Александр Майсурян (maysuryan) wrote in ru_polit,
Александр Майсурян
maysuryan
ru_polit

Categories:

100 лет назад. Февраль 1917-го. Либералы против духовенства



Небольшой, но не лишённый интереса эпизод Февраля 1917-го (в связи с приближающимся столетием этого события). Рисунок Б. Антоновского: священник, радостно ухмыляясь и держа в руке крест, строчит из пулемёта. Подпись: "В дни революции много пулемётов стояло на колокольнях, откуда и обстреливался восставший народ". "Один из "батюшек":
— Мы привыкли смирять народ "этим" или "этим"!"
Подразумевается: крестом или пулемётом. Возможно, читатель пожмёт плечами — а что тут такого особенно любопытного и необычного? Наверное, какой-нибудь оголтелый большевицкий листок вроде "Правды" такое напечатал? Подошло бы для "Безбожника" 20-х годов... Но в том-то дело, что нет, это карикатура вовсе не из "Правды" или "Безбожника", а из ЛИБЕРАЛЬНОГО журнала "Новый Сатирикон", номер 14 за 1917 год.
Вот как, оказывается, либералы смотрели на "батюшек", на духовенство в феврале 1917 года! Но, может быть, этот рисунок — случайность? Вовсе нет. Другая карикатура из того же "Нового Сатирикона" (номер 13 за тот же 1917 год). Рисунок Ре-ми, священник стоит перед крестом с распятым на нём Иисусом. Подпись: "Продешевили. Смиренный владыка: — О, Иисусе Сладчайший! Боже мой, Боже мой! И такого человека продать всего за 30 серебреников! Вдвое можно было взять!".


На другой странице того же номера — рисунок А. Радакова, два священника возле креста. "Их культурное усовершенствование. Смиренные: — Эх! Не умели во времена Христа пользоваться этим орудием! Ведь из одного креста две хороших виселицы можно сделать!".



Как видим, это всё совсем не случайность — это тенденция. И она выражает яростное, накалённо отрицательное отношение либералов весны 1917 года к церкви и церковникам. До Февраля оно так ярко и откровенно не проявлялось — мешала царская цензура. Потом — тоже не проявлялось, потому что уже в апреле-мае 1917-го на первый план вышли другие "враги" — большевики, анархисты, другие революционеры, и именно их стал в первую очередь обличать либеральный "Новый Сатирикон". Ну, а после Октября 1917-го и вовсе наметился поворот к союзу либералов с церковью. Характерно, что когда в январе 1918-го патриарх Тихон объявил анафему большевикам, то часть либеральной прессы выражала по этому поводу сомнения и опасения. Кадетская газета "Современное слово" писала: "Анафема. Какое ржавое, пыльное слово. Под слоем вековой пыли ещё горит оно страшным огнем... В этом слове — дым погребальных свечей, огонь костров, треск костей, переломленных испанским сапогом и пыточным колесом. В этом слове — средневековье... И вот оно, это ржавое слово, загудело вчера вновь в Петрограде. Церковь вынула вновь заржавленный меч из своих ножен". Другая либеральная газета "Русские ведомости", более правого толка, приветствовала это послание патриарха и с надеждой предсказывала: "Революционный козёл обломает рога свои о церковь". Кадет Николай Устрялов (будущий колчаковец, а затем идейный вождь сменовеховцев) тоже без колебаний приветствовал анафему большевикам в одной из либеральных газет...
С этого момента либералы оказались в союзе с церковниками. И этот союз продолжался ни много, ни мало, как весь советский период — его подхватили и продолжили диссиденты 60-х годов. Лишь в 90-е годы, с началом эпохи Реставрации, он дал трещину. Сейчас либералы мало-помалу возвращаются к прежней ожесточённой войне с церковниками, которую они вели до весны 1917 года. Но мы уже видели, как от войны они легко переходят к дружбе и союзу с былыми врагами. Ведь у правых, у буржуазии и её слуг, буржуазной интеллигенции, как известно, не было и нет вечных врагов и вечных друзей, есть только вечные интересы...
Tags: История, Религия, Россия
Subscribe
Buy for 80 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments