Александр Майсурян (maysuryan) wrote in ru_polit,
Александр Майсурян
maysuryan
ru_polit

125 лет "отцу современной фэнтези"


Джон Рональд Руэл Толкиен (Толкин) (1892—1973)

3 января исполнилось 125 лет со дня рождения Джона Рональда Руэла Толкиена (Толкина) (1892—1973), автора знаменитой трилогии "Властелин колец".
В СССР Толкиена не особенно жаловали. Отдельные произведения вроде сказки "Хоббит" — печатали, но главное его детище, "Властелин колец", вплоть до перестройки так и не было полностью опубликовано (первая часть "Хранители", вышла в 1982 году). И это неудивительно: ведь по накалу консервативных и, даже прямо скажем, реакционных идей "Властелин колец" не сильно уступает "Архипелагу Гулаг" Солженицына. С той разницей, что чем дальше, тем яснее становится, что "Архипелаг" — это просто бездарный графоманский бред, а "Властелин колец" — весьма яркое и талантливое произведение. Но на историю человечества оно оказало далеко не самое благотворное действие, и в этом смысле их вполне можно поставить рядом...
Не знаю, стоит ли ломиться в открытую дверь и объяснять, что "Властелин колец" от начала до конца пропитан неприятием самой идеи прогресса. Дело даже не только в том, что автор изо всех сил романтизирует и возвышает идею монархии и "люди Запада" сражаются в романе "за Короля". Сам настрой романа категорически враждебен современной цивилизации, обществу машин и элементарному техническому прогрессу. Негодяям, монстрам и людоедам, которые считают, что "мир меняется", и на смену дереву должно прийти железо, в романе противостоят благородные рыцарственные герои разных племён и народов, но которые все непременно твёрдо убеждены, что мир меняться ни в коем случае не должен. "Хоббиты — скромный, но очень малый народ… они не понимают и не любят машины, более сложные, чем кузнечные меха, водяная мельница или ручной ткацкий станок".
Это отвращение к машинной цивилизации разделял, кстати, в своей жизни и сам автор, который предпочитал ездить на велосипеде, презирая автомобили, а итог второй мировой войны ему виделся так: "миллионы погибли, а победило одно: Машины".
И вот это общее антипрогрессистское настроение и творчества Толкиена, и фэнтези вообще, упало на благодатную почву, когда мир в последней четверти XX века развернулся в сторону реакции. Частями этого процесса было и крушение социализма в Европе, и распад СССР, и "толкиеновский бум", и недавнее рождение Халифата (да-да, известно кого рождает сон разума), и осуждения за богохульство в "цивилизованных странах". Даже бывшие научные фантасты типа Рэя Брэдбери или Роберта Шекли в этот период, подстраиваясь к общему настроению публики, переходили к жанру, близкому к фэнтези. Так что одним из признаков того, что мир, наконец, выныривает из той глубочайшей чёрной ямы, в которую он прочно погрузился четверть века назад, будет, между прочим, падение популярности жанра фэнтези и вообще "толкиенутых". Рискну предположить, что это уже происходит, и, значит, не всё так плохо...
Tags: История
Subscribe
Buy for 80 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 49 comments