Александр Майсурян (maysuryan) wrote in ru_polit,
Александр Майсурян
maysuryan
ru_polit

175 лет назад. Несколько фактов для размышления, связанных с С. И. Мамонтовым

175 лет назад, 15 (3) октября 1841 года, родился известный промышленник и меценат Савва Мамонтов. Вот всего несколько фактов для размышления, прямо или косвенно связанных с его именем и современной Россией.
1. Как известно, в оперном кружке Мамонтова впервые стал выступать молодой тогда певец Фёдор Иванович Шаляпин. Здесь он в первый раз исполнил арию Мефистофеля, которая позднее стала одной из его самых знаменитых ролей. До 2015 года один из петербургских домов (1910 года постройки) украшал барельеф, изображавший Ф. И. Шаляпина в роли Мефистофеля:


26 августа 2015 года барельеф был среди бела дня уничтожен вандалами, которые не могли потерпеть такой "сатанизм", якобы оскорбляющий их веру. Уголовное дело по факту "уничтожения объектов культурного наследия" было уже в нынешнем году прекращено (!) "в связи с деятельным раскаянием фигурантов и возмещением ущерба". Но восстанавливать барельеф никто и не думает — видимо, в нынешней России, которая изо всех сил косплеит РКМП, такое "кощунство" невозможно. В отличие от России 1910 года...

Это изуродованный памятник архитектуры после уничтожения барельефа:


Фёдор Иванович Шаляпин в роли Мефистофеля:


2. В январе этого года в Москве прошла выставка Валентина Серова — художника, с детских лет росшего в семье С. И. Мамонтова и ставшего одним из самых ярких участников его художественного кружка. Выставка вызвала ажиотаж, который удивил самих организаторов. Очереди перед входом в 15-градусные морозы достигали 3-километровой длины. 22 января замёрзшая толпа пошла на штурм галереи, выломав двери. Выставка стала самой популярной за всю историю не только России, но и СССР (!). Её посетило около полумиллиона человек.
Однако ни одна из картин Серова, в которых художник выражал революционные настроения, на выставку не попала. А ведь у Серова была целая серия произведений, полных революционного духа...
Но, разумеется, нынче "такой Серов нам не нужен". Как и Шаляпин-Мефистофель... Не место им на городских фасадах и парадных выставках.
А Владимир Путин, посещая выставку Серова, не нашёл ничего уместнее, как пропиарить вот это творение неизвестного гения, созданное, так сказать, по мотивам портрета дочери Мамонтова Веры, "девочки с персиками":


Владимира Владимировича позабавило то, что на нём "девочка с персиками сидит за длинным новогодним столом", и он посоветовал министру культуры поискать это творение на просторах Сети.
Ну, что тут скажешь? Главная-то идея, которая невольно приходит на ум при созерцании "дополненного варианта" серовской "Девочки": что тогдашняя "элита" царской России жрала в три глотки, отчего и поперхнулась в 1917 году. Как говорилось в популярном тогда стишке пролетарского поэта, "ешь ананасы, персики рябчиков жуй..."

3. Разумеется, Савва Мамонтов по взглядам был отнюдь не революционером, а умеренным прогрессистом. Но Мамонтовы гордились тем, что трое из декабристов, возвращавшихся в 1856 году из мест поселения (И. И. Пущин, Н. В. Басаргин, М. И. Муравьёв-Апостол), останавливались в их доме. Портреты декабристов бессменно висели на стене кабинета Мамонтова. В его доме царил настоящий культ декабристов.
А как к декабристам относятся в современной России? Это хорошо показала официозная выставка "Романовы". Дословная цитата со стенда выставки, посвящённого декабристам: "заговор... масонские ложи... цели: революция, "истребление царской семьи", разделение страны на несколько "держав" (!).


4. Я уже как-то цитировал статью ныне живущего и немного мне знакомого правнука Саввы Мамонтова и внука его дочери, "девочки с персиками" Веры Мамонтовой. Зовут его Сергей Николаевич, и вот что он написал:
"Целью С. И. Мамонтова было развитие Родины, её промышленности и культуры. Последователь Ф. В. Чижова и своего отца, он ставил себе задачу способствовать созданию системной, самостоятельной российской экономики и самобытной культуры. Для достижения первой цели он считал необходимым развивать в первую очередь тяжёлую промышленность и транспорт. Этим путём через 50 лет после его инициатив пошли создатели мощной системной советской экономики. [...] В советское время работу по созданию стратегии экономического развития страны возглавлял и реализовывал в государственные планы Госплан СССР... Кто знает идеологию индустриализации первых пятилеток, тот поймёт, что Ф. В. Чижов и С. И. Мамонтов первыми создали эту стратегию индустриализации России. В 1899 году, когда остановили и арестовали С. И., он разрабатывал план строительства Турксиба, дороги первых пятилеток. Рывок на фоне пореформенного развития России был [бы] такой, как при Петре I, когда Демидовы строили заводы на Урале. Но С. И. Мамонтов был срезан чиновниками на взлёте ради интересов иностранных инвесторов и ради денег для чиновничьего клана."
Не стану обсуждать авторство идей индустриализации, да это и не важно. Общеизвестно, что многие идеи, которые в царской России, как сказал поэт, "на станции лбов задерживал нищенства тормоз", были осуществлены после революции. Однако не только нищенства, но и близорукости, своекорыстия, эгоизма, ограниченности правящего класса.

Краткие выводы: как известно, и в благословенной РКМП промышленнику Мамонтову с его глобальными проектами пришлось довольно несладко: он был арестован и разорён. При обыске у него нашли заряженный револьвер и записку: «Тянуть далее нечего». Но он немного не успел... Однако в современной буржуазной России дело обстоит ещё хуже: не только таким людям, как С. И. Мамонтов, в ней нет места (а только паразитам типа МБХ), но и самому кругу их идей, включающих развитие техники, промышленности, искусства, образования, и главное, уважение к самой идее прогресса.
Tags: История, Россия, Экономика
Subscribe
Buy for 80 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments