85371 (85371) wrote in ru_polit,
85371
85371
ru_polit

Category:

Откуда есть пошла земля Русская или конец норманнского вопроса

Не множьте сущности сверх необходимости.
Оккам.

Однажды каждый задается вопросом о своих корнях – происхождении своих предков, своего государства и своего народа. Что касается русской истории, древнейшим и наиболее полным источником информации по этому вопросу является древнейшая русская летопись – «Повесть временных лет», предположительно, написанная монахом Киево-Печерской лавры Нестором в начале XII века.
И все было бы хорошо – прочитал «Повесть» и все узнал, но в ней содержится одно положение, которое «наводит тень на весь плетень» – о происхождении предков первой правящей русской династии, а, как следствие, и государственности, и названии всего русского народа от неких непонятных, призванных «из-за моря», «варягов-руси».
Наиболее близкая к букве летописи попытка отождествить их с некими норманнами создает массу вопросов логического характера. Что привело к возникновению трехсотлетнего спора по так называемому «норманнскому вопросу».
Итак, нестыковки и сомнительные положения нашего древнейшего рукописного памятника:
- сомнителен сам сюжет, ибо никто не зовет чужого дядю собой править в богатую свою землю, да еще чужака. Почти все легенды о призвании правителей, повествуют о неких родственниках, обычно, предыдущего правящего рода, женитьбе на таких родственниках или, хотя бы, соплеменниках, имеющих еще и каплю некой божественной крови – библейских персонажей, Цезаря ли, императора Византийского, на худой конец Борисфена (реки Днепра), напр.;
- впоследствии нет проявлений скандинавского происхождения князей – не привносятся язык или выражения, боги, саги, обряды и т.п., даже имен скандинавских привнесено всего-ничего: Олег, Игорь, Ольга, Инга, может быть еще пара, да и те не в исходной транскрипции – переиначены на свой лад;
- после Святослава имена, вообще, почти поголовно, славянские;
- нестыковки дат жизни и рождения детей первых «рюриковичей»;
- Олега, вообще, в генеалогию подтянули за уши, за дела славные, вероятно. Могли бы, например, вписать младшим братом Рюрика и все было бы складно, но, видимо, это уж очень явно противоречило бы истине, известной на тот момент, хотя и Олег, и Ольга уже тогда были некими легендарными персонажами;
- внешний вид Святослава по византийским хроникам – очень непохож на какого-то волосатого бородача-скандинава, которым их боги, дарители боевой славы, предписывали не стричься и не бриться. Стоит сравнить изображения внешнего вида Рерика Ютландского и князя Святослава, предположительно его внука, для понимания пропасти между ними, отдельно стоит упомянуть, что Святослав как раз славился соблюдением воинских традиций предков;
- и, главный вопрос - в подаче материала Нестором не видно оснований, чтобы наименование неких малочисленных скандинавских варягов-руси распространилось на весь, чужой им, народ.
И копья могли бы продолжить так ломаться еще 300 лет, до открытия какого-нибудь нового неизвестного письменного памятника, что маловероятно, или до новых прорывов в археологии или генетике. Однако, попробуем применить новое слово в нашей студенческо-научной среде – тест на плагиат.
Итак. В первом пункте нестыковок, я писал, что ПОЧТИ нет историй о призвании чужого дяди себе на шею и это не спроста – одна, таки, есть:
"Благородные саксы, несчастные бритты, изнуренные постоянными вторжениями врагов и поэтому очень стесненные, прослышав о славных победах, которые одержаны вами, послали нас к вам с просьбой не оставить [бриттов] без помощи.  Обширную, бескрайную свою страну, изобилующую разными благами, [бритты] готовы вручить вашей власти. До этого мы благополучно жили под покровительством и защитой римлян, после римлян мы не знаем никого, кто был бы лучше вас, поэтому мы ищем убежища под крылом вашей доблести. Если вы, носители этой доблести и столь победоносного оружия, сочтете нас более достойными по сравнению с [нашими] врагами, то [знайте], какую бы повинность вы ни возложили на нас, мы будем охотно ее нести". Отцы ответили на это кратко: "Знайте, что саксы - верные друзья бриттов и всегда будут [с ними], в равной мере и в их беде, и в их удачах".
Текст хроники «Деяния саксов» автора Видукинда Корвейского (ок. 925—980).
Думаю, таким образом, что нынче Нестор не прошел бы полноценный тест на плагиат – и по сюжету, и по «земля наша изобильна и богата». Хотя у первоисточника повествование даже логичнее, ибо ведется от лица призванных, а не призвавших и они там не растворились.
Первая мысль, возникающая после подозрения на плагиат – а откуда, собственно, русский летописец Нестор мог в те времена знать какой-то сакский сюжет – интернета же не было, а это другой конец Европы, как-никак. И тут, при уточнении, выясняется, что писал Нестор свою «Повесть временных лет» не позже 1117 года, по последним данным. А были это времена Великого князя Владимира Мономаха (1053-1125 гг). А первой женой Владимира Мономаха была, кто бы вы думали, Гита Уэссекская, дочка последнего правившего англосаксонского короля Гарольда II Английского. Которая, скорее всего, и донесла идею «призвания» первопредка до Мономаха.
Причем до Нестора идея, видимо, дошла в некоем «готовом виде», в некой англо/саксо/германской транскрипции, что объясняет прямо невероятное совпадение звучания имен «братьев» Рюрика – Трувор и Синеус, с понятиями «верное войско» и «свой дом/род», соответственно, на тех же языках. И отсутствием таких имен у кого бы то ни было. То есть он просто не знал перевода этих слов и подумал, что это имена.
На самом деле многие историки знают о похожести сюжета с призванием правителей из «Повести временных лет» на «Деяния саксов», но, странное дело, не делают соответствующих выводов. Наверное, следуя принципу «бритвы Оккама» - зачем допускать «художественность» сюжета Нестора, если можно, не делая этого допущения, поверить в ее правдивость. Я тоже сторонник этого принципа, но давайте его использовать в полной мере. Если одно допущение – о вымысле сюжета, устраняет кучу других нестыковок и допущений в тексте (см. выше), которые необходимы для реалистичности, то имеет смысл выбрать как раз этот вариант, как наиболее простой в целом.
Есть еще один аспект, который обязательно нужно рассматривать, для любой оценки «Повести временных лет» - цель ее написания. Итак. Во-первых, такая хроника безусловно не рядовое событие – иначе их было бы гораздо больше. Во-вторых, любое серьезное летописание правящей династии должно ею согласовываться, иначе легко и головы лишиться. Да и, в-третьих, финансироваться кем-то должно – бумага тогда была на вес золота. По этому поводу, сразу вспоминаются слова кого-то из моих учительниц: «запомните дети, генеалогии правителей пишутся не для просвещения потомков, а в целях узаконивания власти текущей династии, с помощью удревнения и возвышения рода». Золотые слова, все-таки хорошо нас в свое время учили.
Также, в одном ряду таких инициатив, стоят установление родства «рюриковичей» со всеми дворами Европы, при Ярославе Мудром, в том числе, женитьба отца Владимира Мономаха на греческой княжне из рода Мономахов. И «Законодательное творчество» - «Русская правда» Ярослава Мудрого от 1016 года, «Поучение Владимира Мономаха», написанное примерно в одно время с «Повестью временных лет».
Следует помнить, что первым полноценным Великим князем древней Руси был безотцовщина Святослав, а вторым – его незаконнорожденный сын Владимир. Какая главная потребность в жизни была у их наследников? Любой в первую очередь подумает – легитимизация власти, т.е. необходимость обосновать законность происхождения именно их власти и уникальные отличия от потенциальных конкурентов. А конкурентов было много, ибо в свое время у каждого племени и родового союза на Руси были свои князья – самые известные примеры князья Мал Древлянский и Рогволд Полоцкий, а, вообще, княжеских родов ведь были десятки. Частично, ведь, и система удельного княжения, приведшая к чрезвычайной раздробленности Руси, была обусловлена необходимостью проецировать власть династии на местах.
И нужная цель достигается «Повестью» великолепно: Нестор выводит знатных и совершенно особенных предков правящей династии, шутка ли – давших имя всему народу, и к тому же - «призванных» этим самым народом, красота. Именно поэтому родом эти князья – некие неопределенные «варяги», судя по-всему, это просто собирательный термин. Не свеи, норманны или даны, точно указываемые в «Повести».
Ну и тогда вполне понятен выбор «предка» в виде Рюрика, видимо подразумевался конунг Рёрик Ютландский (ок. 810 – ок. 873 гг.) – личность весьма колоритная, яркая и достойная – целая «язва христова». Безусловно голубых кровей. Кстати, тоже обретался часть времени в земле саксов, исчез в неизвестном направлении и не оставил прямых потомков – что было крайне важно для хрониста и Мономаха.
Я думаю, что Нестор, прямо-таки, обязан был получить некий тогдашний аналог «Звезды героя Руси».
Таким образом, вероятность того, что написание этой хроники – политический заказ несоразмеримо выше ее аполитичности, значит и читать ее надо соответствующим образом – между строк, как раньше советскую, да и всю западную прессу. Сейчас мы, на своем опыте, видим практически полное отсутствие подачи непредвзятой информации, всегда существует ее ангажированный окрас. И это еще – как минимум, так, например, можно сказать про нынешнюю российскую прессу. Западная нынешняя пошла еще дальше – она, вообще создает желаемую информационную реальность и пытается всех туда погрузить. Еще раз – большое спасибо советской школе.
Итак, исходя из всего вышесказанного, норманнская версия происхождения древнейшей русской правящей династии и названия всего народа отпадает. И судя по первому, гарантированно настоящему, Великому князю Святославу, по его имени, своему и потомков, и описанию современников про оселедец и вислые усы, был он сам и его предки, чистокровные славяне.
Таким образом, вопрос происхождения термина «русь», становится совершенно независим от «варяга» Рюрика. И избавившись от необходимости их взаимоувязки, мы смело можем опять воспользоваться принципом Оккама – и рассмотреть самый простой вариант…
А самый простой вариант подсказывает, что русь – слово явно одного ряда со словами чудь, весь, емь, водь… Это наименования своих соседей ильменскими словенами. Так как все эти наименования, кроме руси, имеют привязку к конкретным местным этносам, а также с учетом того, что «ильменские словене» не могло быть самоназванием, так как это просто такой вариант транскрипции «славян», то наиболее естественным является вывод, что «русь» - это самоназвание «словен ильменских». Такой вариант прекрасно обосновывает распространение со временем названия «русь» на все окрестные славянские племена – ибо это просто слова синонимы.
Но не будем торопиться и рассмотрим все факты, применительно к нашему предположению.
Во-первых, в эту версию прекрасно вписываются доныне существующие топонимы – города Чудово и Старая Русса (до 1552 года назывался Ру́са), находятся они как раз в центре предполагаемых мест первоначального расселения Чуди и Словен. Причем стоит город Старая Русса на берегу реки Порусья. А надо сказать, что жители берегов реки Рось, что недалеко от Киева, по древнерусским правилам преобразования слов, назывались бы – порошане, так и в обратном порядке – река Порусья текла по земле руси.
Во-вторых, вроде бы, ей сильно противоречит факт того, что в древних византийских и арабских хрониках существует явное различие между славянами и русью, а также различие в их именах и названиях, например, днепровских порогов. Но тут надо знать, что собой представляет Новгородская земля – это не просто «зона рискованного земледелия», это вообще одно большое малонаселенное болото, с отдельными сухими островками. Причем, населенное преимущественно неславянским населением – финно-уграми, балтами, а также проходящими и осевшими викингами.
Так каким же образом Новгород мог стать вторым по значимости городом Древней Руси? Особенным в нем было то, что это были Северные Ворота страны, с которых начинался сначала Великий Волжский Путь в Персию, а затем путь «Из варяг в греки». В том числе и для беспокойных соседей-викингов. Но то, что город стал русскими северными воротами, а не варяжскими восточными означало успешное перенятие наиболее выгодного рода деятельности – дальних торговых и военных походов, особенно молодыми и не пристроенными горячими головами. Походные дружины, где человека оценивают, только по его качествам, должны были быть весьма интернациональными, как и вообще местное население края – осевшие викинги, русь, выходцы из местных финно-угорских и балтских племен. И не мудрено, что такие интернациональные бригады из Северной столицы имели специфический набор имен и использовали, названия порогов, принятыми первопроходцами-варягами, при том, что иностранные авторы могли их называть по имени наиболее распространенного этноса – русами. Отсюда корнями, кстати, могут быть русский интернационализм и широкая практика языковых заимствований.
С этим согласовывается, в-третьих, такой интересный факт, как возникновение Тьмутараканьского княжества после похода Святослава на Хазар. Как могло появиться весьма устойчивое русское княжество в такой «тьмутаракани», после одного похода довольно малочисленного русского войска? Однако, в византийских хрониках упоминается в этом месте, за сто, примерно, лет до похода Святослава, уже основание некоего «русского каганата», в котором наличествует значительное число скандинавских имен. Что весьма похоже на успешное обоснование на торговых путях в теплых землях одной из таких северных интернациональных дружин. Чем это отличается от освоения ватагами казаков Сибири? Да ничем.
В-четвертых, если задаться вопросом – почему один из чуди – это чудин, а из руси – русский, то выяснится, что этот этноним возник не раньше XVIII века, одновременно с вариантами – россиянин и великоросс, а до этого времени употреблялись, как раз, этнонимы русин или, реже, русич.

Итак. Возвращаясь к принципу Оккама – если теория проста и не оставляет белых пятен, то, скорее всего, она верна. Значит на сегодня, это лучшая теория. Впрочем, будем ждать еще более простой и непротиворечивый вариант.




Tags: История, Россия, Скрепы
Subscribe
promo ru_polit april 1, 00:00
Buy for 80 tokens
Что делать, если вы не успели совершить все необходимые для самоизоляции покупки, а в 100 метрах от подъезда не оказалось торгового центра? aliexs рекомендует скоротать время и порадовать себя приятными мелочами на глобальной виртуальной торговой площадке. Нажимая на любую из картинок…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 100 comments