tipaeto (tipaeto) wrote in ru_polit,
tipaeto
tipaeto
ru_polit

«Крещение»: праздник, обросший суеверными традициями

    Начну с того, что когда-то давно, первые Христиане отмечали три праздника: Рождество Христово, Святое Богоявление и Крещение Господне – в один день. В наши же дни, 19 Января каждого года, Русская Православная Церковь отмечает теперь два события в один день. А именно: Крещение Господне – о котором слышал практически каждый российский житель, и Святое Богоявление – менее известное российскому обывателю событие из жизни Иисуса Христа. Этот праздник в России, как и Пасха с накрашиванием куриных яиц, пришёлся по душе и младу, и стару, и верующему, и атеисту, и оккультному эзотерику, и агностику…

    Стоит отметить одну интересную, на мой взгляд, особенность. Дело в том, что в литургическом календаре Римско-Католической Церкви эти две даты (Крещение и Богоявление) значатся в разные дни: 6 января каждого года католики празднуют Святое Богоявление. Крещение же Господне имеет подвижный характер, и отмечается в последующее воскресенье, после Богоявления.
Причём, отметим, что Богоявление – является Торжеством, а Крещение – Праздником1. Да и смысл Богоявления в Русской Православной Церкви по сравнению с Римско-Католической, совсем иной: на 13-й день после Рождества (25 Декабря), католики празднуют не Крещение, которое в принципе с рождественскими событиями не связано (Иоанн крестил Христа приблизительно в 30 лет), а Торжество Богоявления (греч. Эпифания, Теофания) – день, когда три короля-волхва пришли поклониться Младенцу Иисусу и принесли ему дары: золото, ладан и смирну. В этот день в католических храмах освящают ладан и мел, которым по традиции благочестивые католики на дверях своих домов пишут три латинские буквы через крестики и номер текущего года: С+М+В+2011. Буквы означают "Christus Mansionem Benedicat!" ("Христос благословляет этот дом!"), хотя часто в народе их трактуют, как имена трёх королей – Каспар, Мельхиор и Балтасар… Но, вернёмся всё-таки, к рассмотрению российского празднования "православного" Крещения.

    Первый интересный факт, касающийся этого праздника, я заметил, когда провокационно-невзначай на работе задал своим светским коллегам вопрос, когда они заговорили о том, что сегодня Крещение: «А какое Крещение мы отмечаем: Руси или Иисуса Христа?». Сначала, люди были в растерянности от неожиданного вопроса и не сразу пришли к единому мнению; но потом один бывалый сотрудник, в возрасте около шестидесяти лет, ответил уверенно, что всё-таки Крещение Христа. Как видно, многие просто даже не разбираются, что пытаются отмечать, и с чем друг друга поздравляют.

     Как ещё мной было замечено: в русском Православии (не знаю как в других православных автокефалиях), особое внимание уделяется именно Крещению Господа в реке Иордан. Даже, если провести простой социологический опрос и спросить, как называется церковный праздник, отмечаемый 19 января – то многие ответят, что "Крещение", и лишь немногие скажут про Богоявление. А уж, сказать, что такое Богоявление смогут, наверное, вообще единицы. Также, видим, как в этот день православные упорно крестят водоёмы и водопроводы, чтобы святая вода проникла в каждый дом, в каждый душ. Отсюда делаю вывод, что Крещение и Богоявление для православных - это не "синонимы" и не одно и то же, а что именно Крещение Господне более важно, чем Богоявление.
Игра славянских слов.

    Второе, о чём хотелось бы сказать, это то, что многие люди уверены в том, что слово «крещение» образовано от слова «крест»: от того самого деревянного креста, на котором был распят Иисус. Другие недоумевают: «Как мог Иоанн Предтеча крестить, если тогда ещё не было известно, что Иисус будет распят именно на кресте?». Также, среди народа встречается мнение, что слова: «Христос», «крещение» и «крест» – вообще однокоренные! Вся эта путаница происходит оттого, что недостаточно дословно был сделан перевод Нового Завета на русский язык.

    Иоанна Крестителя можно также ещё назвать «Иоанн Баптист» (в английском языке так и есть – «John the Baptist»). В отрывке из Евангелия читаем: «…Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Здесь, в греческом тексте Евангелия, слово крестить/креститься звучит, как «баптизо» и дословно означает «погружать (в воду)», «омывать». Отсюда, кстати, и происходит название одной из протестантских христианских деноминаций – «Баптисты», которые в свое время восстановили библейскую форму крещения взрослых людей через полное погружение в воду в противовес крещению младенцев через кропление или поливание водой.

    Итак, как видим, «крещение», которое совершал Иоанн Креститель в водах реки Иордан, не имеет никакого отношения ни к слову «крест», на котором распяли Иисуса, ни к слову «Христос». Деревянный крест Спасителя в греческом языке обозначается словом «ставрос»; а греческое слово «Христос» («Χριστός») есть перевод ивритского «משׁיח» («Маши́ах») и арамейского «משיחא» («Меши́ха») и означает «помазанник» (мессия).

     Итак, кратко поясню, что крещение (то есть – погружение в воду, омовение) в иудейской древней традиции очищало телесные нечистоты, но не грехи совести. Так, кто совершал прелюбодеяние, или кто решался на воровство, или кто сделал какое-нибудь другое преступление, того оно не освобождало от вины. Но кто касался костей умершего, кто вкушал пищу, запрещенную законом, кто приходил от заражённого, кто общался с прокаженными, тот омывался водой и до вечера был нечист, а потом очищался.

     Крещение же от Иоанна значило несколько больше: это было духовное покаяние человека и признание своих грехов. Вода, и вообще большие водоёмы, в те дни символизировали смерть. Погружение в воду («водное крещение») означало, что человек умирает для греха (погружаясь в воду) и вновь рождается чистым (выныривая из воды), раскаявшимся и свободным, с намерением жить уже новой жизнью. Фонетическое созвучие, на первый взгляд «однокоренных» слов, проявляется в основном только в славянских языках. Дело в том, что, принимая таинство Крещения, человек становится христианином: то есть, как бы, возлагает на себя крест духовного обновления и готовится понести его через всю свою жизнь, что часто бывает не так-то и легко. Не удивительно также, что в русском языке созвучны слова «крест» и «Христос». Недаром основное население Руси – землепашцы, издавна называются «крестьянами», т.е. несущими свой тяжкий крест. Игра слов, плюс не совсем дословный перевод: и люди в наши дни начинают путаться в понятиях.
    3. Водная феерия
    Освящение воды на Крещение – ну, это вообще отдельный, длинный разговор. Самым распространённым заблуждением относительно освящения вод, является вера народных масс в «святую воду» везде и вся: и из любого водоёма, и из любого источника, и из растопленного в этот день снега, и даже, как бы это ни было парадоксально – «из-под крана»! Легенды о непортящейся и не зацветающей десятилетиями воде, набранной на Крещение из-под водопроводного крана, особенно вдохновляют некоторых православных «христиан»: это же и ходить в церковь не надо – святая вода с доставкой на дом! Также есть некий тип «прихожан», что приходят в церковь раз в год – «за водичкой»! Однако всё это далеко от действительности и противоречит не только христианским традициям, но и здравому смыслу.

     Основные народные заблуждения относительно свойств святой воды:
в Крещение в любом водопроводе течёт святая вода;
любая освящённая вода приобретает: целебные благодатные свойства и «правильную» структуру, вследствие чего от неё нельзя заболеть или отравиться;
в водоёмах и «в кране» вода начинает быть святой 18 января в 23:59:59, и перестаёт быть святой 19 января ровно в 23:59:59;
святая вода, набранная на Крещение, всегда хранится годами и не портится;
если в ёмкость с обычной водой добавить воду святую, то в ёмкости получится тоже святая вода, таким образом, святую воду можно разбавлять;
при освящении воды необходимо, чтобы хотя бы капелька воды с кропила священника, попала в новый сосуд с водой;
чтобы набрать святой воды не надо идти в церковь – можно набрать её в Крещение дома «из крана»;
набранную святую воду можно пить только по утрам натощак по две-три столовых ложки.

    Рассмотрим основные заблуждения детально. Вода освящается не во всяком источнике и водоёме, а только в том, в котором её освящают – так комментируют вопрос по поводу святой воды «из-под крана» некоторые священники. В то же время среди православного духовенства находятся и те, которые заявляют, что в Крещенское время абсолютно вся вода во всех состояниях (твёрдая, жидкая, газообразная) становится освящённой. Тут, как это можно пронаблюдать в обсуждениях на дискуссионных теле- и Интернет-площадках, нет абсолютного мнения как среди мирян, так и среди духовенства. Получается непонятный парадокс: с одной стороны – сторонники теории о «святом водопроводе» призывают относиться к освящённой воде с уважением и благоговением, принимая её только с утра и натощак, что тоже является народным поверьем; а с другой стороны – не задумываются над тем, что «святая вода» из водопровода подаётся также и в сливные бочки их унитазов, и прочие, не совсем уместные для святыни, места!

     Даже, если допустить, что водопроводная вода является освящённой, то можно задуматься: разве «комфорта» ждет от нас Спаситель? Для того ли был установлен Им и святыми апостолами праздник Крещения и Богоявления? Он установлен, прежде всего, для того, чтобы мы могли действительно приобщиться к благодати, открывшейся в этот день две тысячи лет назад на Иордане... Дар освящения, который подается нам и через святую воду нельзя получить, сидя в этот день дома, на диване, перед телевизором. Самый верный вариант – это покаяться, исповедаться и причаститься в Церкви в канун праздника Крещения.

     Доводилось мне часто встречаться с мнением, будто любая освящённая вода становится полезной и благодатной, и не может, вследствие этого, нанести человеку вреда. Однако, это совсем противоречит как здравому смыслу, так и церковной традиции. Люди зачастую набирают в Крещение воду из сомнительных источников, пьют её и от этого отравляются. Многие просто не задумываются о том, что если набрать воды из лужи или из болота, и даже если освятить её – то она не станет от этого ни чистой, ни полезной. Какой бы яд не освятил священник, он от этого не перестанет быть ядом. Поэтому, надо хорошо задумываться, откуда набирать воду, и полезна ли она будет для организма после приёма вовнутрь. Кстати, что интересно, этот миф (о полной безопасности для здоровья «освящённого» предмета) иногда распространяется, в том числе, и некоторыми не очень компетентными православными священниками. Я лично был свидетелем того, как после крестин моей племянницы в Храме Кирилла и Мефодия в Самаре, батюшка рассказывал родственникам всякие экстремальные православные истории о том, как нательный крестик спасал на войне солдат от смерти, так как пуля не могла пробить его; и как священник освящал яд и нейтрализовывал его ядовитые свойства, и многие другие истории…


    Красивое, но не имеющее место существовать в реальной жизни, поверье о, якобы, «правильно структурированной» Крещенской воде, было сформировано в умах наших соотечественников псевдонаучным фильмом «Великая тайна воды» телеканала «Россия». В фильме приводились отрывки интервью малоизвестных «учёных», которые на протяжении всего фильма рассказывали зрителю, что у воды есть «память» и что вода реагирует на наши мысли и слова, образовывая правильные и неправильные структуры кристаллов. Весь фильм, на сто процентов уверенный в своей правоте, голос диктора внушал зрителю откровенные сказки о некоторых свойствах воды. Умудрились даже умело нарезать отрывки из какого-то интервью Патриарха Кирилла, да так, что по смыслу получилось, что и Патриарх, якобы, поддерживает идею о «памяти» воды. Именно благодаря подобным лживым фильмам о воде, а также народной поговорке, что «капля океан освящает», и проникшей в сознание россиян концепции гомеопатии2, "материальности мысли" и прочих идей, навязываемых оккультным движением New Age3, у многих появилась уверенность в том, что новую святую воду можно приготовить и самим – достаточно лишь добавить в неосвящённую воду капельку святой. Всё это – народная самодеятельность, к сожалению, частенько поддерживаемая и со стороны необразованного православного духовенства!

    Однажды, как-то даже в католическом храме, где намного спокойнее относятся к различного рода «чудесам», мне удалось наблюдать следующую картину. Одна бабушка, которая принесла на праздник Крещения бутылочку воды, забыла открутить крышку бутылки! Священник освятил, выставленные на скамье, бутыли и прочие ёмкости прихожан, в том числе и закрытую бутылку той бабушки. После Мессы, взволнованная старушка подбежала к священнику и сказала, что её бутылка была закрыта, и попросила его заново освятить воду! Священник, конечно, был в шоке, но, собравшись с мыслями, сказал, что вода и так уже освящена. Неужели, благодать Господа не проникнет сквозь пластмассовую крышку и пластиковые стенки бутыли…? Над этим случаем стоит задуматься многим!



    4. Верующий? Русский?! Православный?!! А ну, быстро в прорубь!

    Православные коллеги по работе каждый год в январе меня спрашивают, купаюсь ли я в проруби на «католическое Крещение»? Когда я даю отрицательный ответ – они недоумевают или начинают подкалывать: мол, «Как же так?» «Ты что – не Христианин?» «Не верующий?» и т.д. В их сознании, как и почти всего российского народа, присутствует стереотип, что истинный русский православный верующий должен обязательно идти и купаться на Крещение в проруби, набираться здоровья и очищаться, таким образом, от грехов. На самом деле, всё это – такие же поверья, не имеющие никакого отношения к истинному вероучению Церкви, и являющиеся некими народными традициями, пришедшими в Россию относительно недавно, и относящиеся, скорее всего, к русскому народному православному экстриму.

     В заблуждения об обязательной необходимости купаться на Крещение в проруби также входят следующие мнения, что:
без народного купания в проруби праздник Крещения не состоится;
при купании в проруби на Крещение смываются все грехи ныряющего;
при купании на Крещение дома в ванной (под душем), смываются грехи купающегося, так как вода в водопроводе тоже святая;
в Крещение нельзя простудиться и заболеть даже при большом морозе, так как вода в водоёме освящённая, а Бог в этот день особенно сильно хранит ныряющих в прорубь;
купаясь в проруби в России в мороз можно заболеть, а вот другое дело – если искупаться в реке Иордан, где крестился Сам Иисус.

    Массовое купание в проруби на Крещение, как и массовая покраска яиц на Пасху – основная «фишка» празднования россиянами праздника 19 января. Бытует мнение, что купание в проруби в виде креста, называемой «иорданью», на Крещение – обязательное действие любого православного христианина, особенно глубоко верующего. На самом же деле всё очень далеко от истины. Купание в проруби в праздник Крещения пошло от обычая Иерусалимской Церкви, где до сих пор иерусалимский Патриарх и верующие выезжают из Иерусалима в верховье реки Иордан, и совершают освящение воды, берут ее для питья, омываются. Оттуда, из Палестины, относительно недавно обычай перешел во все Православные Церкви. На Востоке купание безопасно для верующих, поскольку там не бывает таких морозов, как у нас. У нас же купаться в проруби на Крещение – значит требовать от Бога чуда и пренебрегать своей жизнью и здоровьем, что граничит с грехом, и Святая Церковь никогда не поощряла этого обычая. Во всяком случае, он не является обязательным и желательным с церковной точки зрения. «В Древней Руси на Крещение купались те, кто занимался на святках гаданием, ряжением, суеверно приписывая такому купанию, способность очищения от этих грехов. Во что превращаются крещенские купания в наше время, стыдно и говорить: толпа пьяной молодежи, мат, курево, спиртное... Верующему человеку там делать нечего» – отвечает в интервью газете "Православная вера" клирик Духосошественского собора города Саратова, преподаватель литургики Саратовской православной духовной семинарии протодиакон Михаил Беликов. И он абсолютно прав. Не считая моржей, весь год подготавливающихся к зимним купаниям в проруби, на праздник Крещения в иорданью погружаются в основном люди «навеселе» и просто, мало имеющие отношение к истинному Православию, да и вообще христианской вере.

     Многие наши соотечественники разделяют это мнение и говорят, что ни за что не погрузились бы в холодную воду вырубленной во льду иорданьи в России, а вот в настоящей реке Иордан, на том самом месте, где Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа, с удовольствием бы искупались… Но, об этом в следующем параграфе.



    5. На Святой Земле, в реке Иордан, я бы с удовольствием!

    Многие противники российского зимнего православного экстрима заявляют, что они с удовольствием искупались бы в водах реки Иордан, на том самом месте, где когда-то Иоанн Креститель крестил Самого Спасителя. Однако, видимо, они до сих пор представляют себе то место неким райским уголком с широкою рекою с прозрачною водою, где можно безмятежно плескаться и пить святую воду прямо из реки. На самом деле, с каждым годом, на том самом месте дела обстоят совсем не так.

    В это трудно поверить, но узкая и мелкая протока с заросшими камышом берегами и мутной и грязной водой – это и есть то самое место на священной реке Иордан, где около двух тысячелетий назад крещение приняли первые христиане. Медики сейчас бьют тревогу, ведь смертельную опасность для здоровья представляет не только глоток воды из Иордана, но даже и простое погружение в реку.

     На израильской стороне Иордана, каждый год при строительстве подходов к воде для туристов-паломников, арабы-строители сбрасывают весь строительный мусор прямо в реку. Еще полвека назад священная река была точно такой же, как и во времена Иисуса, — полноводная, широкая, с чистейшей питьевой водой. Но всего за несколько лет Иордан стремительно изменился.
        

    «Два притока реки были полностью осушены, всю воду забирали евреи, палестинцы и иорданцы, занимающиеся крестьянскими работами, чтобы поливать урожай на полях. А потом вода с пестицидами и удобрениями стекала обратно в Иордан. Сейчас здесь настоящая таблица Менделеева, в пробах воды присутствуют все элементы! Верующие люди полагают, что омовение в священной реке очистит их. Но ведь здесь больше 20 кишечных инфекций! Человек, рискнувший искупаться в Иордане, наверняка заработает сыпь» – комментирует сложившуюся ситуацию Мира Эдельштейн, член международной организации «Друзья Земли на Ближнем Востоке». Но для верующих окунуться с головой в воды Иордана, перекрестившись троекратно – мечта и благодать. Их не остановить и не напугать ничем. Прибыль, которую приносят паломники, составляет значительную часть государственных доходов. Экологические организации призывают свои правительства немедленно заняться спасением Иордана, они с цифрами в руках доказывают, что это самое прибыльное вложение.

    Да, от полноводного, стремительного Иордана, описанного в Священном Писании, сегодня мало что осталось. Основной проблемой стала нехватка чистой воды. «То, что сегодня является Иорданом – во многих местах практически неочищенная канализация» – говорит Гидон Бромберг, другой эксперт из экологической организации «Друзья Земли на Ближнем Востоке». По оценкам экспертов организации, на сегодняшний день русло Иордана составляет лишь 2% от его первоначального объема. Причину специалисты видят не только в «водозатратном» сельском хозяйстве Израиля, но и в обеспечении нужд 250 тыс. иорданцев, 60 тыс. палестинцев, а также 30 тыс. израильтян, использующих воды библейской реки в качестве канализации.

     Озабоченность экологов вызывает и тот факт, что в результате проблем Иордана падает уровень Мертвого моря.



    6. Но, паломники же привозят замечательные фото с места крещения Христа!!?

    Так куда же всё везут и везут туристов-паломников туристические агентства? Место, хорошо известное российским туристам, называется Ярденит. Расположено оно рядом с озером Кинерет, что в верховьях Иордана. Как правило, не моргнув и глазом, гиды рассказывают паломникам, что крещение Иисуса проходило именно тут. Возможно, этот обман продиктован заботой о здоровье россиян, ведь куда безопаснее плавать в чистейшей воде среди толстых, лениво переваливающихся через ограждение сомов. Но, только дело всё в том, что Ярденит – не является географически тем самым местом, где крестил Иоанн Предтеча, хотя, действительно, заводь Ярденит отличается сравнительно чистой водой. «Мы отдавали воду ученым для анализа – она чистая» – аргументирует представитель официальных властей.

    Всего же в паре километров от популярного места, где совершается священный для туристов-христиан обряд, сталкиваешься с печальной реальностью: относительная чистота вод вверх по течению объясняется наличием дамбы Алумот, за которой вода больше напоминает фекальную жижу.

     Иордан стал еще одной жертвой ближневосточного конфликта. Экологи из организации «Друзья Земли на Ближнем Востоке» разрабатывают в этой связи совместно с учеными из Йельского университета идею «острова мира» между Иорданом и рекой Ярмук, что способно сблизить, по крайней мере, израильтян и иорданцев.

     Несколько лет назад власти Израиля, Палестины и Иордании попытались договориться о совместном проекте спасения реки. Но очередное обострение палестино-израильского конфликта свело на нет все усилия. Купание в священной реке там, где действительно крестился Иисус, по-прежнему дело богоугодное, но смертельно опасное, как впрочем, и купание зимой в российской проруби!
    7. Заключение.

    Проанализировав всю ситуацию, складывающуюся в России вокруг празднования Крещения и Святого Богоявления, можно сказать следующее. Самое главное в день праздника Крещения Господня – это быть на Литургии в храме. Что же касается традиции народных купаний, то нужно помнить, что эта традиция не имеет общеобязательного значения, ей не обязан следовать каждый и, конечно, ошибочно думать, что праздник не состоится без такого купания.

    В любом церковном празднике необходимо различать его христианский смысл и сложившиеся вокруг него народные традиции и поверья. В празднике Крещения Господня главное – это Богоявление, это Крещение Христа Иоанном Предтечей, появление гласа Бога-Отца с небес «Сей есть Сын мой возлюбленный» и Духа Святого, сходящего на Христа в виде голубя.

     Главное для настоящего христианина в этот день – это присутствие на церковной службе, покаяние в своих грехах, исповедь и Причащение Святых Христовых Тайн. А сложившиеся традиции купания в холодных прорубях и набирания воды на весь год из водопровода – не имеют прямого отношения к самому Празднику Крещения Господня, не являются обязательными и, что особенно важно, не очищают человека от грехов, о чем, к сожалению, много говорится в СМИ. К подобным традициям не нужно относиться как к неким магическим обрядам.
Subscribe
Buy for 80 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments