antisemit_ru (antisemit_ru) wrote in ru_polit,
antisemit_ru
antisemit_ru
ru_polit

Я в этом вижу политический подтекст...

Музей Белорусского Автомобильного Завода (БелАЗ) расположен в здании заводоуправления и от посетителей «с улицы» ограждён заводской проходной. Но в День Машиностроителя двери открыты всем желающим.


Наиболее заметной частью экспозиции являются модели производимой в разное время техники. В детстве экскурсия с классом вызывала дикий восторг. А за прошедшее время моделей стало гораздо больше.

Для начала оборудование, производимое на заводе до того, как он стал автомобильным. Предприятие в Жодино проектировалось (с 1946 г.) и строилось (1948-1950 г.г.), как завод торфяного машиностроения. А с 1951 по 1958 г. функционировало, как завод дорожных и мелиоративных машин «Дормаш». Именно к этому периоду относятся каток Д-126А, кусторез Д-147А и снегоочиститель Д-180В (трактора, на которых смонтировано оборудование, продукцией завода не являются).



Вот причина, из-за которой завод перепрофилировали второй раз – самосвал МАЗ-525 грузоподъёмностью 25 тонн. В 1958 году в Жодино из Минска было перенесено производство этой машины. Завод при этом переименовали в Белорусский автомобильный. Да и машина со временем стала именоваться БелАЗ-525. В 1960 году на БелАЗ передали так же производство схожих МАЗ-530 грузоподъёмностью 40 тонн, но их выпуск ограничился тремя десятками машин.



МАЗ-530 не прижился на конвейере по причине начала производства машин собственной разработки – БелАЗ-540 (грузоподъёмностью 27 тонн, опытный образец - 1961 год) и БелАЗ-548A (40 тонн, 1962 год). Модель последней видна на фотографии. На их основе был разработан одноосный сёдельный тягач БелАЗ-531, грузоподъёмностью 60 тонн. Модель на фотографии представлена без прицепа. Если 531-е давно исчезли с конвейера, то БелАЗ-540 и -548A эволюционировали в самосвалы серий БелАЗ-7540 и БелАЗ-7547.



Универсальный реверсивный тягач БелАЗ-550 (1962 г.). Для того, чтобы представить, что представлял собой этот полноприводный трактор достаточно взглянуть на мощность двигателя – 360 л.с. Разработанный годом ранее К-700 («Кировец») на тот момент имел двигатель в 220 л.с. В серии не строился.



Если БелАЗ-548А был классическим самосвалом, то его родной брат БелАЗ-548В – автопоездом. Такая схема позволила увеличить грузоподъёмность до 65 тонн. Аналогичная машина с токосъёмниками – дизель-торллейвоз БелАЗ-524Э792. Три таких машины были созданы в 1964-1968 г.г. К идее работы карьерной техники от контактной сети завод периодически возвращается. В 1986 году были изготовлены два дизель-троллейвоза БелАЗ-75195 (грузоподъёмность 110 тонн.). Ведутся такие работы и сейчас.



Тут в кадр попало сразу два периода в истории завода и музея. Два ближайшие модели это восьмидесятые годы. БелАЗ-7509 (75 т.) и БелАЗ-7521 (170 т.) Понятно, что масштаб моделей различен – 7509 должен быть заметно меньше. Другим качеством исполнения и окраской отличаются модели современные. Тут масштаб одинаков: БелАЗ-7555B (55 т. Первый опытный самосвал серии - 1994 г.), БелАЗ-75580 (90 т. перспективная машина, пока существующая только в единственном экземпляре), БелАЗ-75131 (130 т. 1996 г.), БелАЗ-75306 (220 т.)



Техника на шасси карьерных самосвалов. Поливооросительные машины БелАЗ-76470 и БелАЗ-7613. 32 и 112 тонн воды соответственно. Тягач-буксировщик БелАЗ-74131 (в просторечии «робот»). Последние две машины на шасси самосвалов серии 7513. Справа за табличкой спрятался трёхосный самосвал с шарнирно-сочленнённой рамой БелАЗ-75281(36 т.). Другой мелкосерийной машиной с шарнирно-сочленённой рамой является подземный самосвал серии 7580, но его производство полностью передано на Могилёвский филиал (бывший МоАЗ)



Шарнирно-сочленнённые машины в производственной гамме БелАЗа представлены в основном фронтальными погрузчиками (серия БелАЗ-7822) и бульдозерами (БелАЗ-7823). Масштаб этих моделей мельче соседних. Справа модель тягача-буксировщика БелАЗ-7447.



А так представлялась дизайнерам внешность самосвалов грузоподъёмностью 560 и 420 тонн.



Но пока единственным карьерным самосвалом с шарнирно сочленённой рамой, произведённым заводом является построенный в 1991 году БелАЗ-75501 (280 т.). БелАЗ-75600 грузоподъёмностью 320-360 тонн создавался уже с классической компоновкой. Его модель, так же, как и модель БелАЗ-75306 (220 т.) в настоящее время располагаются не в музее, а во Дворце Культуры, где доступны для всеобщего осмотра ежедневно.

Естественно, музей – это не только модели. Здесь представлены, документы, фотографии, награды, как предприятия, так его руководителей, а так же спортивных команд и сандружины.







А так же многочисленные подарки от предприятий-партнёров. Тут можно увидеть модели амкодоровских погрузчиков или деревянную модель подземного самосвала МоАЗ



Бобруйского бобра от «Белшины»



а то и модель китайского истребителя J-10





Это празднично-положительный пост о музее. О том, чего мне в музее не хватает - в другой раз.
Оригинал взят у francis_maks в Музей Белорусского Автомобильного Завода
Tags: Белоруссия
Subscribe
Buy for 80 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments