия, восстанавливая производство Туполевых, готовит инженерную, производственную и организационную платформу уже для нового ПАК ДА.
Еще один важный факт в пользу решения возобновления производства именно Ту-160М2 это
высочайшие летные характеристики (скорость, высота) на фоне того, что многие "детские болезни" преодолены и надежность самолета подтверждена историей создания и эксплуатации. И за этими сухими формулировками стоят труд, упорство и риск, который приходилось преодолевать, создавая и улучшая самолет .
Немаловажный вопрос который возникает далее.

3.Стоимость данного самолета?

Несомненно самолет стоит недешево. Но стоит остеречься линейных оценок в стиле "лучше раздать пенсионерам и детям".
Стоит учитывать следующие факторы.

Создание и закупка самолета происходят в рамках общего военного бюджета. По большому счету речь идет не о конкуренции с пенсионерами, а о конкуренции с другими системами вооружения .
При этом с одной стороны издержки снижены за счет применения наработок прошлого, с другой стороны многое новое, особенно в области электроники, будет применено в будущем на других самолетах. По сути это есть некие инвестиции.

Важным моментом является факт того, что потраченные деньги остаются внутри России . Это положительный факт на макроэкономическом уровне. Это положительный факт для тех российских семей, которые получат заработную плату за работу на заводах и в конструкторских бюро.

Отрабатывается кооперация в рамках производителей авиакомпонентов.

К началу работы над проектом ОАК объединила все конструкторские бюро и заводы в единое информационное пространство. Была завершена работа по созданию единого "виртуального" КБ. В него были включены рабочие места конструкторов, выполняющих единую задачу, расположенные примерно на 40 различных площадках - авиастроительных КБ и заводах-предприятиях смежников

мультипликаторный эффект для производств не производящих авиатехнику..
Для того , чтобы произвести самолет нужны станки, нужны материалы.
Простой частный пример.
Для восстановления производства титановых панелей на Казанском Производственном Объединении им.Горбунова Предприятия из Ржева и Ижевска получили суммарно 1.7 млрд рублей. Эти затраты в конечном итоге, хоть и выглядит парадоксально, инструмент экономического роста. Правда с одной маленькой ремаркой.

4.А что с реализуемостью проекта ?
Просто факт.
В октябре 2017 года первый с 1998 г. Ту-160 поставлен под ток. Это важный маркер, который позволяет заглянуть в дорожную карту проекта на пути от планов к конкретной реализации.

Резюмируя, следует отметить, что время расставляет все по своим местам. Окончательные ответы мы получим в тот момент, когда обновленный "Белый лебедь" станет на крыло. Но на настоящем этапе достаточно поводов для сдержанного оптимизма


Tags: Илы в тумане
Subscribe
Buy for 80 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 72 comments