antimarchenk (antimarchenk) wrote in ru_polit,
antimarchenk
antimarchenk
ru_polit

Русскость в России.

Подходы национального движения в определении нации и современные расхожие взгляды на определение "русскости" в России.

Одним из самых распространенных и банальных вопросов к национально мыслящим людям является вопрос "А как вы определяете "русскость", кто "русский, а кто нет?". Обычно этот вопрос идёт от либеральной публики, либо от обывателей, живущих уютными стереотипами образования и телевидения, и не слишком любящих вникать в суть сложных социальных явлений.

Для начала рассмотрим какие же подходы в определении нации культивируются в среде отечественного национального движения. Таковых можно выделить пять:

1. Ригористский подход (реакционный). 1а) Когда некоторым адептам нацдвижа подавай 100% идентичности по происхождению, то есть её соответствие на 5 поколений по маме-папе-дедушке-бабушке и т.д. 1б) часть прозелитов национальной идеи требуют 100% идентичности по их взглядам: то есть правильные представители нации у них и остальные неправильные, исторически правильные, морально правильные, идейно правильные, остальные не нация, а сброд и прочие эпитеты чандалы.


yRxRjz9r5vk


2. Культурно-расовый подход (консервативный). Не такой требовательный как 1а), но довольно строгий в плане физической антропологии: "сличение типов", "чистота крови", акцент на происхождении. Любителей порассуждать за расу в нацдвиже немало.

3. Культурно-этнографический подход (умеренно-консервативный). Данный подход также делает упор на происхождение, учитывает этногенез, этнографические данные - традиции, обычаи, ведущую роль этноса в истории, затрагивает этнографический процесс ассимиляции. Его сторонники любят порассуждать о "долях предков", "нюрнбергских законах", допускают регионализм, субэтничность, не исключают контактные группы из нации, говорят о возможности смешанных браков, но только между определенной группой народов.

4. Культурно-исторический подход (умеренно-либеральный). Это отход от ригоризма 1б), хотя речь ведется опять же об "исторической нации" в духе конструктивизма, западных концепций нацбилдинга. 4а) Здесь уже появляются теории о "близких народах", такие суперэтнические конструкции как "панславизм" (в наших краях), "паневропеизм" и прочие этого рода. Акцент на этнографическую консолидацию (комплементарность); 4б) лингво-этнографический подход: "говорит и думает", то есть уже в концепциях задействована культурная интеграция. 4в) "имперский подход" в духе Российской империи, державничества 4г) и еще разновидность - "советско-евразийский" подход (радикальный).

5. Подход гражданского или политического национализма (либеральный). Его почитатели могут и не быть вовсе в национальном движении, даже скорее многие из них его ярые противники. Тут полностью господствует дух либерального конструктвизма нации: всё население, все граждане = нация, по месту проживания, по гражданской идентичности. По такому пути пошли, например, во Франции. Также сегодня пытаются некоторые провластные либералы и патриоты вылепить "российскую нацию", "многонациональный народ". То есть это модель "гражданского суперэтноса" в пику этнографическим этно-лингвистическим суперэтносам, расово-антропологическим суперэтносам. В среде нацдвижа данный подход считается слишком популистским и чаще всего отвергается, критикуется. Но всё же его необходимо включать в дискурс, как полемический и демагогический по вопросам нации.

Такие вот подходы можно выделить из весьма сложной палитры взглядов и концепций нации и национальных идеологий. Однако в реальной повседневности всё это смешивается, переплетается, запутывается. Что и можно увидеть на примере вопроса о том, как определить "русскость". И вырисовываются следующие ответы и суждения по этому животрепещущему поводу как у представителей нацдвижа, их противников, так и обывательской публики. Перечислим некоторые концептуальные и часто встречающиеся:

1. Начнем, пожалуй, с критерия «русскости» Егора Просвирнина (основателя и редактора ресурса "Спутник и Погром"). У него главный критерий - русский язык как родной, остальное дескать погрешность, не так и много в количественном значении тех, кто говорит и думает на русском, не являясь русским по происхождению. Но такой метод считался примитивным даже у большевиков.

2. По Александру Усовскому (известный историк) есть "русские народы" (есть еще и другие похожие доктрины): непосредственно сами русские и народы, которые сильно консолидировались исторически с русским народом и Россией, комплиментарны с ним.

3. По А.Н. Севастьянову (один из известных деятелей русского национального движения): русский - это когда один из родителей хотя бы русский (желательно чтобы другой родитель или предок был не из "избранного народа" и чтоб их вообще не было в родословной) - по тому как Севастьянов считает, что идеализировать национальную идентичность в нынешних условиях не стоит.

4. Если Нюрнбергские законы применить, а есть у нас те, кто любит на них ссылаться - то по ним русских будет больше даже чем по Севастьянову. Во всяком случае предки "избранного народа" в них не порицаются в определенных пропорциях и вариантах. (Поэтому более 100 тыс. мишлингов служили в Вермахте и многие занимали высокие командные должности)

5. По фольклору нашему, по бытовому суждению - русский тот, у кого папа - русский. И также записывали в свидетельство о рождении раньше. Метрики в общем.

6. Что собственно и геногеография подтверждает. Y-хромосома наследуется по мужской линии. Это про гаплогруппы. Сложность - надо каждому проводить анализ ДНК.
6а) Есть у нас и "физиогномисты-черепомеры". Они занимаются в игру красивый-некрасивый по картинкам и работам дай бог расоведа Куна, или просто по картинкам девушек-парней. Своеобразный антропологический онанизм, слабо, либо никак не связанный с историей, наукой или объективной реальностью. Эти люди любят поминать в суе Гюнтера, Вальтера Гросса, Гобино, Третий рейх и т.д. Хотя им стоило хотя бы прочесть главку «Раса» из «Хрестоматии для немецкой молодежи».

7. Есть еще и такие критерии у некоторых - русский = белый - см. 6а.; или русский = православный: но тут из европеоидов много кто православный, но совсем не русский, да и кое-кто крещенный, что вор прощенный.

8. Еще есть взгляд, что русских почти не осталось - мол это лишь те, кто разделяет взгляд на «историческую Россию», а остальные совки, ватники, колорады: то есть, кто любит белоэмиграцию и её деяния, РОА, Локотскую республику, взгляды Широпаева и т.д. - русские, остальные не русские.

9. И наконец есть те, кто считают, что русские - это не этнос и не национальность, а дух, культурность - типа Толстой и Достоевский наше всё, хотя нет, Достоевский для них антисемит.
9а) Есть еще советский метод: по определению Сталина (хотя это определение до него еще создали) - «исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психологического склада, проявляющегося в общности культуры». Общность происхождения как бы опущена. Что в целом близко нынешнему либеральному россиянскому взгляду. В общем всё в угоду "дружбы народов", "многонационального народа".

10. Ах да, и есть еще те, кто считает, что русских вообще нет, есть россияне. Это те, кто даже словарей не открывает и кому хочется быть космополитом, интернационалистом, общечеловеком в России, жить как ему нравится и плевать на историю и жизнь народа, который её создал.

Таковы пожалуй основные нынешние варианты определения «русскости», которые бродят в общественном мнении. Не сказать, что эти суждения удовлетворительные. Скорее они вносят больше противоречий как в общество, так и в национальное движение по вопросу о нации и русских.

Происходит это в силу отсутствия четкой национальной политики в государстве, отстранения властями национального движения от активного участия в общественной и политической жизни.

При участии национального движения в формировании национальной политики отсеялись бы и маргинальные позиции по вопросу нации, и русофобские, развеялись бы и обывательские глупости.

(ɔ) Богдан Заднепровский
Subscribe
Buy for 80 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 48 comments