Вячеслав Новицкий (viacheslav_sn) wrote in ru_polit,
Вячеслав Новицкий
viacheslav_sn
ru_polit

Конкуренция убивает экономику?

Мы привыкли считать конкуренцию безусловно положительным явлением. Невидимая рука рынка, рыночное равновесие... В Министерстве экономического развития есть целый департамент, развивающий конкуренцию, Антимонопольная служба следит, чтобы конкуренция сохранялась. Однако, к сожалению или к счастью, со временем содержание явлений этого мира меняется и то, что развивало, становится тормозом развития.  И это особенно актуально для России, проигрывающей в хлам конкуренцию с Китаем и другими странами с дешевой рабочей силой.

Конкуренция создает рыночное равновесие. Это такой баланс спроса и предложения, при котором ресурсы распределены оптимальным образом. Точка на графике отношения цены и количества товара в месте пересечения кривой спроса и предложения. Действительно оптимальный вариант - с одной стороны, полностью удовлетворяющий потребность в товаре, с другой стороны, отвлекающий на его производство наименьшее количество ограниченного ресурса.Так и работает "невидимая рука".

Тем не менее, в этой конструкцииесть одна маленькая проблема: при неограниченном количестве производителей, они в точке рыночного равновесия "доконкурируются" до того, что останутся совсем без прибыли.Прибыль - это тоже "лишний" ресурс, затрачиваемый сверх оптимального. Экономисты очень гордятся в своих учебниках, что совершенная конкуренция не предполагает прибыли, расходы и доходы равны.

Между тем, предпринимателям прибыли хочется. И чем больше - тем лучше. Поэтому они рыночное равновесие страшно не любят и всеми силами стараются его нарушить. Для этого они делают очень изящный ход: исключают свой товар из конкуренции, сообщая ему новые свойства и, тем самым, получают новый товар, который производится только одними ими. Например, чайник и электрический чайник - товары принципиально разные. Тот производитель, который решил выпускать электрический чайник, получил неограниченный (с некоторыми несущественными в данном случае оговорками) рынок для своего товара. И пока конкуренты разбираются и налаживают технологию, чтобы рыночное равновесие восстановить (на самом деле чтобы тоже успеть заработать, а это возможно только до восстановления рыночного равновесия), он получает свою прибыль.

Это тоже конкуренция, она хорошо известна экономистам и получила название "монополистической". Как правило, монополистическая конкуренция и есть основной, самый распространенный ее тип. Зимняя резина с пупырышками или с зазубринками. Зубная паста очищающая или борющаяся с кариесом. Прокладки с крылышками или без крылышек. По сути, каждый производитель создает свой уникальный товар и воюет за рынок для него. Впрочем, некоторые товары все равно похожи, так что конкуренция сохраняется. Монополистическую конкуренцию также считают положительным явлением, потому что именно благодаря ей существует такая штука, как прогресс.

Однако придание новых потребительских свойств товару влечет за собой дополнительные затраты, чаще всего он становится дороже. В то же время товар с новыми свойствами не сильно отличается от обычного товара, прибыль по которому уже "растворена" существующей конкуренцией по нему. Для того, чтобы потребитель перешел от обычной зимней резины к зимней резине с пупырышками, цена не должна сильно отличаться - и тогда прибыль получается только если продавать значительное количество товара. "Настройки" утончаются, прибыль опять минимизируется, а если достаточное количество не продать - вместо прибыли возникают убытки.

Впрочем, процесс может быть и обратным. Предприниматель находит возможность для улучшения потребительских свойств, связанную не с удорожанием себестоимости, а, неаоборот, с ее удешевлением. Именно такие истории любят рассказывать сторонники конкуренции. Что ж, ничего страшного - в долгосрочном периоде это удешевление повторяют конкуренты, так что равновесие опять восстанавливается. В данном случае этим явлением можно пренебречь, поскольку "упрощение" имеет свои пределы, даже если "упрощается" качество, вместо натуральных продуктов начинают использовать отходы с искусственным усилителем вкуса и т.п.

Так предприниматель оказывается между двух огней, он постоянно вынужден жертвовать прибылью. Его заработок носит случайный характер, поскольку существует только в краткосрочном периоде и обязан своим существованием риску и конъюнктуре. Если прибавить сюда государство, с ужасом наблюдающее как предприниматели разоряются один за другим, не выдержав конкурентной гонки, и пытающееся недостаток прибыли (а иногда и просто дохода) своему предпринимателю возместить, мы получаем современную экономику: нулевой рост и зависимость предпринимателя от государства, возмещающего ему недостаток средств под разговоры о том, что нельзя убивать курицу, несущую золотые яйца.

Каким может быть решение данной проблемы? Оно очевидно, если описывать экономическую модель с поставленными здесь акцентами: нужно развивать не конкурентную среду, а... монополию. Монополия получает прибыль, собирая сливки от собственной исключительности.  Монополии бывают двух типов, один из которых нам неважен, поскольку есть продукт случайно сложившихся звезд на небе, зато второй - естественная монополия. В чем суть "естественности"? В том, что, в силу капиталоемкости производства, одновременно два производителя существовать на рынке не могут: т.н. "входные барьеры" не дают.

Конечно, если развивать естественные монополии в рамках замкнутой государственной экономической системы, получится не очень хорошо. Они "высосут" из экономики все ресурсы, и будет, например, сплошная электроэнергия вместо широкого выбора разнообразных товаров. Однако никаких замкнутых экономических систем в пределах одного государства больше нет. Рынок стал полностью глобальным - собственно, поэтому утомленный конкуренцией предприниматель убежал в Китай на рабочей силе экономить. И вот если выходить на этот глобальный рынок целым государством, концентрирующим ресурс на создании естественных монополий (это в идеале, но можно и такие, которые до "естественных" не дотягивают, тут принцип - чем меньше конкуренция, тем лучше)  - кое-чего в плане роста благосостояния граждан этого государства, добиться возможно.

Примерно как с "нефтяной иглой", только таких игл будет больше, чем одна.

P.S. Интересно, насколько справедливо считать оптимальным распределением ресурсов ситуацию, когда ради цены жертвуют качеством и ту же колбасу вместо мяса делают из сои и отходов?
Subscribe
promo ru_polit апрель 1, 00:00
Buy for 80 tokens
Что делать, если вы не успели совершить все необходимые для самоизоляции покупки, а в 100 метрах от подъезда не оказалось торгового центра? aliexs рекомендует скоротать время и порадовать себя приятными мелочами на глобальной виртуальной торговой площадке. Нажимая на любую из картинок…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments