Александр Майсурян (maysuryan) wrote in ru_polit,
Александр Майсурян
maysuryan
ru_polit

Этот день в истории. Три восстания, один повод



27 июня 1905 года вспыхнуло матросское восстание на броненосце «Потёмкин». Поводом к восстанию стал обыкновенный, бытовой факт: на камбузе борщ приготовили из плохого, несвежего мяса (по которому, согласно легенде, ползали черви). Матросы отказались его есть, один из офицеров построил «отказчиков» и потребовал выйти из строя тех, кто согласен-таки есть червивый борщ.
«Кто хочет кушать борщ — выйти к 12-дюймовой башне. А кто не хочет — для тех на корабле имеются ноки!». Матросы стали неохотно выходить, и офицер, чтобы окончательно запугать наиболее упорных «зачинщиков бунта», приказал принести брезент (его расстилали под ногами при производстве расстрела, чтобы кровь расстрелянных не проливалась на палубу). Вот это-то и сыграло роль порохового заряда, из толпы матросов прозвучал призыв: «Братцы, что они делают с нашими товарищами? Забирай винтовки и патроны! Бей их, хамов! Довольно быть рабами!».
В общем, началось восстание. Кому интересны подробности, я об этом уже писал в соо (ссылка в конце поста).
Но любопытно сравнить другое: три таких разных восстания, в совсем разные эпохи, в 1905, 1912, 1962-м... "Потёмкин", Ленские прииски, Новочеркасск... (во втором случае, строго говоря, и восстания-то никакого не было, было только возмущение рабочих, за которым последовал расстрел). А повод к ним был, по сути, один и тот же! И состоял он в том, что с людьми обошлись неуважительно, заставив или предложив им употреблять в пищу то, что они считали для себя невозможным: червивое мясо, конские члены (согласно легенде, так было на Лене), пирожки с ливером вместо мяса... Кстати, царь Николай записал в дневник свои впечатления по поводу восстания на "Потёмкине": "Получил ошеломляющее известие из Одессы о том, что команда пришедшего туда броненосца “Князь Потемкин-Таврический” взбунтовалась, перебила офицеров и овладела судном, угрожая беспорядками в городе! Просто не верится!".
"Просто не верится!". По этой наивной реплике мы ясно видим, что царь-батюшка просто не знал свой народ, не понимал, что унижать его безо всякой меры... элементарно опасно для того, кто этим занимается.
Между прочим, Солженицын в своей повести "Один день Ивана Денисовича" попытался переиграть этот момент... в пользу самодержавия и царского офицерства.
Его герои, зэки, рассуждают о советском фильме "Броненосец «Потёмкин»":
"— Офицеры все до одного мерзавцы...
— Исторически так и было!
— А кто ж их в бой водил?.. И потом, черви по мясу прямо как дождевые ползают. Неужели уж такие были?
— Но более мелких средствами кино не покажешь!
— Думаю, это б мясо к нам в лагерь сейчас привезли вместо нашей рыбки говенной, да не моя, не скребя, в котёл бы ухнули, так мы бы..."
На этом беседа обрывается, но всё, собственно, уже сказано. Устами своих героев автор выразил две дорогие ему мысли: во-первых, не могли "все до одного" царские офицеры быть мерзавцами ("кто ж их в бой водил?"), а во-вторых, матросы определённо "зажирели" (как, кстати, и выразился в начале восстания судовой врач, поплатившийся позднее за эти слова): не хотели червивое мясо есть! Вот их бы в лагерь к Ивану Денисовичу — они бы живо свою привередливость забыли! Вмиг бы червивое мясо жрать научились, да ещё и похваливали бы!
В общем, г-н Солженицын уже тогда, в открытой советской печати, пару раз пнул революционных матросов. И аккуратно провёл мысль, которая стала в наше время избитой мантрой всех булкохрустов и плакальщиков "России, Которую Мы Потеряли": при царе-батюшке жилось лучше и богаче, чем при проклятых коммуняках!
А ещё говорят про лютость и немилосердие советской цензуры... А ведь такие мелкие и не-мелкие шпильки, если внимательно вчитаться в повесть, рассыпаны по всему её тексту! Вот, например, из другого места той же повести: "В лагерях Шухов не раз вспоминал, как в деревне раньше ели: картошку — целыми сковородами, кашу — чугунками, а ещё раньше, по-без-колхозов, мясо — ломтями здоровыми. Да молоко дули — пусть брюхо лопнет. А не надо было так, понял Шухов в лагерях." Ну, то есть опять та же мысль: "по-без-колхозов" крестьянину жилось не в пример богаче и вольготнее, чем при них. Вот только — всем ли? Кулакам — без вопросов. Но неужто и батраки, беднота деревенская "ели мясо ломтями здоровыми"?.. Увидена сельская жизнь глазами, мягко говоря, не бедняка. И в каком странном затемнении сознания Никита Сергеевич Хрущёв (при всех исторических вопросах к нему — всё же таки Первый секретарь ЦК компартии) мог назвать эту вполне антисоветскую по духу и настроению повесть "партийным произведением"?..
(Кстати, Солженицын и сам себе противоречит, когда описывает съестные привычки зэков в том же лагере, где отбывал наказание Иван Денисович Шухов: "в любой рыбе ел он всё: хоть жабры, хоть хвост, и глаза ел, когда они на месте попадались, а когда вываривались и плавали в миске отдельно — большие рыбьи глаза, — не ел. Над ним за то смеялись." Глаза, если отдельно плавали в миске, не ел, а вот на мясо с червями накинулся бы?.. Не сходится что-то, не гладко получается.)


Кадры из фильма "Броненосец "Потёмкин"". "Черви по мясу прямо как дождевые ползают. Неужели уж такие были?".

А кроме того, ведь, строго говоря, в том же 1962 году, когда вышла в свет повесть Солженицына, история опровергла его домыслы. Потому что восстание в Новочеркасске вспыхнуло по поводу, гораздо более ничтожному, чем червивое мясо: директор Новочеркасского электровозостроительного завода Б. Н. Курочкин сказал рабочим, пожаловавшимся ему на повышение цен на мясо и снижение зарплат, вошедшую в историю фразу: "Если не хватает денег на мясо и колбасу — кушайте пирожки с ливером!".


Это тот самый любитель ливера Борис Николаевич Курочкин

Собственно говоря, тот, кто наслушался каннибальских перлов Чубайсов и Гайдаров 90-х годов, даже не всегда поймёт, почему эта фраза Бориса Николаевича Курочкина (и отчего его имя-отчество кажутся такими до боли знакомыми?) так возмутила советских рабочих 1962 года ("тупую рабскую биомассу быдлосовков", согласно антисоветскому мифу). Тут ведь даже некое сочувствие заметно — ведь не траву же он им предлагает жевать, а вполне съедобные пирожки, чем плохо? Но вот у пролетариев СССР в 1962 году эта фраза почему-то задела чувство классовой гордости, и разъярила их до крайности. И произошёл бунт под лозунгом "Хрущёва — на мясо!", созвучным, между прочим, одному из лозунгов 1993 года "Ельцина — на рельсы!". И флаги у рабочих 1962-го были такие же красные, как в 1993-м, и портреты Ленина в руках — такие же... И кричали они "Дорогу рабочему классу!" — что-то похожее могли кричать и в 1993-м...

Но попробую сделать из всех пёстрых фактов, изложенных выше, некие краткие выводы.

1. Люди из "простого народа", в основополагающих своих чувствах и привычках, оставались очень похожими на протяжении более чем полувека. И, сколько бы разные мерзавцы и дураки не писали про их "быдловатость", "рабство", "холопство" и т.д., они обладали весьма высоким самоуважением и чувством достоинства. И когда власть имущие переступали некую невидимую, но роковую черту, вмешивались в то, что люди считали сугубо "своим", не подлежащим никакому посягательству со стороны начальства, неизменно вспыхивало возмущение. Что в 1905-м, что в 1912-м, что в 1962-м...

2. Это чувство самоуважения в простом народе с 1905-1912 годов до 1962-го года не снизилось (как, опять-таки, гласит антисоветский миф), а возросло: если в начале века для вспышки возмущения потребовался шок (конские члены в пище или попытка заставить матросов есть борщ с червями), то в 1962-м хватило и просто неделикатной фразы директора завода.

3. Сочувствие антисоветчиков типа Солженицына в этих конфликтах всегда было, пусть и задним числом, на стороне царского начальства и против простых людей, они старались оправдать первое и принизить вторых...
В этом смысле крокодиловы слёзы антикоммунистов по Новочеркасску-1962 ни малейшего доверия не вызывают. Хотя бы потому, что в 1993 году они бурно аплодировали расстрелу точно таких же восставших простых людей со стороны точно таких же Борисов Николаевичей Курочкиных...

P. S. Вот, кстати, в развитие темы Новочеркасска-1962, одна из листовок восставших там. Автором её был 24-летний электромонтажник НЭВЗ А. Ф. Жаров:

«О липовых ленинцах.
Сталина вы критиковали, сторонников частично в гроб загнали, остальных от руководства отстранили, но цены на все продукты и товары в апреле каждый раз снижать они не забывали. Хрущёв из года в год в магазинах цены поднимает, заработок рабочим при этом он снижает, невольно возникает вопрос у нас, кто — враг народа был или есть. Какие же вы лгуны и лицемеры и власти жаждущие псы, народа угнетатели. К чему стремитесь вы? Сталин и сторонники его последовательно к коммунизму шли и всех вели, при этом не смотрели на проделки капитала и не указывали пальцем так, как вы, лгуны».

Что-то думается, что, с точки зрения антисоветчиков и антикоммунистов, за такую мерзкую ватническую листовку даже несколько раз расстрелять мало...

Подробнее о восстании на "Потёмкине":
http://ru-polit.livejournal.com/9610149.html
Tags: История, Россия, СССР
Subscribe
Buy for 80 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments