Александр Майсурян (maysuryan) wrote in ru_polit,
Александр Майсурян
maysuryan
ru_polit

100 лет Революции. "Диктатура кепки"


"Диктатура кепки". Выступая на Красной площади, В. И. Ленин делает энергичный жест кепкой. Большинство его слушателей — тоже в кепках или фуражках. Шляп не видно

После рассказа в данном соо о френче Керенского, который лидер Февраля на столетие с лишним ввёл в моду по всему миру, от Гаваны до Пхеньяна, и его воображаемом "женском платье", поговорим о следующем экспонате виртуального музея Революции 1917 года. По-моему, на эту роль вполне может претендовать ещё один предмет одежды — кепка!
Речь идёт о рабочей кепке главы Совнаркома. Разумеется, символом рабочих кепка стала ещё до Октября. В июне 1917 года в Петрограде кипели демонстрации — за и против "министров-капиталистов". И на них очень чётко разделились два потока — "кепок" и "шляп". Ленин иронически говорил "оборонцам": "Ваши лозунги носят, как видите, только те, кто ходит в шляпках и цилиндрах". Это было поистине убийственное для "министров-социалистов" наблюдение...
Именно тогда, в 1917 году, кепка стала любимым головным убором Ленина (а зимой он обычно носил шапку-ушанку из черного каракуля). И вот в Октябре 1917 года правительство крупнейшей страны впервые возглавил "человек в кепке". Для руководителей государств, многие из которых привыкли до 1917 года щеголять по торжественным поводам в бриллиантовых коронах, это был, безусловно, весьма революционный головной убор! Он резко "опрощал" их одежду.


Кепка Ленина в музее

Спустя недолгое время кепка стала самым модным, самым распространённым головным убором в России и СССР. Очень яркую характеристику "диктатуры кепки", по его выражению, дал профессор Николай Устрялов, бывший член белогвардейского правительства Колчака, а в 20-е годы — идейный лидер "сменовеховцев". Посетив в 1925 году красную Москву, профессор отметил, что интеллигенция в СССР утратила "европеизированную осанку": ""Кэпка" стала положительно вездесущей. Служилое сословие смешалось, "увязалось" с рабочим классом. Вот на моторе член правления Госбанка, проф. А. А. Мануилов, бывший ректор московского университета. Постарел, поседел, но с непривычки обращает особое внимание костюм: коричневая рубашка и неизменная кэпка... Сначала немножко странно бывало встречать старых своих знакомых в новом, "орабоченном" наряде. Но, конечно, скоро привык. Диктатура кэпки настолько универсальна, что даже самого скоро как-то потянуло ей подчиниться. Конечно, это пустяки, внешность. Но и она характерна. Диктатура рабочего класса. Рабочий — правит. Он — "царь политического строя"!.."
Возникает любопытный вопрос: если в 20-е годы "диктатура кепки" царила безраздельно, то когда эта диктатура кончилась? Ответ будет следующим: в 40-е годы. Причём произошло это вовсе не незаметно, наоборот, это было немалое психологическое потрясение для многих, прямо-таки настоящий шок! Отец автора этих строк, в 40-е годы бывший московским школьником, рассказывал мне об этом так: "Тогда Сталин появлялся на трибуне перед народом не часто, его появление было большим событием. Обязательно 1 Мая, тогда это был главный праздник страны. 7 Ноября он тоже появлялся, но не всегда. И вот как-то, уже после войны, мы идём по Красной площади во время праздничной демонстрации 1 Мая, и вдруг видим, что все руководители вокруг Сталина выстроились на Мавзолее — в шляпах! Не в кепках. Мы были потрясены...".
Произошла эта "шляпная революция", как нетрудно установить по газетным снимкам, 1 Мая 1946 года (шляпы надели только "штатские" вожди, военачальники остались в фуражках). И сильное впечатление от этого зрелища было понятно: ведь до сих пор слово "шляпа" служило насмешливой кличкой интеллигентов. (Хотя порой, в виде исключения, шляпы возникали на трибуне Мавзолея и раньше: то на голове "всесоюзного старосты" Калинина, то на голове наркома иностранных дел Молотова. Но они всегда оставались в меньшинстве).


"Диктатура кепки" сменилась "диктатурой шляпы"

Примерно тогда же советские руководители переоделись из военных френчей в мировую "униформу" элиты — английский костюм (о чём я уже писал). Правда, сам Сталин, будучи на особом положении, такого костюма не надевал, как и шляпы, продолжал носить френч или военную форму, и фуражку. Но даже покойного Ленина в Мавзолее в 40-е годы переодели из френча защитного цвета в английский костюм, повязали ему галстук в белый горошек...
А потом из Москвы "шляпная революция" покатилась по стране. Когда я писал биографическую книжку о Л. И. Брежневе, мне приходилось внимательно изучать его фотографии. И я обратил внимание, что до конца 40-х годов, в Запорожье, Леонид Ильич носил костюм-тройку и рабочую кепку (довольно странное, кстати сказать, сочетание — этакий "кентавр", с классовой точки зрения). Так же одевалось и его окружение. И вот на одной из фотографий, по-прежнему в кепках, они встречают какого-то важного гостя из Москвы. А он неожиданно оказывается в шляпе, и выглядит среди них "белой вороной". Однако этот столичный гость явно в центре внимания, на него обращены все взгляды. А вскоре, уже на днепропетровских снимках 1949 года, на голове Леонида Ильича тоже появляется элегантная шляпа...
Видимо, по такому же сценарию происходила "шляпная революция" и в других местах: шляпы, как вирус, разносили по стране высокие гости из столицы. Однако в 40-е годы фетровая шляпа соответствовала мировой моде, а позднее стала выглядеть старомодно. Переводчик В. Суходрев, покупавший в Америке эти знаменитые шляпы, писал: "Люди старшего поколения, наверное, помнят, как наши руководители обожали носить шляпы. Они буквально не выходили из дома без этого головного убора... Впрочем, и на Западе, в том числе в США, такое было, но — в 30-40-х годах. Достаточно вспомнить любой американский гангстерский фильм о том времени... Поэтому пришлось... немало побегать, прежде чем я нашёл на Мэдисон-авеню небольшой магазин мужских головных уборов фирмы "Стетсон". Были там и шляпы типа "хомбург" — фетровые, с высокой тульей, с загнутыми по окружности и обшитыми шёлковой тесьмой полями. Когда-то шляпы "хомбург" были в моде, и весь деловой Нью-Йорк щеголял в них, потом мода прошла, что, естественно, "наших" не коснулось".
Покупкой шляп руководил Андрей Громыко, каждый год приезжавший в Нью-Йорк на заседание ООН. Свой ежегодный поход за шляпами на Мэдисон-авеню В. Суходрев описывал так: "В магазине были шляпы всех цветов и оттенков — от чёрного до светло-голубого. Громыко же требовал шляпы исключительно мышино-серого цвета, и никаких иных... Иногда приходилось по нескольку раз ездить в этот магазин, чтобы подобрать шляпу более подходящего оттенка, снова привозить и показывать. И наконец, когда я получал высочайшее окончательное благословение, в последний раз отвозил их в магазин, где золотым тиснением ставили инициалы будущих владельцев — "ААГ", "ЛИБ", "ЮВА", "НВП", а в последние годы и "КУЧ"".
Ну, что тут сказать... Всё предельно ясно. "Диктатура кепки", по прекрасному выражению контрреволюционера Устрялова, закончилась. Началась диктатура шляпы... И вдобавок закупались эти шляпы, в которых брежневское Политбюро выходило на Мавзолей, не где-нибудь, а в Нью-Йорке, на Мэдисон-авеню. Эх... :(

Tags: История, Коммунизм, Россия, СССР
Subscribe
promo ru_polit июль 5, 22:33 57
Buy for 80 tokens
В сообществе публикуются посты, содержащие уникальный контент общественно-политической тематики. 1. Кат. До ката допускается размещать не более 15 строк текста и не более одного фото или одного видео. Размещение шокирующего контента допускается только под спойлером и с обязательным…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 38 comments