filin_dimitry (filin_dimitry) wrote in ru_polit,
filin_dimitry
filin_dimitry
ru_polit

Россия. Книга памяти...герои Войн...Александр Кутайсов, Александр Тучков 4-й, Петр Нестеров...

Сегодня мы вспоминаем...

Александра Ивановича Кутайсова - героя Отечественной войны 1812.

Кутайсов Александр Иванович (1784 - 1812, с. Бородино, под Можайском) - герой Отечественной войны 1812. Гравюра С. Карделли, 1810
(Кутайсов Александр Иванович (1784 - 1812, с. Бородино, под Можайском) - герой Отечественной войны 1812. Гравюра С. Карделли, 1810)

Кутайсов Александр Иванович (30.8.1784, Петербург — 26.8.1812, близ села Бородино Можайского уезда Московской губернии), граф, генерал-майор (сент. 1806).

Второй сын турка, фаворита Павла 1 обер-шталмейстера Ивана Павловича Кутайсова, получившего 5.5.1799 титул графа. Получил прекрасное образование, знал 6 языков, писал стихи, рисовал. 6.1.1793 записан вице-вахмистром в лейб-гвардии Конный полк. 1.1.1796 произведен в сержанты лейб-гвардии Преображенского полка и в тот же день переведен капитаном в Великолуцкий пехотный полк. С конца 1796 обер-провиантмейстер в штабе командующего войсками на финляндской границе М.И. Кутузова. С сентября 1798 генерал-провиантмейстер-лейтенат (в чине подполковника).

Службу начал 26.1.1799 в чине полковника лейб-гвардии артиллерийского батальона и инспекторского адъютанта ген. А.А. Аракчеева. С окт. 1799 по май 1803 адъютант инспектора всей артиллерии ген. А.И. Корсакова. В июне 1803 назначен командиром 2-го артиллерийского полка. В кампанию 1806 отличился при Голымине. В сражении при Прейсиш-Эйлау командовал артиллерией правого фланга ген. Л.Л. Беннигсена и за отличия был награжден орденом Св. Георгия 3-й степени. В бою под Ломитеномв июне 1807 командовал артиллерией отряда ген. Д.С. Дохтурова. Отличился в сражении при Фридланде, где прикрывал отступление русской армии. Лишь благодаря его распорядительности русская артиллерия была спасена от плена. С 1809 начальник артиллерии корпуса ген. князя С.Ф. Голицына, направленного в Австрию. В 1810—11 изучал артиллерийское дело в Вене и Париже. Летом 1811 назначен членом Комиссии по составлению военных уставов и положений.

С февраля 1812 назначен начальником артиллерии 1-й Западной армии. После начала Отечественной войны 1812 лично руководил артиллерией армейского арьергарда. 24—29 июня командовал всем арьергардом 1-й армии. Отличился в боях при Островной и Смоленске. В Бородинском сражении К. было поручено командовать всей артиллерией русской армии. Убит, когда вместе с ген. А.П.Ермоловым вел войска в контратаку на «батарею Раевского». Смерть К. лишила русскую артиллерию общего командования и, в частности, сказалась на том, что позже не были вовремя доставлены боеприпасы. Тело Кутайсова найдено не было.


Александра Алексеевича Тучкова - героя Отечественной войны 1812.

Александр Алексеевич Тучков 4-й


Представитель древнего рода Тучковых, который считал своим родоначальником Михаила Прушанина. Был младшим сыном инженер-генерал-поручика А. В. Тучкова; все пять его сыновей дослужились до генеральского звания, а четверо из них (Николай, Павел, Сергей и Александр) участвовали в Отечественной войне 1812 года).

В 1788 году Тучков был записан в качестве штык-юнкера в Бомбардирский полк. 27 июня 1794 года был повышен в звании до капитана, после чего начал действительную службу во 2-м артиллерийском батальоне. 25 апреля 1799 года был произведён в полковники, 15 ноября следующего года получил назначение командиром 6-го артиллерийского полка.

В 1801 г. он временно оставил военную службу с целью образовательной поездки в Европу. Три года спустя вернулся в армию и был определён в Муромский пехотный полк (который с 1796 по 1811 гг. назывался мушкетёрским). Два года спустя он был переведён в Таврический гренадерский полк, которым командовал во время кампании 1806—1807 годов, проявив храбрость в битве под Голыминым.

3 декабря 1806 года был переведён шефом в Ревельский мушкетёрский полк; в 1811 году последний был преобразован в пехотный. 24 мая 1807 года полк, находясь в авангарде сил П. И. Багратиона, сражался под Гутштадтом. 27 декабря 1807 года Тучков за это сражение получил орден Св. Георгия 4-го класса. Впоследствии Тучков командовал ревельцами в битвах на берегах Пасарги, при Янкендорфе, под Гейльсбергом и в неудачном для русской армии сражении при Фридланде.

В 1808 году полк, входивший тогда в состав корпуса под командованием М. Б. Барклая де Толли, участвовал в боевых действиях в Финляндии, в том числе при Рандасальми и Куопио, где дважды срывал высадку на берег шведского десанта, а также при Иденсальми, успешно отбив ночную вылазку осаждённых. За заслуги 12 декабря 1808 года был произведён в генерал-майоры. В мае 1809 года Тучков возглавил авангард корпуса генерала П. А. Шувалова.

После окончания русско-шведской войны Тучков просил уволить его в отставку, но боевая репутация молодого генерала была так высока, что его удержали на службе и назначили командиром бригады, состоявшей из Ревельского и Муромского пехотных полков. Эта бригада входила в 3-й пехотный корпус, который перед войной 1812 года располагался на западной границе под командой генерала Н.А.Тучкова (первого). Незадолго до начала военных действий Маргарита Михайловна родила сына, названного в честь старшего брата Николаем.

3-й корпус входил в состав армии Барклая де Толли, и 15 июля бригада Александра Тучкова встретилась с врагом в арьергардном бою под Витебском. 5 августа она сражалась под Смоленском, обороняя Малаховские ворота, а через два дня вошла в состав выдвинутого к деревне Лубино отряда, авангардом которого командовал генерал-майор Павел Алексеевич Тучков (третий). Задачей этого отряда было задержать главные силы французов, рвавшиеся к Большой Смоленской дороге, по которой двигалась армия Барклая. Бой длился весь день 7 августа, и уже в темноте при последней штыковой контратаке П.А.Тучков был ранен саблей в голову, штыком в бок и взят в плен французами.

Три недели, до самого Бородина, Александр Тучков не бывал в бою. В этот великий день 3-й пехотный корпус был поставлен в крайний левый фланг русских позиций, у деревни Утица. Около восьми часов утра, когда под натиском лучших французских корпусов начали истощаться силы армии Багратиона, оборонявшей укрепления у деревни Семеновской, к нему на помощь от Утицы поспешила дивизия Коновницына, в которую входила и бригада А.А.Тучкова. Еще на марше перестроившись в колонны к атаке, вступила она в самое пекло боя. По словам очевидца, бывшего в эти минуты рядом с Тучковым, «ядра сыпались на Семеновское, деревья падали как скошенные, избы разрушались, как декорации театральные; воздух выл непрерывно, и земля дрожала...». Французские пули и картечь вырывали целые шеренги Ревельского полка. Увидев, что солдаты заколебались, Тучков, схватив знамя 1-го батальона, бросился вперед, но тут же рухнул, сраженный картечью. В несколько минут место, на котором он упал, перепахали французские ядра.

Тремя часами позже у деревни Утица был смертельно ранен генерал Н.А.Тучков (первый). Когда его уносили с поля боя, он узнал о гибели младшего брата.

Через три года после окончания войны с Наполеоном Тучкова построила близ деревни Семеновской небольшую церковь, на том месте, где, по рассказам очевидцев, пал ее муж. Но несчастную женщину ожидали новые тяжкие испытания. В 1825 году по делу декабристов был арестован любимый брат Маргариты Михайловны – полковник М.М.Нарышкин, осужденный затем к ссылке в Сибирь, а через год умер ее единственный четырнадцатилетний сын. Похоронив мальчика в построенной ею церкви, М.М.Тучкова основала здесь женский монастырь и стала его монахиней, затем настоятельницей.

Маргарита Михайловна Тучкова (жена Тучкова 4-го), игуменья Мария
(Маргарита Михайловна Тучкова (жена Тучкова 4-го), игуменья Мария)


Глядя на сохранившийся до нашего времени портрет «игуменьи Марии» – так стала называться Тучкова, – трудно поверить, что это бескровное, аскетическое лицо принадлежало женщине, когда-то прославленной своей красотой, грацией, веселостью, удивительной музыкальностью и прекрасным голосом.
Маргарита Михайловна, мать Мария, пережила своего мужа на сорок лет. Она скончалась в 1852 году.


Петра Николаевича Нестерова - легендарного русского летчика, основоположника высшего пилотажа.

Петр Николаевич Нестеров


Родился П. Н. Нестеров 15 ( 27 ) Февраля 1887 года в семье офицера - воспитателя Нижегородского кадетского корпуса Н. Ф. Нестерова. Отец умер в возрасте 27 лет, так и не увидев своих сыновей - Николая, Пётра и Михаила - офицерами. Из братьев только Николаю суждено было дожить до наших дней. Безоговорочно приняв после Октябрьской революции сторону большевиков, он служил в Советской Армии, стал Генералом, преподавателем одной из военных академий. Михаил, старавшийся во всём походить на Пётра, так же, как и брат, стал военным лётчиком и в начале Первой мировой войны не раз отличался при выполнении разведывательных полётов. Он погиб в авиационной катастрофе.

Материальное положение Нестеровых было весьма скромным, а после смерти отца - особенно. Потеряв кормильца, вдова Маргарита Викторовна была вынуждена переехать на частную квартиру.

26 Августа 1897 года Пётра Нестерова приняли в Нижегородский кадетский корпус. Он был смелым и отзывчивым товарищем, с тонкой лирической душой, обострённым чувством прекрасного, неплохо рисовал, пел, играл на мандолине. Композитор А. К. Глазунов предсказывал ему большое вокальное будущее. Пётр много читал. Его интересы были разнообразными. С увлечением проглатывал он книги, повествующие о дерзновенных путешествиях и мореплаваниях, о фантастических приключениях и легендарных полководцах прошлого, много внимания уделял точным наукам. Учение давалось ему очень легко. Он овладел несколькими иностранными языками, увлекался орнитологией.

В 1904 году Пётр Нестеров закончил Кадетский корпус по 1-му разряду и был направлен для продолжения учёбы в Михайловское артиллерийское училище. Здесь он прошёл хорошую теоретическую и практическую подготовку. Много размышляя о будущей службе, он серьёзно изучал опыт применеия артиллерии в период русско - японской войны 1904 - 1905 годов. В трудах и заботах два года пролетели незаметно, и после блестяще сданных экзаменов Подпоручик Нестеров назначается в 9-ю Восточно - Сибирскую стрелковую артиллерийскую бригаду. От многих офицеров он выгодно отличался не только познаниями, но и своим отношением к подчиненным. Вскоре артиллерийский расчёт вышел в учебных стрельбах на первое место.

Случай повернул судьбу Нестерова. Его внимание привлек аэростат, находившийся во Владивостокской крепостной воздухоплавательной роте. Познакомившись с офицерами роты, он высказал мысль о применении аэростата в качестве наблюдательного пункта для корректирования артиллерийской стрельбы. Нестеров добился временного прикомандирования к наблюдательной станции воздуховлавательного парка и качестве артиллериста - наблюдателя неоднократно поднимался на аэростате. Однако воздухоплавательную роту расформировали и Нестеров был отозван в бригаду.

В 1910 году не обладавший крепким здоровьем Пётр Николаевич заболел и был переведён в Кавказскую резервную артиллерийскую бригаду "по климатическим условиям сроком на один год". Во Владикавказе ( город Орджоникидзе ) Нестеров познакомился с Артемием Кацаном, пилотом - авиатором, построившим планер собственной конструкции. "Мое увлечение авиацией началось с 1910 года... - вспоминал потом П. Н. Нестеров. - Я поставил себе задачу построить такой аппарат, движения которого меньше всего зависели бы от окружающих условий и почти всецело подчинялись бы воле пилота". Однако проект Нестерова был отклонён главным инженерным управлением. Это не охладило пыл настойчивого поручика. Его решение стать лётчиком и конструктором только окрепло.

В Июле - Августе 1911 года, находясь в отпуске в Нижнем Новгороде, Пётр Нестеров знакомится с учеником профессора Н. Е. Жуковского - Пётром Пётровичем Соколовым и вскоре становится членом Нижегородского общества воздухоплавания.

В сарае Соколовых, на Провиантской улице, друзья построили планер. Мать Пётра Николаевича поддержала увлечение сына и помогла сшить обшивку к планеру. Для испытаний выбрали поле за Пётропавловским кладбищем ( в районе нынешних улиц Белинского и Невзоровых ). Запустили планер с помощью лошади. В телеге сидел Соколов, держа веревку, привязанную к планеру. Лошадь разбежалась, и аппарат, набирая скорость, вместе с испытателем поднялся в воздух на 2 - 3 метра. "Нижегородский листок" 3 Августа 1911 года отмечал, что "проба оказалась весьма удачной".

Этот полёт считается началом лётной деятельности П. Н. Нестерова. Впоследствии сам лётчик отмечал: "Очень приятно вспомнить мои опыты с планером и вообще начало моей авиационной практики в Нижегородском Обществе воздухоплавания". Таким образом, П. Н. Нестеров как лётчик состоялся на своей родине. Здесь же он при помощи П. Н. Соколова и Нижегородского общества воздухоплавания разработал проект своего второго самолёта.

7 Октября 1911 года Нестеров поступает в Петербургскую офицерскую воздухоплавательную школу. Одновременно он был прикомандирован к авиационному отделу той же школы. За 11 месяцев, полагающихся на обучение, Нестеров сумел достичь многого. Человек ищущий, патриот, искренне болеющий за успехи отечественной авиации, он не был удовлетворён современными методами пилотирования. Нестеровскую идею поворота аэроплана с креном, не говоря уже о его высказываниях, что самолёт может сделать в воздухе "мёртвую петлю", не только конструкторы, но и товарищи считали сумасбродством. Эту инертность и косность можно было победить только на практике.

Ещё в период обучения, 18 Августа 1912 года, Нестеров предпринял 13-часовой учебный полёт на аэростате, пролетев 750 верст. Полёт проходил на высоте 3400 метров. Это было серьёзным достижением отечественного воздухоплавания. Свой первый самостоятельный вылет на самолёте Нестеров осуществил 12 Сентября того же 1912 года. Спустя 16 дней он успешно выдержал экзамен на пилота - авиатора, а ещё через неделю - на звание военного лётчика. В составе авиационного отряда Нестеров был переведён из Петербурга в Варшаву, где в Ноябре 1912 года начал тренировочные вылеты на боевых "Ньюпорах" и зарекомендовал себя как лётчик - экспериментатор. Так, во время одного из полётов он набрал высоту 1600 метров ( что уже было достижением ) и, выключив мотор, кругами, восьмёрками спланировал над Варшавой, чем "привёл товарищей в трепет".

Старые каноны пилотирования нарушались им неоднократно. Нестеровская система планирования с выключенным мотором и исключительное самообладание помогли ему 25 Января 1913 года избежать гибели, когда во время очередного полёта загорелся бензин в карбюраторе и мотор остановился. Это нагляднее всего доказало лётчикам и начальству превосходство нового метода управления самолётом. Его первые в мире изыскания в технике маневрирования моноплана в горизонтальной плоскости, исследования в осуществлении виражей заставили приглушить сомнения скептиков. Пришло и первое признание. В характеристике от Января 1913 года говорилось: "Пётр Нестеров: лётчик выдающийся. Технически подготовлен отлично. Энергичный и дисциплинированный. Нравственные качества очень хорошие".

В Мае 1913 года Нестеров был назначен в авиационный отряд, формировавшийся в Киеве, с прикомандированием к 7-й воздухоплавательной роте. Начались дни и дела военного лётчика, которые принесли ему мировую славу.

В Июне его перевели в 11-й корпусный отряд 3-й авиационной роты. Здесь он временно исполнял обязанности начальника, добивался того, чтобы пилоты в совершенстве знали материальную часть самолёта. Лётчики занимались по составленной Нестеровым программе.

Талант лётчика и военного специалиста Нестерова особенно проявился во время первых в России совместных учений авиации и артиллерии. Было сделано много открытий, которые с успехом использовались потом советскими авиаторами. В то время мир будоражили рекорды длительных перелётов. У лётчика созрела мысль совершить такой перелёт в составе отряда без всякой подготовки в условиях, максимально приближенных к боевым. Перелёт был осуществлен 10 - 11 Августа 1913 года в составе трёх самолётов по маршруту Киев - Остер - Козелец - Нежин - Киев. Он был расценён как новое слово в военной практике. В нестеровском эксперименте участвовал ещё один нижегородец - выпускник Кадетского корпуса В. М. Ткачёв. Дальние перелёты были осуществлены Нестеровым впоследствии ещё 2 раза, один из них был рекордным - за один день от Киева до Гатчины.

Лётчик не мог останавливаться на достигнутом, его пытливый ум усиленно работал. Пётр Николаевич тренировался в совершенствовании пилотирования, в отработке крутых виражей, готовясь осуществить "мёртвую петлю". Одолевали сомнения в надежности конструкции самолёта, а главное - будет ли его эксперимент нагляден и понят товарищами по оружию. И вот пришла решимость. 27 Августа 1913 года нестеровский "Ньюпор" вновь взмыл в небо. Набрав высоту 800 - 1000 метров, лётчик, как явствует из рапорта начальства, выключил мотор и начал пикировать. На высоте около 600 метров мотор был включен, и самолёт, послушный уверенным рукам пилота, устремился вертикально вверх, потом на спину, описал петлю и пошёл в пике. Мотор снова выключился, самолёт выпрямился и плавной, красивой спиралью благополучно приземлился.

Петля Нестерова
(петля Нестерова)

Подвиг П. Н. Нестерова всколыхнул весь мир. Многие посылали восторженные телеграммы. Из Нижнего Новгорода начальник кадетского корпуса телеграфировал: "Корпус восторженно приветствует своего славного питомца блестящим успехом на гордость русской авиации". Киевское общество воздухоплавания присудило Нестерову золотую медаль. Но военное начальство было категорически против "мёртвой петли". Сам же пилот был уверен, что "фигурные полёты - это школа лётчика". Несмотря на запрещения, Нестеров 31 Марта 1914 года повторил "мёртвую петлю".

Пётр Нестеров продолжал летать, участвовал в маневрах, вскоре был произведён в Штабс - капитаны, назначен начальником авиационного отряда.

Рекорды продолжались. В военных маневрах Сентября 1913 года Нестеров осуществил первую в мире "атаку самолёта противника".

Он практиковал взлёты и посадки в темноте, разрабатывал применение ацетиленового прожектора на монопланах для ведения ночной разведки, вынашивал идею о перестройке хвостового оперения в виде "ласточкина хвоста", мечтал выйти в отставку и целиком посвятить себя конструированию самолётов. Но в Июне 1914 года началась война...

Отчётливо понимая империалистический характер войны, П. Н. Нестеров тем не менее как офицер должен был исполнить свой воинский долг перед Родиной. Кроме всего прочего, перед ним открывались возможности в боевых условиях проверить давно вынашиваемые идеи. Практика войны подтвердила правильность многих их них. Он и в боевых условиях продолжал совершенствовать тактику ведения ночной разведки, искал новые способы боевого применения авиации, осуществлял бомбометание, да так эффективно, что австрийское командование обещало крупную денежную награду тому, кто собъёт аэроплан Нестерова.

Русский пилот отстаивал мысль о возможности и необходимости воздушного боя, который, ввиду отсутствия в то время на самолёте пулемёта, он усматривал в таране, причем неприятельская машина должна быть сбита ударом сверху. Вскоре Нестеров осуществил этот приём на практике. 26 Августа 1914 года прославленный лётчик совершил бессмертный подвиг - таранил самолёт австрийского пилота Ф. Розенталя, который вёл воздушную разведку передвижения русских войск.

Произошло это в небе близ города Львова, на глазах местных жителей. Барон Ф. Розенталь дерзко летел на тяжёлом "Альбатросе" на высоте, недосягаемой выстрелами с земли. Нестеров смело пошёл ему наперерез в лёгком быстроходном "Моране". Его маневр был быстр и решителен. Австриец пытался убежать, но Нестеров настиг его и врезал свой самолёт в хвост "Альбатроса". Свидетель тарана писал:

"Нестеров зашёл сзади, догнал врага и, как сокол бьёт неуклюжую цаплю, так и он ударил противника".

Громоздкий "Альбатрос" ещё продолжал некоторое время лететь, потом повалился на левый бок и стремительно упал. При этом, погиб и Пётр Нестеров.

Обломки Морана - Ж на котором Пётр Нестеров таранил Альбатрос
(Обломки "Морана - Ж" на котором Пётр Нестеров таранил "Альбатрос")

Отважный пилот был погребён в Киеве как национальный герой. О его бессмертном подвиге писала не только русская, но и вся мировая пресса. Своим талантом лётчика - новатора он открыл новую страницу истории авиации. Его "мёртвую петлю" и воздушный таран многократно повторили советские лётчики в годы Великой отечественной войны, и сделали это успешнее, сохранив при этом более половины боевых машин. Они доказали справедливость суждений Нестерова, что нападающий при таране не самоубийца, что он может и уцелеть.

Память выдающегося лётчика достойно увековечена. Уже в 1914 году на месте его гибели в городе Жолкове Львовской области был сооружён монумент, а вскоре городок переименован в Нестеров. Позднее, в 1980 году, в этом городе построили мемориал памяти героя - авиатора.

В Петербурге, где П. Н. Нестеров учился в Гатчинской школе воздухоплавания, его именем называется одна из улиц. На родине, в Нижнем Новгороде, Нестерову воздвигнут памятник, поставленный на самом красивом месте города - Верхне-Волжской набережной, в одном ряду с памятником другому выдающемуся лётчику - нижегородцу Валерию Павловичу Чкалову. Международная авиационная федерация учредила переходящий приз для победителя первенства мира по высшему пилотажу - кубок имени П. Н. Нестерова.

Петр Николаевич Нестеров, марка СССР 1963

Пётр Николаевич Нестеров, как и многие другие известные Российские лётчики, не являлся "асом" в прямом смысле этого слова - за короткий период своего участия в войне он совершил всего 7 боевых вылетов и одержал только одну воздушную победу. Однако вклад Нестерова в развитие отечественной военной авиации столь высок, что обойти его имя на страницах данного проекта - просто невозможно.

Упокой, Господи, всех вождей и воинов на поле брани за Россию живот свой положивших в Своих Небесных Селениях и нас помилуй, яко Благ и Человеколюбец!

Tags: История, Россия, Специальный пост
Subscribe
Buy for 80 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments