Вячеслав Новицкий (viacheslav_sn) wrote in ru_polit,
Вячеслав Новицкий
viacheslav_sn
ru_polit

Нобелевка по экономике: как стать последним выжившим.

Нобелевскую премию по экономике присудили за т.н. теорию контрактов. Чем она занимается можно описать на простом примере. Если делать колбасу для бедных слоев населения совсем уж мерзкой и несъедобной, то богатые слои населения будут покупать качественную колбасу значительно дороже ее стоимости. Так, благодаря теории контрактов, производитель колбасы оптимизирует доходы сразу на двух направлениях: снижает издержки на производстве колбасы для бедных и получает сверхприбыль на колбасе для богатых. Считается, что покупателям тоже хорошо: богатые получают качественный продукт, а бедные - просто продукт. Правда, лично я опасаюсь за богатых: колбасу будут раскупать не сразу, и она станет протухать, а продавцы переклеивать этикетки со сроком годности, как это обычно и делается в элитных супермаркетах. Впрочем, это обстоятельство должно стимулировать богатых съедать больше колбасы. Кроме того, я уверен, что теория контрактов способна расчитать и это недоразумение, предложив нужную формулу для его нейтрализации.

Как видим, теория контрактов - чисто прикладная вещь: с помощью науки изыскивается максимальная выгода для лица, заключающего контракт (вся экономика - это контракты), причем  даже в условиях его недостаточной информированности. На помощь приходит и теория вероятности, и даже теория игр.

Однако что значит "максимальная выгода"?На примере с колбасой видно, что речь идет о том, чтобы максимизировать прибыль и минимизировать затраты. То есть проделать то, чем, в условиях конкуренции, предприниматели и занимаются. Но вот что интересно! Теория контрактов - довольно новое направление, оно появилось в 70-х годах 20-го века. Как раз именно тогда, когда средний годовой рост мирового производства на душу населения перевалил свой пик и отправился обратно в сторону нуля, на уровне которого он находился до времен промышленной революции. Появление теории договоров не изменило этот процесс: рост не увеличился. А, может, все-таки, изменило, и это выразилось в том, что падение темпов оказалось не таким быстрым, как могло бы? В любом случае мы обязаны признать, что наилучший рост мирового производства был тогда, когда  теории контрактов еще не существовало.

Помимо теории контрактов не существовало и множество других вещей, без которых современный бизнес был бы немыслимым. Не было HR-ов, рекрутеров, хедхантеров, перепахивающих рынок рабочей силы в поисках наилучших работников по соотношению цена-качество. Не было PR-подразделений, работающих на расширение информированности населения о продукте. Меркетинговые службы больше занимались технологическими вопросами повышения качества и логистики, чем "продвижением" продукта. Ребрендинги не делались по 25 лет подряд!

Как они все тогда жили - непонятно. Также непонятно, как они умудрялись при этом демонстрировать лучшие показатели за всю историю существования человечества. Впрочем, недоразумение можно рассеять, понаблюдав за т.н. "развивающимися" странами. Например, Китай, пока шил пуховики в сараях и распространял их на весь мир, тоже имел все вышеперечисленные службы в зачаточном состоянии, совмещая их в лице одного полуграмотного хозяина, еще вчера бывшего простым крестьянином. И только сейчас, когда экономический рост в Китае замедлился, мы можем говорить о некотором развитии подобных служб.

Корреляция падения роста и возникновения и развития теории контракта и подобного ей очевидна, но о чем говорит эта корреляция? Самый простой ответ - усложнение бизнеса. Одно дело пуховики шьют в сараях, а другое - сеть фабрик по всему миру. Сложнее организация - сложнее и ее обслуживание. Этот ответ хоть и простой, но ничего не объясняющий. Важно, что усложнение возникает на конкретных направлениях: снизить издержки и максимизировать выручку. Тоже, вроде бы, все логично и просто - больше доход.

Но в действительно доход больше не становится. Потому что есть конкуренция. И конкуренты тоже развиваются. И потенциал повышения дохода "растрачивается" на конкуренцию - например, делается чуть ниже отпускная цена или добавляются усовершенствования при сохранении цены как у конкурентов (лишний карман к пуховику пришивают). Кто-то при этом приобретает за счет увеличения доли рынка, кто-то теряет. Обычный процесс! Понятна и тенденция: норма прибыли постоянно стремится к своему минимуму.

Так мы приходим к пониманию, для чего все эти теории конрактов нужны: для работы в условиях экстремано низкой нормы прибыли. Говорят, что авиакомпании даже частенько уходят в убыток на местах в эконом-классе, компенсируя этот убыток повышенной стоимостью мест в бизнес- и первом классе (как в пример  с колбасой).

Так конкуренция убивает экономику.

Теория контрактов, таким образом, это не просто некое усовершенствование экономической деятельности. Это спасательный круг или, если пожелаете, капельница, без которой больной уже не сможет существовать. Потому что компания, оптимизирующая деятельность с помощью теории контрактов, получает конкурентное преимущество перед компанией, работающей "по старинке". Однако следующий конкурент уже не даст расслабиться и этой "инновационной" компании, предложив свои инновации. Также - за счет уменьшения нормы прибыли.

Именно поэтому у нас никак не может наладиться экономика, а не потому что Набиуллину надо поменять на Кудрина, Кудрина на Грефа, а Грефа на Гуриева. Учитывая "тонкость" мировой настройки конкуренции, в наших условиях она просто не имеет смысла. Именно поэтому в настоящее время и расцветает государственная поддержка бизнеса в самых экзотических формах, но с общей сутью (и не только у нас): обеспечить "своим" конкурентное преимущество. Обеспечили - а дальше бизнес без компенсации издержек государством существовать уже просто не может.

Очень надеюсь, что когда-нибудь Нобелевскую премию по экономике дадут не тому, кто придумает новый костыль и аппарат искусственного дыхания, а тому, кто честно скажет: пора делать этому полутрупу эвтаназию. В противном случае нам эту эвтаназию сделают бородатые люди со стороны какого-нибудь Ближнего Востока.
Subscribe
promo ru_polit april 1, 00:00
Buy for 80 tokens
Что делать, если вы не успели совершить все необходимые для самоизоляции покупки, а в 100 метрах от подъезда не оказалось торгового центра? aliexs рекомендует скоротать время и порадовать себя приятными мелочами на глобальной виртуальной торговой площадке. Нажимая на любую из картинок…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments