Александр Майсурян (maysuryan) wrote in ru_polit,
Александр Майсурян
maysuryan
ru_polit

99 лет назад. Декрет о "западно-европейском календаре"



26 января 1918 года Совнарком принял "Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря". Время сдвинулось вперёд: после 31 января сразу наступило 14 февраля. Россия, таким образом, догнала по календарю Европу, от которой отставала в ХХ веке на 13 суток. За эти 13 дней никто в Советской России не умер, не родился и даже не был расстрелян в подвалах Чека... :) потому что этих дней попросту не было. И ещё: обратим внимание на терминологию декрета: "западно-европейский календарь...", его первые строчки: "В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени...". Это лишнее доказательство того, что большевики мыслили себя европейцами и западниками, вели свою идейную родословную от кружка западников Герцена, а отнюдь не от славянофилов Аксакова и Киреевского, как народники. А ведь революционные народники (левые эсеры, потом максималисты и ПРК-исты) были их попутчиками и союзниками большевиков вплоть до начала 20-х годов. Тут поневоле задумаешься о двух дорогах, которые выводят на общий путь революции...
В сочинениях Ленина можно найти немало проклятий в адрес "азиатского варварства" и "проклятой язвы азиатчины, отравляющей Русь". Николай Валентинов, большевик, потом меньшевик, позднее писал об этих настроениях: "Нас привлекало в марксизме и другое: его европеизм. Он шёл из Европы, от него веяло, пахло не домашней плесенью, самобытностью, а чем-то новым, свежим, заманчивым. Марксизм был вестником, несущим обещание, что мы не останемся полуазиатской страной, а из Востока превратимся в Запад, с его культурой, его учреждениями и атрибутами, представляющими свободный политический строй. Запад нас манил."
Однако либералов и правых социалистов, тоже считавших себя европейцами в России, Ленин язвительно высмеивал: "Голый дикарь, который оденет себе на голову цилиндр и вообразит себя поэтому европейцем, будет довольно смешон". (Кажется, это метко сказано про нынешних "цэ-европейцев"). "Европеизм" был в строительстве могучей промышленности, науки, образования и т.д., а не во внешнем карго-культе. Однако декрет от 26 января совершенно в этот европеизм укладывался.


Так необычно выглядел календарь первых месяцев 1918 года

А в роли оппозиции декрету большевиков выступила, между прочим, церковь. Она не пожелала подчиняться этому декрету и переходить на новый стиль. В столь упорном неповиновении власти усматривали явный вызов и старались его сломить, особенно в первой половине 20-х годов. Часть духовенства в 20-е годы всё-таки перешла на новый стиль. Шутки 1923 года (из журнала "Дрезина"):
"Успевают.
— А Успение вы, батюшка, как праздновали, по старому или по новому?
— А и так, и сяк, милая.
— Как же это вы успеваете?!
— А на то, милая, оно и Успение... Хе-хе-хе."

"— Трудно договориться насчёт рождества! Бабушка желает праздновать по старому стилю. Маменька по новому, а папаша — по Петротекстилю: говорит, — когда жалованье выдадут, тогда и праздник!"...
В конце концов, однако, советское государство махнуло рукой на то, что церковь пренебрегает декретом от 26 января 1918-го и живёт по старому, юлианскому стилю. Острая борьба с церковью не утихала вплоть до 40-х годов, но шла уже по другим вопросам.
Tags: История, Коммунизм, Религия, Россия
Subscribe
Buy for 80 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments