makarov73 (makarov73) wrote in ru_polit,
makarov73
makarov73
ru_polit

Categories:

Родина неваляшек или кто выпил весь "Вятский квас"

img-2843.jpg

Помните как два года назад на пресс-конференции Путина родился мем "Вятский квас"? После легендарного диалога российского президента и кировского журналиста это уже не мем, а вполне себе бренд. Причем, изначально на квас "Вятский" семья Курагиных, владеющая заводом по производству алкогольных и безалкогольных напитков в Кирове, больших надежд не возлагала. Предприниматели знали, что квас не был особо востребован потребителем. Зарубежная газировка привлекала покупателей больше. За производство кваса Курагины взялись, отдавая дань традиции: завод начал делать квас ещё во время Первой мировой войны. Однако обстоятельства сложились неожиданным образом. Теперь о "Вятском квасе" знает вся страна, а фирменные бутылки украшает этикетка с Тимати. Ну как "украшает", просто там есть Тимати, а это что-то да значит.

Стоит ли говорить, что "Вятскому квасу" повезло? Вопрос риторический. Разумеется, не каждому российскому региональному производству удается выбраться на федеральный канал и пропиариться с участием президента. Не только лишь всем это удается, я бы сказал. Тем не менее, отечественный малый и средний бизнес, даже базирующийся в так называемых моногородах, сейчас имеет шанс добиться пусть и не оглушительного, но вполне уверенного коммерческого успеха.



Моногорода я специально выделил, поскольку там обстановка с бизнесом по умолчанию "шваховая". Города-заводы, как еще называют зависимые от одного предприятия населенные пункты, создавались с рассчетом на то, что одна фабрика будет обеспечивать население и работой, и досугом, и социальной базой, и транспортной инфраструктурой. Такая модель вполне могла существовать при плановой экономике, но в условиях капитализма, она оказалась нежизнеспособной. В 90-х многие градообразующие предприятия оказались нерентабильными и обанкротились. Люди стали покидать моногорода в поисках лучшей жизни. Монозависимые населенные пункты стремительно пустели. Многие оказались на грани жизни и смерти.

Несколько лет назад власти обратили пристальное внимание на моногорода. Напомню, что подобный статус носит примерно каждый третий город России, так что оставаться безучастным к судьбе этих населенных пунктов было уже нельзя. Это грозило бы новым социальным взрывом. За дело решил взяться вице-премьер Игорь Шувалов. Почему именно он, я не знаю. В принципе, такая задача могла быть поставлена и некоторым другим членам правительства. Видимо, только Шувалов не побоялся сложности и ответственности. И, стоит отметить, за то время, которое он курирует программу развития моногородов, было сделано не мало в плане "демоногородизации" последних.

Изначально была выбрана правильная стратегия. Стратегия диверсификации экономики. Вкладывать средства в нерентабельные градообразующие предприятия - это лечение симптомов, а не болезни. Рано или поздно деньги, предусмотренные на данный проект, закончатся, дотации прекратятся, а зависимость населения от единственного предприятия никуда не пропадет. К тому же современные, хорошо оснащенные технически, производства дают не так уж много рабочих мест в силу автоматизации. Не выход. Если же привлечь в моногорода малый и средний бизнес, то диверсификация не заставит себя долго ждать. К МСП (малому и среднему предпринимательству), что б вы понимали, относятся не только ларьки с калачами, но и даже небольшие заводы, участвующие в сложных технологических цепочках федерального масштаба. Малый бизнес может быть каким угодно и соответственно обеспечить рабочими местми как высококвалифицированные кадры, так и начинающих специалистов.

Да, малый бизнес может быть каким угодно, а самое главное, имеет шанс стать успешным. Примеров тому не мало. Возьмем городок Котовск в Тамбовской области. Этот моногород стал победителем в национальной премии "Бизнес-успех" в номинации "Лучшая муниципальная практика поддержки предпринимательства и улучшения инвестиционного климата". Как это получилось? Три составляющие успеха Котовска - хлеб, пиво и неваляшки.

Предприниматели наладили в моногороде производство перечисленной продукции, и успешно продают ее по всей стране. Так, фабрика неваляшек сейчас изготавливает до 500 тыс. игрушек в год, и в планах у руководства увеличить объемы выпускаемой продукции до 1 млн кукол ежегодно. ОАО "Котовскхлеб" всерьез готовится покорять Москву. А пивоваренный завод "Добровар" намерен выходить на объемы не менее 150 тонн пива ежемесячно и сбывать продукцию через федеральные торговые сети, бары и профильные магазины.

Все предприниматели отмечают отлаженность совместной работы власти и бизнеса. Не даром Шувалов сперва организовал в "Сколково" образовательную программу для региональных управленческих команд. Мэру Котовска Алексею Плахотникову учеба определенно пошла впрок.

Да, возможно, о котовском пиве не раскажут по Первому каналу во время пресс-конференции Путина, а Тимати не станет лицом новой линейки неваляшек, но моногорд Котовск от этого не перестанет существовать. Предпринимательская активность, благоприятный деловой климат, адекватное региональное управление и федеральная поддержка сделали моногород уж если не "территорией опережающего развития", то по крайней мере местом, где можно жить и работать.

Оригинал взят у makarov73 в Родина неваляшек или кто выпил весь "Вятский квас"

Subscribe
Buy for 80 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments